Статья на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
на уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день компетентностный подход является одним из самых важных и перспективных в системе образования. Компетенциями можно назвать определённый набор знаний, умений и личностных характеристик, который способствует успешной профессиональной деятельности в выбранной области. Это значит, что обучение становится комплексным и должно включать множество самых разных факторов. Многие из указанных аспектов касаются общекультурного развития детей.
К выпускникам предъявляется много требований, которые включают не только высокий уровень грамотности, но и наличие таких качеств, как критическое и аналитическое мышление, синтез и оценка полученной информации, умение представлять изученные материал в сжатом и развёрнутом виде и многое другое. В этом отношении гуманитарные дисциплины становятся важнейшим источником формирования речевой компетенции.
Если рассматривать данную компетенцию как способность к связному, логически выстроенному речевому взаимодействию на высоком уровне, можно выделить следующие получаемые навыки:
владение приёмами и нормами монологического и диалогического общения;
избегание напряжённых ситуаций и быстрый поиск выхода из них;
слушание собеседника, задавание обоснованных вопросы, уважение чужого мнения;
выстраивание аргументированной доказательной базы и отстаивание собственной точки зрения.
Уроки русского языка и литературы в рамках школьного филологического образования способны качественно повысить лингвистическую, культуроведческую и коммуникативную подготовленность современного ребёнка. При этом необходимо учитывать сложности в усвоении материала по старым программам, которые не могут в полной мере отвечать современным требованиям. Поэтому нужны обновлённые учебные методики.
В то же время педагоги отмечают неуклонно снижающийся уровень межличностной коммуникации среди школьников. Индивидуальный словарный запас становится всё более скудным, учащиеся мало пользуются богатствами родного языка, ограничиваясь привычным набором словесных конструкций. Поэтому педагоги-словесники стремятся привить детям любовь к чтению, стимулируют работу над уровнем личной грамотности, а также развивают умение применять теоретические знания на практике.
Структура коммуникации предполагает наличие нескольких уровней, включающих самоопределение и понимание необходимости участия в процессе, осознание намерений второго участника, оценку полученного в ходе взаимодействия результата. Для овладения необходимыми навыками нужен комплекс методик, которые, в свою очередь, подразумевают наличие письменной и устной связи.
Методы коммуникации:
диалог, дискуссия, диспут;
выполнение докладов, сообщений;
разработка и защита учебного проекта;
анкетирование, интервью;
работа на форумах.
Федеральные образовательные стандарты отдельно обговаривают необходимость развития у учащихся коммуникативных качеств. Определены цели, связанные с этой задачей. Учащиеся должны уметь вести продуктивную беседу как со сверстниками, так и с людьми иных возрастов, следовать выработанной программе речевого поведения, которая может быть составлена самостоятельно либо при помощи наставника.
Способность к осуществлению коммуникации является базовой в современном обществе, и в своей основе имеет деятельностный подход Это значит, что основной задачей для учителя становится привитие таких навыков, которые подразумевают активную самостоятельную творческую деятельность учащегося. Начало этому процессу закладывается в учебном заведении, однако в дальнейшем ребёнок должен продолжать развитие по собственной инициативе.
Необходимо также помнить о том, что любые формы коммуникации должны учитывать существующие в социуме нормы приличия и морали и соблюдать социальную дистанцию. Несмотря на стремительное течение жизни и обилие доступной информации, моральный компас не смещается в течение сотен лет, а это значит, что изучение гуманитарных дисциплин и литературных шедевров может дать ответы на вопросы этики, морали и нравственности.