Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка
Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка.
Что такое компенсаторная компетенция?
Существуют различные определения. Мне больше понравилось следующее: это способность «выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации».
Почему мне это представляется важным?
Во-первых, компенсаторная компетенция является одним из самых важных элементов коммуникативной компетенции (а это основная цель обучения иностранному языку), уровень развития компенсаторных умений считается качественным показателем иноязычной коммуникативной компетенции.
Во-вторых, на мой взгляд, именно сформированная компенсаторная компетенция может стать тем необходимым опытом, который поможет нашим детям преодолеть трудности, возникающие в процессе общения на иностранном языке. Не секрет, что далеко не все учащиеся заканчивают школу с прекрасным знанием иностранного языка. Не отдают себе отчета в необходимости таких знаний. Поэтому мне представляется важным вооружить их способами получения и передачи информации в условиях дефицита языковых средств.
Я работаю с учащимися 10-11 классов, старшая школа – это уже обобщение полученных знаний.
При обучении аудированию
важно научить не "зацикливаться" на незнакомом, а продолжать слушать, чтобы из контекста понять самое существенное, и т. д.
всегда обращать внимание на тембр, интонацию, настроение говорящего,
до слушания предположить, о чем пойдет речь и какие возможно прозвучат слова,
Для формирования компенсаторной компетенции в говорении использую такие приемы как
замена незнакомых слов синонимами,
замена сложных предложений простыми,
описание свойств и особенностей предмета,
уклонение от темы высказывания и переход на другую тему,
обращение за помощью к партнеру, например с просьбой повторить сказанное,
использование мимики, жестов, взгляда, интонации, рисунков, тембра и т.п..для выражения эмоций.
При обучении чтению важно учить учащихся системе анализа текста при разных видах чтения.
В чтении с пониманием основного содержания я стараюсь вырабатывать у учащихся уверенность в беспереводном понимании читаемого, и подбираю такие задания, которые бы убеждали учащегося в том, что он может понять читаемое без знания всех слов.
Чтение из ЕГЭ. Подбор заголовков к текстам.
Найти в тексте слова, относящиеся к теме, найти слова, значение которых можно понять, используя русский язык, найти в отдельных предложениях подлежащее, сказуемое, и др. части речи;
Найти английские эквиваленты русских слов (формируется языковая догадка),
Анализ предложений с пропущенным словом и определение части речи этого слова.
Формирование навыка словообразования
Умение работать со словарем.
На мой взгляд, все вышеперечисленные приемы способствуют формированию компенсаторной компетенции.