12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Светлана Вячеславовна45
Россия, Ярославская обл., Ярославль

17




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Ярославский городской Дворец пионеров"













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по промежуточной аттестации в объединении

«Компьютерная графика и дизайн»

в форме квест-игры

«В поисках ИНФО» (интересных, нужных фактов о…)





Автор: Васильева Светлана Вячеславовна



















Ярославль 2021

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся), «Освоение образовательной программы… в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета… сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся».

Таким образом, в настоящее время педагог дополнительного образования обязан проводить с учащимися контрольные диагностические занятия (как минимум – входная, промежуточная, итоговая диагностика). Можно использовать традиционные формы таких занятий – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, письменный и устный опрос, защита творческих работ, выставка, концерт. Но, как правило, они показывают результативность усвоения предметной части программы. Образование же сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия дополнительного образования детей базируется не только на усвоении ребенком набора знаний, умений и навыков в определенной области, но и на развитии личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Педагог, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка.

В игре проходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов. Достаточно ярко воспитательную сущность игры показывает в своей работе В.М. Букатов: «Для педагога, работающего в социо-игровой стилистике, учебный материал - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников занялся установлением деловых взаимоотношений со сверстниками. Идеал социо-игровой педагогики «не передача знаний», а формирование поколения».
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне.

Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда (телевидение, видео, радио, компьютерные сети). Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей образования становится развитие умения самостоятельной оценки и использования получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и личного социального опыта учащихся.

Квест  от английского слова quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета» — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Квестовая форма зачета воспринимается детьми, как правило, ярко, эмоционально, активно, хоть и в ходе ее приходится прикладывать много усилий, энергии, добиваться результата без посторонней помощи.

Игра называется «В поисках ИНФО» (интересных, нужных фактов о…).

На этом занятии ребенок может осуществлять самостоятельный поиск решения задач, не по «шаблону», но исключительно опираясь на свой жизненный опыт и знания.

Для учащихся это – испытание себя, своих сил, опыта, ну и, в конце концов, комплексного практического применения полученных на занятиях знаний, умений и навыков. Что собственно и требуется от контрольного занятия.


Тема занятия – Промежуточная аттестация учащихся объединения «Компьютерная графика и дизайн».


Рекомендуемый возраст: 11-13 лет.


Тип занятия: демонстрация знаний, умений и навыков за 1 полугодие учебного года.


Цель занятия: выявить уровень ЗУН по пройденным темам и разделам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная графика и дизайн» посредством погружения в квест-игру.


Задачи:

1. Образовательная: обобщить, закрепить и проверить ЗУН по темам: «Пожарная безопасность», «Объемные фигуры в Paint», Основы дизайна в Adobe Photoshop.

2. Развивающая: развивать учебно-организационные навыки и умения решать поставленные задачи, развивать мыслительные операции: классификации, сравнения, обобщения и систематизации полученных ЗУН, уметь рассуждать и логически мыслить в предметной и социальной областях, развитие творческих способностей.

3. Воспитательная: воспитывать уважительного отношения к заслугам старшего поколения, патриотизма, формирование коммуникативной культуры, трудовых навыков и ответственного отношения к результатам своей деятельности.


Место данного занятия в системе: данное занятие по промежуточной аттестации является заключительным при завершении изучения раздела, на котором учащиеся должны продемонстрировать свои знания, навыки и умения по темам «Пожарная безопасность», «Объемные фигуры в Paint», Основы дизайна в Adobe Photoshop, умения применять мыслительные операции сравнения, классификации и систематизации при выполнении заданий.


Форма занятия: индивидуально-групповая, обучающая игра, квест.
Методы и приемы работы: репродуктивный метод обучения (метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила), частично-поисковый, исследовательский.


Используемые образовательные технологии:

Игровые технологии – форма занятияигра-квест.

Технология исследовательского (проблемного) обучения - организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению.

Здоровьесберегающие технологии направлены на создание условий для снятия перегрузки, чередования форм деятельности на занятии.


Обеспечение учебного занятия:

1. Доступ в музей Дворца, индивидуальные пакеты заданий, оценочная таблица для педагога, материал для самостоятельной работы в электронном виде, компьютер, Музыкальное сопровождение.

2.Технические средства обучения: компьютерный класс, доступ в Интернет, проектор.







Ход занятия

Организационный момент (5 мин):

1.Приветствие

2.Сообщение темы, цели и плана занятия, организация работы учащихся, прослушивание информации о правилах проведения игры.

Правила проведения квест-игры

1.В ходе занятия каждому учащемуся предлагается пакет заданий (я использовала файлы с напечатанными, свернутыми бумажками-заданиями).

2.Текущее задание ребенок берет из этого пакета сам «вслепую». Для детей этот процесс добавляет интерес квесту. В организационном плане это значит, что учащиеся в группе одновременно выполняют разные задания квеста, не мешая друг другу, например, при рассадке и выполнении заданий за компьютерами.

3.За каждое выполненное задание педагог ставит баллы (выполненные задания складываются также в индивидуальный пакет для контроля, дальнейшего анализа и самоанализа, и подсчета баллов).

4. Следующее задание ребенок берет из своего пакета только когда выполнил предыдущее.

5. К педагогу с выполненным заданием и за получением следующего дети подходят по очереди. Поскольку задания социального плана выполняются не в одном помещении, а по всему зданию учреждения, нет толкотни в кабинете. Весь процесс проходит четко, быстро.

Основная часть (1час 15 мин):

Выполнение учащимися заданий квеста. Педагог следит за организацией процесса, заносит текущие результаты в карту результатов.

Таблица результатов

прохождения итоговой аттестации учащихся

в форме квест-игры

Дата________________ Группа_______

Фамилия Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого



























































































































Рефлексия (10 мин):

Подведение итогов занятия. Анализ занятия.






Примеры и рекомендации подготовки квестовых заданий:

Найти ближайший пожарный выход из здания (можно на дверь выхода прикрепить «Лист отметки учащихся» или дать задние «Описать путь (номера кабинетов) до пожарного выхода»). Важным и необходимым условием занятий сейчас является освоение знаний по безопасности (пожарной, террористической, дорожной, работе с электроприборами и т. Д.) Не случайно на первых же занятиях с группой мы проходим обязательный инструктаж по технике безопасности. В современной жизни требуется серьезное знание такой информации и задания такого типа (практическая проверка) позволят еще раз напомнить ее важность и значимость для жизни.

Узнать телефон вахты дворца, имя-отчество вахтера и гардеробщицы (баллы начисляются за каждую правильно выполненную часть задания). Это задание помогает детям понять важность информации, найти и запомнить нужный для них номер телефона в информационном плане (узнать расписание занятий, предупредить педагога о болезни, дать номер родителям). Также в ходе выполнения этого задания дети, осознавая необходимость социального поведения, проявляют умение уважительного обращения не только к педагогическому коллективу дворца, но и обслуживающему персоналу, ко всем взрослым.

Узнать дату открытия Ярославского Дворца пионеров и ФИО нынешнего директора. У нашего Дворца пионеров уникальная история, он был открыт 30 апреля 1941 г. и учащиеся дворца внесли свой посильный вклад в победу нашей Родины. Для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции я стараюсь обратить внимание детей на этот факт, осознать его. Практически вся информация есть на стендах, в музее, кабинетах учреждения, можно использовать Интернет, таким образом, выполнение задания вполне по силам учащимся. Баллы начисляются за каждую правильно выполненную часть задания.

Написать имена детей в группе. Особенностью работы группы в компьютерном классе является ее индивидуальный характер. Каждый выполняет задание самостоятельно за отдельным рабочим местом. Соответственно, проблемами такой формы обучения становятся неумение и дефицит общения, слабая сплоченность коллектива, отсутствие взаимовыручки. Зачастую и к концу года дети в группе не знают друг друга, не умеют общаться. Занятия, включающие в себя элементы социализации, помогают решить эти проблемы. Квест построен на коммуникационном, социальном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими учащимися невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и сплоченность в группе.

Оставить пометку на списках дверей Большого и Голубого залов дворца. Написать какие номера кабинетов рядом (Вариант – Подсчитать, сколько зеркал во Дворце пионеров). Такие задания способствуют развитию пространственной ориентации детей, коммуникативности, обращают внимание на существенные детали – в залах Дворца проводятся важные мероприятия.

Выбрать одно из объединений дворца, подписать (от учащихся объединения Компьютерная графика) и прикрепить открытку-поздравление, выполненную учащимися нашего объединения, к двери их рабочего помещения. Как промежуточная аттестация, квест походит в преддверии новогодних праздников. В этом случае детям даётся следующее задание, которое показывает учащимся социальную значимость изучаемого в объединении предмета, практическое приложение своей работы, удовлетворенность результатами своего труда, что дает возможность быть щедрыми, добрыми, полезными. Кроме того, дети знакомятся, взаимодействуют с другими коллективами Дворца, учатся находить нужную информацию (поиск по расписанию).

Для меня, как педагога, технические задания квеста должны показать комплексный уровень предметного освоения материала, а для детей показать ценность комплекса полученных знаний по предмету.

Найти в Интернете графику по зимнему Ярославлю, в программе Adobe Photoshop оформить как открытку, сохранить в файле “Квест-Задание.png” (баллы начисляются за каждую правильно выполненную часть задания). Это задание помогает выявить комплексный уровень освоения материала по работе в различных сетях (Интернет, локальная сеть), в файловой системе (передача, обработка, сохранение) технических навыков работы в профессиональном графическом редакторе, раскрыть творческий потенциал учащихся. Квестовая форма занятия как вид соревнования дает некоторый импульс способный подвигнуть ребенка в том числе и к творческой деятельности. Для подготовки этого задания не случайно выбрана краеведческая тематика – знание родного края является важной социальной составляющей любого образованного человека, а благодатный материал Ярославии дает широкую возможность применения творческих способностей ребенка.

Пример выполнения задания

исходное изображение

t1614251159aa.jpg

результат

t1614251159ab.gif


Техническое задание в Paint. Пожалуй, один из самых простых и доступных графических редакторов. Отрабатывая на занятиях технику отображения простых трехмерных объектов (цилиндр, куб, гибкий шнур), в задания квеста я стараюсь внести элемент прорисовки технически усложненных фигур, чтобы дети простые технические средства могли самостоятельно применить при выполнении более сложных заданий.

Вариант 1

t1614251159ac.png

Вариант 2

t1614251159ad.png

Вариант 3

t1614251159ae.png

Источники

1.«Современные образовательные технологии» под ред. Н.В. Бордовской, изд. «Кнорус» М.2013 год

2.http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php ?aid=1224 Педагогическая библиотека. Букатов В. М. «Сочинять новое или вспоминать старое?»

3. https://edunews.ru/additional-education/formyi-zanyatiy-v-dopolnitelnom-obrazovanii.html - Типы занятий в дополнительном образовании

https://infourok.ru/ - образовательный портал.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.