Внеклассное мероприятие «В стране единой, в стране многонациональной»
Внеклассное мероприятие
«В стране единой, в стране многонациональной»
Номинация: Разработка мероприятия или классного часа, посвященного году культурного наследия народов России.
Название: Внеклассное мероприятие «В стране единой, в стране многонациональной!»
Аудитория: Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 2-3 классов.
Цель: Формирование у обучающихся чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Задачи:
1)Формировать культуру межличностного взаимодействия обучающихся в школе.
2)Развивать творческие способности обучающихся посредством приобщения к различным видам деятельности.
3)Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
4)Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход мероприятия:
Учитель: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,-
Что может быть сердцу милей.
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
(выходят дети в национальных костюмах и высказывают слова приветствия)
Грузинский: «гамар джобат»
Эстонский: «тере паеваст»
Казахский: «салем»
Узбекский: «ассалому алейкум»
Армянский: «барев дзез»
Турецкий: «мераба»
Учитель: Прослушав отрывок из стихотворения Владимира Гудимова, и, выслушав слова приветствия на разных языках, ответьте на вопрос: Чему посвящено наше мероприятие? Какова его главная тема, о чём оно? (ответы учащихся)
Учитель: Родина - место, где человек родился и вырос. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла. Люди издавна любили свою Родину, слагали о ней пословицы и поговорки. И сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине. Посмотрите на доску, пословицы рассыпались, и мы предлагаем соединить конец и начало.
( На доске пословицы о Родине. Учащиеся собирают пословицы и объясняют их значения.)
Учитель: Известная поговорка гласит: «Человек без Родины - соловей без песни». Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но он своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.
Учитель:У каждого на земле человека есть Родина. Как вы думаете, что такое Родина?
(ответы учащихся)
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
—Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
— Это место, где стоит наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
Учитель:У каждого человека есть уголок, в котором он родился и вырос. Это малая родина. Это место каждый человек помнит всю жизнь.
Ученик 1: В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Учитель: Для каждого из нас Аткарский край является малой родиной, которую мы должны любить, охранять, знать прошлое и настоящее.
Ученик 2: Милые сердцу просторы,
Густые леса и поля-
Это Аткарск мой родимый,
Это родная земля!
(учащиеся исполняют песню «Тихий город над рекой»)
Учитель: Какому городу посвящена наша песня? А какие две большие реки протекают в нашем городе? Почему они так называются? (ответы учащихся). Много лет назад произошло удивительное событие
Ученик 3: (стихотворение сопровождается показом презентации)
Однажды, много лет назад,
Еткар привел к реке отряд.
Еткар - татарский знатный хан,
Ему не зря был титул дан:
Он был отважен и силён,
И смел, и властью наделён...
В один из жарких летних дней
Он напоил в реке коней,
Из родника в июньский зной
Воды напился ключевой...
И сразу сделал массу дел,
Как-будто вдруг помолодел.
Река понравилась ему,
И сам не зная почему,
Он эту речку полюбил,
Её берёг, боготворил...
Он к ней любовью воспылал,
И имя ей своё он дал...
С тех пор, как-будто веселей,
Среди пригорков и полей
Начало взяв из ручейка,
Течёт прохладная река,
И слышен нам со всех сторон
Её хрустальный перезвон...
Горят далёкие костры,
Где были ханские шатры,
Бушуют вольные ветра
И мчится речка - Аткара.
Возникнет позже город тут,-
Его Аткарском назовут...
Учитель: Так в честь кого река получила такое название?
А о появлении второй нашей реки повествует следующая легенда (чтение легенды сопровождается демонстрацией слайдов под музыку)
Давным-давно наша местность была покрыта вековыми соснами и другими деревьями. Птицам, зверям, рыбам жилось привольно, ещё ни разу не ступала нога человека в этих дивных местах. Но вот появился охотник-человек. Он увидел берлогу медведицы и её маленьких медвежат. Натянул лук охотник и убил медвежат, а медведица осталась одна в берлоге оплакивать своё материнское горе. Она так любила своих медвежат и так страдала, что не выдержала земля и заплакала вместе с ней. И на том месте, где была берлога медведицы, стали бить ключи, как бы напоминая людям о том жестоком охотнике, о жестокости вообще. Ключи, бившие из берлоги медведицы, соединились с другими ключами, образовали реку, которую назвали люди Медведицей в честь матери-медведицы.
Грустная легенда, ребята, не правда ли?
Учитель: А как же появился наш город? В 1699 году по указу Петра I на правой стороне реки Медведицы при устье реки Еткары появилась Еткарская слобода.
(Звучит торжественная музыка и выходит Екатерины II и писец –девочка и мальчик в костюмах)
Екатерина II: «Я, императорское величество, Екатерина II ныне 7 ноября 1780 года повелеваю пожаловать слободе Еткара статус города. И жалую им герб и флаг. Такова моя воля. Быть сему!»
(под музыку Екатерина 2 садится в зал)
Учитель: -Вот так и возник наш город Аткарск. А на его гербе изображена река, над которой в серебряном поле парят три птицы- рыболова, которых в окрестностях города было очень много.
Этот же символ отразился и на флаге нашего города.
Ученик: Мы любим Аткарск. Никуда нам не деться.
У многих прошли здесь и младость, и детство.
И юность, и взрослость, и зрелость, и старость…
Аткарск – это счастье, Аткарск –это радость.
Учитель: Все жители нашего города именуются аткарчанами. Независимо от того, к какому народу принадлежит человек. У всех нас одна Родина, один любимый город.
Аткарск – это многонациональный город.
(под музыку прочитывается стихотворение и выходят дети в национальных костюмах)
Город наш хоть не велик,
Но однако многолик.
И узбеки и армяне,
Даже есть азербайджане,
И татары и таджики,
Украинцы и калмыки.
Ну. А русские хоть есть?
Русских – здесь не перечесть!
Все в Аткарске проживают
И друг друга уважают.
Не за нацию и лесть -
За радушие и честь.
(дети под музыку водят хоровод с ленточками)
(Затем читают по несколько строчек стихи).
Ученик 1: Сколько нас, нерусских у Аткарска,
И татарских, и иных кровей.
Ученик 2: Имена носящих не простые,
Но простых аткарских сыновей!
Ученик 3: Любим мы края свои родные
И вовек – ни завтра, ни сейчас.
Ученик 4: Отделить нельзя нас от Аткарска.
Родина немыслима без нас.
Ученик 5: Много нас разных: задорных, веселых,
Светлых и темных, красивых, здоровых!
Ученик 6: Сколько же вместе дорог будет пройдено!
Край у нас общий и общая Родина!
Учитель: Наши аткарчане хотят поделиться с вами своими национальными танцами и посмотреть ваши умения танцевать.
(Под национальную музыку все учащиеся выполняют движения)
(Звучит русская народная музыка в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.)
Матушка Русь: Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!
(Кланяется на три стороны).
Учитель: Здравствуй Матушка Русь!
Матушка Русь: Встретиться я с вами рада.
Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!
Внешне хоть и не похожи, для меня, вас нет дороже,
Все красивы и умны, все талантливы, скромны,
Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?
Дети: Дружно!
Ученик: Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,
Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,
За друзей стоим горой, вместе дело спорится!
Матушка Русь: Как я рада, что ребята все дружны,
Ведь раздоры, слезы, войны, людям вовсе не нужны!
Учитель: А сейчас мы докажем, что в этом зале собрались дружные ребята. Предлагаю вам сыграть в игру «Мы разные».
- Я хочу попросить встать девочек. Какие вы сегодня нарядные и красивые.
- А теперь встаньте мальчики. Какие вы сильные, смелые.
- Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые.
- Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые, у кого зеленые.
- Как вы думаете, можно ли среди вас найти совершенно одинаковых людей?
- Значит, какие мы?
Дети: непохожие, разные.
Учитель: А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные? (ответы учащихся). Конечно, хорошо, что мы все такие разные! Мы можем друг у друга учиться чему-то новому. Так, например, готовить разные национальные блюда, как лучше ловить рыбу, как правильно охотиться в тайге, какие лекарственные растения помогают от разных болезней, поиграть в различные игры и многое другое.
(На доске яблоня с разными по форме, цвету и размеру яблоками.)
Учитель: В саду, где прогуливалась Дружба росла яблоня. Все ли яблоки на ней одинаковы? (Нет)
- Чем они различаются? (Формой, цветом, размером)
- Вот так же и люди. В чём наше внешнее различие? (Люди различаются цветом глаз, волос, кожи, ростом и весом)
Я хочу вам показать на примере что снаружи все люди разные, а внутри –одинаковые. Подойдите ко мне и выберите себе по одному яблоку. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Как мне это удалось, спросите вы? (Учитель разрезает одно яблоко на части и спрашивает)
– Чьё это яблоко? – Почему трудно определить?
Вывод: Внутри все яблоки одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
Учитель: Какие качествами нужно обладать каждому человеку, чтобы жить в мире и согласии. А теперь давайте создадим дружную планету. На столе лежат человечки, все они разные по цвету кожи, внешнему виду и костюму, как и мы с вами. Напишите с обратной стороны фигурок те качества, которые помогают вам дружить с другими ребятами и людьми.
(Дети пишут и клеят на изображение земного шара человечков.
Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»)
Ученик: Да, наверное, мы разные! Но все мы при этом равные!
Мы все имеем равные права, смеяться и грустить.
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Ученик: Ведь каждый из нас индивидуальность
И в этом конечно и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
Ученик: Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети,
Нам сориться не нужно!
Матушка-Русь: Какие же вы молодцы. А сейчас я проверю, на сколько хорошо вы знаете свою малую Родину. Я буду показывать загадывать загадки и показывать фотографии, а вы должны угадать, что за место я вам показываю.
Отгадайте-ка, ребятки,
О нашем городе - загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся - продолжать.
Сможете?
Дети: Да!
Шумят повсюду поезда,
И едут люди, кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется (вокзал)
В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а (музей)
Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание-(почта)
Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто-то заболел
Все идут лечиться
В нашу родную,
Городскую (больницу)
Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем (магазине)
Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
В этом заведении
Все перебывали.
Двоечники, гении
Отметки получали.
Учились и артисты,
Певцы, артиллеристы.
Сюда хожу и я,
И вы, мои друзья…(Школа)
Учитель: Наше познавательное мероприятие подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Ребята, скажите, что же мы называем Родиной?
А что для нас является малой Родиной?
Какие две главных реки помогли появиться городу?
Как назывался раньше наш город?
Кто и в каком году пожаловал Еткарской слободе статус города?
Какие народности проживают в Аткарске?
Ребята, в нашем городе проживает много разных народностей, так скажите а что нужно делать, чтобы все мы не ссорились и у нас на Земле был мир?
Молодцы ребята!
(Все учащиеся встают в хоровод. Учитель читает стихотворение)
Учитель: На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!
Учитель: что мы скажем о нашем хороводе?
Дети: Мы разные, но мы вместе.
Учитель: Я хочу поблагодарить вас, ребята за активное участие в нашем мероприятии. Я очень надеюсь, что сегодня на нашей планете станет больше людей единых по духу. Людей, которых объединяет желание жить в мире и добре, приносить пользу своей стране знаниями и трудом. А это значит, что нас чаще будут окружать понимающие, заботливые, доброжелательные люди. Давайте никогда не будем забывать, что в нашей жизни все в наших руках.