Знакомство с шахматной фигурой «Король» (Обучение шахматам в начальной школе)
Знакомство с шахматной фигурой «Король».
Задачи.
Продолжать учить играть в шахматы, знакомить с шахматными фигурами. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве.
Воспитывать настойчивость и терпение.
Ход игры
Дети располагаются вокруг стола, где лежит шахматная доска.
В. Ребята, а вы любите шахматы?
Мы с вами сейчас и поиграем в игру «Волшебный мешочек».
Каждый из вас по очереди берет фигуру из волшебного мешочка, называет ее и ставит на доску.(Все фигуры закончились, нет короля).
Какой фигуры не хватает на шахматной доске? Правильно, нет короля! А это кто? Король! (король-кукла). А мы сможем поставить куклу на поле короля?
Наш король превратился в игрушку, но если мы отгадаем загадки и выполним все задания, то он обратно превратится в шахматную фигуру. Садитесь за столы.
Отгадайте загадку
Самый главный в войске есть,
А для нас он просто … (ферзь).
Задание от ферзя
- Проверьте, правильно ли расставлены фигуры на магнитной шахматной доске. Правильно. Сейчас мы поиграем в игру «Путаница». Какие фигуры поменялись местами.(2-3 раза). При этом возможно называние «адреса» полей.
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
2. Следующее задание нам от ладьи.
Я забыла, как ходит король. Помогите мне вспомнить.
Покажите мне на фрагменте шахматной доске, как ходит король. Молодцы.
А чтобы ладья больше не забывала, мы ей нарисуем схему. Стрелками покажите, на какие поля может пойти король.
Я выкладываю лучи вокруг короля. Вы нарисовали все возможные ходы короля, рисунок похож на солнышко.
Задание. Отгадайте загадку.
Я очень быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь).
Ой, что-то я замерз.
В.Я предлагаю с помощью движений рук изобразить солнышко и согреть коня.
Физкультминутка (под музыку)
Руки вверх по вертикали,
Руки вверх по диагонали,
Руки в стороны по горизонтали,
Руки вниз по диагонали,
Руки вниз по вертикали.
- Задание от слона Работа в командах. Игра «Кратчайший путь» добраться до намеченной цели обходя препятствия (разноцветные камни, красные и желтые).
Вы обходите желтые камни, а вы - красные. Ходы делаем по очереди. Кто первый дойдет до цели?
- Индивидуальная работа. Игра «Один в поле воин». Фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
4.Задание от пешки. Сыграйте со мной в игру «Да-нет».
Согласны ли вы, что:
1) король – самая высокая фигура? (да)
2) можно ли побить короля? (нет)
3) на шахматной доске два короля? (да)
4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)
5)может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)
6) черный король может побить черного ферзя? (нет)
Молодцы, вы справились с заданием и помогли вернуться шахматному королю в его королевство. Ставлю короля на доску. А с этим королем мы будем играть в другие игры.