Материал к уроку окружающего мира «В царстве природы»

4
0
Материал опубликован 20 June 2022

п/п

ЭТАПЫ НОД/ обеспечение

Ход НОД:

Технологии, методы, формы работы

Психолого-педагогические условия

1.

Мотивационный этап

(создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности (присутствие игровых персонажей, сюжетосложения, путешествия, ИКТ, проблемной ситуации, игры и т. д.)

Воспитатель:

Добрый день, ребята!

Сверка списочного состава.

Проверка готовности детей к занятию.

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Улыбнемся мы гостям

И здравствуйте, скажем Вам».

Воспитатель:

Ребята, да тут нам письмо! Давайте посмотрим. Интересно!?

(Ответы детей)


Воспитатель: Не простое письмо, а звуковое. Послушаем?


(Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись)

Голос: Здравствуйте, дорогие дети. Я - Фея Природы. Слышала, что вы очень хорошие, умные дети, и я очень хочу поближе познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. Хотите?

(Ответы детей)



ИКТ



Метод словесный:

Беседа


Метод наглядный: Показ


Метод наглядный: Рассматривание


Поддержка инициативы


Поддержка индивидуальности



2.

Ориентировочный этап

(формулирование целей деятельности ребенком, подбор средств)

Воспитатель: Хотите попасть в гости к Фее Природы?

(Ответы детей)

Хотите узнать, что интересного в ее королевстве?

(Ответы детей)

Давайте подумаем, что нам нужно сделать, для того чтобы попасть в ее королевство?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Давайте послушаем дальнейшие указания Феи.

Голос: Тогда вставайте около своих стульчиков. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь у меня в гостях…

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.



ИКТ


Личностно-ориентированные технологии.




Метод словесный:

Беседа


Метод наглядный: Показ


Метод практический: Работа в малой группе


Поддержка инициативы


Организация взаимодействия детей друг с другом


Поддержка инициативы



3.

Исполнительский этап

Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали все, как просила Фея природы, мы прошли с вами долгий путь… И очутились в Королевстве природы.

Помните, как - то раз мы с вами измеряли частоту пульса друг у друга?

(Ответы детей)

Воспитатель: У всех он был разным. И мы рассуждали, что если пульс учащается, это говорит, о физической нагрузке, а, может, о волнении, состоянии тревоги.

(Ответы детей)

Воспитатель: А давайте, сейчас измерим частоту вашего пульса.

(Ответы детей)

Воспитатель: Так какой же у вас пульс?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а пульс то у всех разный.А почему?

(Ответы детей)

Воспитатель:То есть, ваше настроение, состояние вашей души тогда тоже было разным. А давайте подумаем вместе, когда человек взволнован, чем-то встревожен, у него как говорится, «на сердце груз», как он поступит, куда пойдет?

(ответы детей: «обратится за помощью к близкому человеку, будет переживать в одиночестве, и т.д.)


Воспитатель: Верно, ребята, для того, чтобы позабыть свои тревоги, успокоить душу, кто-то, возможно, даже пойдет в церковь, а кому-то захочется просто побыть наедине с природой.

Таким образом, мы подошли к теме нашего занятия:

«Природа и мы. Путь к душе».

(слайд)

Воспитатель: Мы уже сказали, что кто-то, захочет прийти в храм, к Богу. Вы, наверное, слышали такое выражение «и ноги сами привели меня…»

Россия издревле славилась храмами.

(слайд)

Воспитатель: Они такие разные. Это и величественные белокаменные громады, и маленькие деревенские церквушки.

(слайд)

Воспитатель: В храм шли всегда - не только от грусти, но и с радостью.

(Слайд)

Воспитатель: Но есть еще другой храм, это храм природы, которая многих людей исцеляет своей мягкостью, добротой, красотой.

(слайд)

Воспитатель: Разве не она делает людей поэтами, мечтателями, но никак не бизнесменами... Природа заставляет людей распрямляться, высоко поднимать голову, она делает человека лучше, добрее, мудрее.

(слайд)

Воспитатель: Помните, мы проводили с вами небольшой эксперимент? Когда пробовали отрезок пути идти, глядя себе под ноги, а потом тот же путь проделывали, смотря перед собой, а еще лучше, глядя время от времени на небо? Как вы себя при этом чувствовали?

(ответы детей)

Воспитатель: Вот видите, очередное подтверждение тому, что природа волшебным образом создает человеку позитивное, светлое, хорошее настроение.

Так же, как к храму, и в горе, и в радости идет человек в лес, на луг, к ручью, т.е. он обращается к природе.

(слайды)

Воспитатель: Считается, что сельские жители значительно добрее, чище, приветливее, отзывчивее, чем люди городские; Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, они оторвались от природы, отгородившись от нее громадами домов. И так много потеряли!


Ведь удивительный мир природы таит в себе море звуков и запахов, тысячи разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, задуматься, присмотреться.

Давайте мы сейчас тоже на минутку остановимся и присмотримся к чудесам природы.

(фильм)

Мы тоже с вами стараемся, как можно чаще общаться с природой, что же мы при этом чувствуем?

(ответы детей)


Воспитатель: Ребята, так давай те же с вами повторим, что такое природа?

(ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы проверим, что вы запомнили о том, как природа влияет на человека и на его настроение.

(слайд)

(практическое задание)

То есть, находясь в тесном контакте с природой, мы, теперь уже убедившись на собственном опыте, можем с уверенностью сказать - нам становится лучше, спокойнее. А это хорошо или плохо? То есть мы начинаем мыслить как? Позитивно или негативно?

Давайте рассмотрим внимательно вот такую схему.

(Слайд)

Воспитатель: Природа подарила людям удивительный мир растений. Деревья, травы, цветы - все они оберегают, лечат, поддерживают наше здоровье. Лес, лесные поляны, были первой аптекой, в которую пришли наши предки за лекарствами. Лекарственные травы - это альтернатива таблеткам и медикаментам, потому, что это доступно и бесплатно. Кто из нас не собирал ромашку, чабрец, шалфей, чтобы избавиться от простуды, кашля… Я уверена, что каждый испробовал на себе настойку мать и мачехи, липы, шалфея. Прикладывал подорожник к ранам. Успокаивали расшалившиеся нервы травяными чаями, используя мяту, мелису. Чайные травы - это те травы, которые приятны на вкус при заваривании. Это незаменимые напитки для тех кто следит за своим здоровьем.

Давайте поделимся секретом сбора трав.

1-й ребенок:

Траву следует собирать в сухую безветренную погоду. Для каждой травы есть свой срок сбора. Нельзя собирать траву у дороги, на кладбище, в парках, в местах пожарищ. Трава должна быть чистой и не больной

2-й ребенок:

При сборе трав важно травку не обидеть, говорить с ней,

просить поделиться ее листочками и никогда не срывать ее полностью.

3-й ребенок:

Травы и деревья можно гладить, петь им песни, говорить ласковые слова. И так радостно на душе становиться от этого общения. И растения отвечают взаимностью.

4-й ребенок:

Собранную траву следует сушить в тени. Для этого можно использовать навесы, чердаки, мансарды. Траву можно связывать в небольшие веники и вешать их, либо расстилать тонким слоем на стеллажах.

Высушенную траву хорошо измельчают, укладывают в приготовленную тару и подписывают название, время и место сбора. Хранят лекарственные травы в сухом помещении, исключая попадание прямых солнечных лучей.

(показ мешочков с травой)

Воспитатель: Ребята, а хотите мы с вами заварим травяной чай?

(ответы детей)

Воспитатель: Ну, тогда приступим! А, вы будете мне помогать?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, так давайте же понюхаем наши травы.

(фитотерапия)

Воспитатель: Каким стало ваше настроение?

(ответы детей)

Воспитатель:Итак, берем одну чайную ложку травы и помещаем в стеклянную или керамическую посуду, заливаем 200 граммами кипятка, закрываем крышкой или полотенцем на 3 минуты. Хочу сразу оговориться, если вы хотите получить вкусный полезный напиток, никогда не используйте воду, которая повторно кипятилась. При первом кипячении вода теряет кислород и если ее снова перекипятить, чай получиться безжизненным и невкусным. Лучше всего брать родниковую воду, она не имеет ни вкуса, ни запаха, не оставляет накипи в чайнике. Согревать воду лучше всего в обычном чайнике. Температура воды должна быть 80 градусов. Готовность воды можно определить по непрерывной цепочке пузырьков со дна чайника. Это стадия вскипания. Огонь надо выключить и дать воде немного успокоится и затем заваривать чай.

Ещё одно важное умение в приготовлении травяных чаёв – сбор букета трав. Можно, конечно, готовить чай из одной какой-либо травки, но кто откажется от возможности поколдовать над чайничком? Если вы используете ароматные травы (мяту, мелиссу, душицу, чабрец и т.д.), то в смесь желательно включать только одну из них. Иначе ароматы могут уничтожить друг друга или, что ещё хуже, слиться в неприятный запах. Поэтому наилучшим вариантом может быть смешивание нескольких нейтральных трав с одной ароматной. Обычно используют от 7- до10 наименований трав для приготовления витаминного чая для укрепления эмунитета поднятия настроения,

Правильно заваренный травяной чай обладает чудесным ароматом, насыщенным вкусом и ярким цветом, а также является просто кладезем полезных веществ. А еще одно важное преимущество чая, приятно выпить чашечку чая с друзьями.

Природа щедро дарит нам свои богатства. Нужно только научиться правильно ими пользоваться, и заботиться о своем здоровье. Пусть каждый день приносит вам радость и здоровье. А чтобы вы гости не болели, мы хотим подарить вам небольшие подарки - рецепты здоровья и угостить витаминным чаем. Надеемся, что, что кто- то из вас попробует наши травки или хотя бы задумаемся о пользе лекарственных растений, и реже будет заглядывать в аптеку.

Воспитатель: Так давайте же наших гостей угостим целебным чаем!

Гостей и близких угощаем

Мы ароматным сладким чаем

От всех недуг, от всех болезней

Травяной чай, всегда полезней.

Здоровья вам всем крепкого и оптимизма!!!










Здоровьесберегаюшая технология



Метод словесный:

Беседа













Технология исследовательской деятельности.


Метод словесный:

Беседа



















Метод наглядный: Демонстрация









ИКТ

Метод наглядный: Демонстрация








































Метод наглядный: Показ


Метод словесный:

Беседа









Метод практический: Работа в паре




Метод наглядный: Демонстрация


Метод наглядный: Рассматривание






























Метод:

Художественное слово



















Здоровье -

сберегающие технологии.


Технология опытно-экспериментальной деятельности




Метод практический: Опыт



















Метод наглядный: Показ


Поддержка индивидуальности


Поддержка инициативы







































































































































































































Предоставление выбора




Организация взаимодействия детей друг с другом



Организация взаимодействия детей друг с другом



Рефлексивный этап

(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

Вt1655730864aa.gif оспитатель: Было интересно?

(ответы детей)

Воспитатель:Вы согласны, что состояние души, настроение человека очень часто зависит от него самого. От того, как он решит начать свой день, какие поступки совершит, какой смысл придаст каждому новому дню.

Попробуйте каждый из вас ответить себе на вопрос. Какой ты? Какое у тебя настроение? Каково состояние твоей души?

И если все же признаки негативно мыслящего человека у вас преобладают, то давайте пробовать изменить себя. А что для этого нужно? Это ведь совсем несложно.

(ответы детей)

- Научиться радоваться - солнцу, птицам в небе, шелесту листвы;

- Не обижать своих близких-людей вокруг и все живое;

- Совершать каждый день простые, пусть самые маленькие, но добрые поступки, причем ПРОСТО ТАК!

Воспитатель: В общем, решать вам, какой смысл будет иметь ваша жизнь, и вам выбирать свой путь, путь к своей душе.

Я бы хотела, чтобы это был путь к солнцу, звездам, ветру, дождю...

И тогда на душе у вас будет светло и ясно.

Анализ занятия.

Игра «Нарисуй свое настроение».


Личностно-ориентированные технологии




Метод словесный:

Беседа


































Метод практический: Рисование




Поддержка индивидуальности


Поддержка инициативы





Организация взаимодействия детей друг с другом


5.

Перспективный этап (выход на самостоятельную деятельность детей

Воспитатель: Где как еще можно познакомиться с природой и ее ценностями?

Дети: отвечают.

(У мамы спросите?

Книгу почитаете?

Мультфильмы посмотрите?

В поход сходите?

Прогулку в лес организуете?).


ИКТ

Метод наглядный: Демонстрация



Метод словесный:

Беседа


Поддержка индивидуальности


Организация взаимодействия детей друг с другом




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.