Адаптированная рабочая программа по внеклассной работе «В здоровом теле — здоровый дух» (3–5 классы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Школа для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам №6 г. Саратова»
Рассмотрена и принята «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО № __ «___»_____2019 г. «___»_______2019г.
руководитель МО зам. директора по УВР директор
_______________ ________________ _______________
(Никифорова Н.С.) (Бузаев И.Н.)
Адаптированная рабочая программа по внеклассной работе
«В здоровом теле – здоровый дух»
на 2019- 2020 учебный год
Составитель: Коченова А.А.
г. Саратов
2019 г.
Пояснительная записка.
Согласно ст. № 41,42 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нём - одна из главных задач школы.
Образование - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Формированию здорового образа жизни школьников, как один из вариантов, может способствовать реализация внеурочной программы «В здоровом теле – здоровый дух».
Данная программа направлена на укрепление здоровья обучающихся. Программа составлена с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей. Важно помнить о влиянии школы на здоровье обучающихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса. В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Программа «В здоровом теле - здоровый дух» представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни. Программа по внеклассной работе направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование понимания сущности здорового образа жизни.
Формирование знаний, умений, навыков, позволяющих использовать здоровый образ жизни.
Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Воспитание таких личностные качества как целеустремлённость, упорство, усердие, взаимопомощь.
Развивающие:
Развитие потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Развитие устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.
Развитие умений и навыков правильного взаимодействия с окружающими людьми.
Развитие умения общаться и сотрудничать.
Методы работы:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
2. Наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, иллюстраций. Наглядные методы дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
3. Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
• системность и последовательность занятий: 1 час в неделю; обеспечение преемственности обучения;
• научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
• доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; использование методов, соответствующих возрасту обучающихся и их развитию;
• наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
• деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с преподавателем и самостоятельно;
• активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно (или действует совместно с преподавателем);
• прочность знаний: завершение курса итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки.
Ожидаемый результат работы.
Дети должны знать и уметь:
1. Знать и соблюдать правила личной гигиены.
2. Знать и соблюдать правильное питание.
3. Знать о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
4. Знать о возможном негативном влиянии компьютерных игр, вредных привычек на здоровье человека.
5. Уметь бережно относиться к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
Программа разработана для обучающихся группы продленного дня (3-5 класс). Срок реализации - 2019-2020 учебный год.
Режим занятий. Общее количество часов в 2019-2020 учебного года – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Тематическое планирование
№п/п | Форма и тема занятия | Коррекционно -развивающие задачи | Количество часов | |
| ||||
1 | Беседа, загадки «В здоровом теле – здоровый дух» | 1. Дать основные представления о здоровом образе жизни. 2. Коррекция внимания, логического мышления, речи. 3. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. | 1 | |
2 | Беседа «Движение – это жизнь» | 1. Формирование убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности. 2. Коррекция внимания, логического мышления, речи. 3. Воспитание любви к себе, к людям, к жизни | 1 | |
3 | Игра «Полезные привычки» | 1. Знакомство с полезными привычками. 2. Коррекция внимания, логического мышления, речи. 3. Развитие стремления к здоровому образу жизни | 1 | |
4 | Беседа. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 1. Формирование знаний о том, что природа является источником здоровья. 2. Развитие мышления, памяти. 3. Формирование ответственности за своё здоровье | 1 | |
5 | Практическое занятие. Режим дня. | 1. Научить правильно составлять режим дня. 2. Воспитание ответственности за свое здоровье. | 1 | |
6 | Игра- путешествие «По тропе здоровья» | 1.Формирование у обучающихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. 2. Развитие кругозора обучающихся; развитие внимания, мышления, памяти. 3. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. | 1 | |
7 | Практическое занятие Утренняя зарядка. | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков.2. Развитие кругозора обучающихся; развитие внимания, мышления, памяти. 3. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. | 1 | |
8 | Беседа, стихи «Кто опрятен – тот приятен» | 1.Формирование стремления к осознанному соблюдению правил личной гигиены и внешнего вида. 2. Развитие внимания, мышления, памяти. 3. Воспитание аккуратности и организованности | 1 | |
9 | Беседа «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков. 2.Развитие мышления, коммуникативных функций. 3. Воспитание аккуратности, опрятности. | 1 | |
10 | Практическое занятие «Полотенце всё расскажет» | 1.Формирование культурно-гигиенических навыков. 2. Развитие общей моторики; коррекция внимания, логического мышления, речи. 3. Воспитание стремления к чистоте, бережного отношения к здоровью | 1 | |
11 | Беседа «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже» | 1.Знакомство детей со строением кожи, научить бережно обращаться с ней. 2. Развитие мышления, памяти. 3. Формирование санитарно-гигиенических навыков. | 1 | |
12 | Беседа «Волшебница Расчёска» | 1. Мотивировать детей на уход за собой. 2. Развитие связной речи, процессов памяти, внимания, мышления. 3.Воспитание опрятности, аккуратности. | 1 | |
13 | Загадки, игра «Глаза – главные помощники человека» | 1. Показать важное значение зрения в жизни человека, глазами. 2. Развитие познавательных интересов. | 1 | |
14 | Беседа, басня «Волшебные стёкла» | 1. Расширение кругозора обучающихся. 3. Воспитание толерантного отношения к людям. | 1 | |
15 | Практическое занятие «Береги зрение смолоду» | 1. Научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз. 2. Коррекция внимания, логического мышления, речи. 3. Формирование чувства ответственности | 1 | |
16 | Практическое занятие «Чтобы уши слышали» | 1. Научить ребенка осознанно заботиться о своем слухе. 2. Развитие внимания, мышления, памяти, речи. 3. Формирование привычки следить за своим внешним видом | 1 | |
17 | Беседа «Хорошие зубы – залог здоровья» | 1.Знакомство с основными правилами гигиены полости рта. 2. Развитие устойчивого внимания, мышления, памяти. 3.Формирование, желания вести здоровый образ жизни | 1 | |
18 | Игра-путешествие «Путешествие к планетам Зубной Щётки» | 1.Формирование у обучающихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами. 2. Развитие познавательной активности. 3. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, сотрудничества | 1 | |
19 | Практическое занятие «Прощание с Мойдодыром» | 1. Систематизация представления обучающихся о личной гигиене. 2. Развитие внимания, мышления, слуховую памяти, воображения. 3. Воспитание потребности в соблюдении гигиенических правил. | 1 | |
20 | Беседа «Осторожно, грипп!» | 1. Создание условий для формирования понятия о заболевании – грипп. 2. Формирование мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; развитие речи. | 1 | |
21 | Беседа «Если вдруг заболел друг?» | 1. Знакомство с мерами профилактики гриппа. 2. Развитие мышления, памяти. 3. Воспитание сочувствия и сопереживания | 1 | |
22 | Практическое занятие «Твой дружок – носовой платок» | 1. Знакомство с назначением носового платка, убеждение в необходимости всегда иметь его при себе. 2. Развитие внимания, мышления, памяти. 3. Воспитание аккуратности, опрятности. | 1 | |
23 | Игра-путешествие «Как стать Неболейкой?» | 1. Убеждение детей в необходимости и важности соблюдения гигиенического поведения. 2. Коррекция внимания, логического мышления, речи. 3. Воспитание чувства товарищества, командного духа | 1 | |
24 | Беседа «Вредные привычки» | 1.Научить анализировать свои привычки. 2.Развитие мышления, коммуникативных функций. 3.Воспитание стремление к сохранению и укреплению собственного здоровья | 1 | |
25 | Беседа «Компьютер – друг или враг?» | 1. Знакомство с пользой и вредом общения с компьютером. 2. Развитие мышления, памяти, эрудиции. 3. Формирование навыков самоконтроля, планирование здорового будущего | 1 | |
26 | Беседа «Телевизор- друг или враг?» | 1. Знакомство с пользой и вредом общения с телевизором. 2. Развитие мышления, памяти, эрудиции. 3. Формирование навыков самоконтроля, планирование здорового будущего | 1 | |
27 | Практическое занятие «Портрет курильщика» | 1. Способствовать осознанию обучающимися зависимости от табакокурения, как болезни, уничтожающей организм человека. 2. Развитие мышления, памяти. 3. Формирование ответственности за своё здоровье. | 1 | |
28 | Практическое занятие Оформление буклета «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» | 1. Привитие устойчивого негативного отношения к табакокурению. 2. Развитие познавательных интересов, поисковой активности, творческих способностей, речи. 3. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки; развитие творческих способностей | 1 | |
29 | Игра «Сто вопросов о здоровье» | 1. Систематизация знаний о ЗОЖ. 2. Формирование умений находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания, стимулирование мышления у обучающихся, побуждение высказывать мысли и идеи. 3. Формирование чувства ответственности, сотрудничества, коллективизма | 1 | |
30 | Беседа «Пирамида питания» | 1. Знакомство с принципами здорового питания 2. Развитие мыслительной деятельности, диалогической речи. 3. Воспитание ответственного отношения обучающихся к своему здоровью | 1 | |
31 | Беседа «Режим питания» | 1. Знакомство с принципами здорового питания. 2. Формирование привычки правильно питаться и соблюдать режим питания. 3. Воспитание культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья | 1 | |
32 | Беседа «Витамины – помощники здоровья» | 1. Знакомство с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, их ролью в питании человека. 2. Развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения. 3. Формирование чувства ответственности, | 1 | |
33 | Игра-путешествие «Полезные и вредные продукты» | 1. Формирование умения выбирать полезные продукты питания. 2. Развитие кругозора обучающихся; развитие внимания, мышления, памяти. 3. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью | 1 | |
34 | Беседа «Азбука здорового питания» | 1. Систематизация знаний о полезных продуктах. 2. Развитие устойчивого внимания, мышления, памяти. 3.Формирование, желания вести здоровый образ жизни | 1 | |
Список литературы.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года.
2. Балабанова В.В., Максимова Т.А. Предметные недели в школе: экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2001.
3. Белых В.А. Правила здорового образа жизни. – М.: Феникс, 2017.
4. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
5. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Москва: Академический Проект: Триста, 2016.
6. Интернет-ресурсы.