Один из вариантов ОГЭ по биологии

1
0
Материал опубликован 3 December 2015 в группе

Вариант 1

Часть А

При выполнении заданий А1-А25 из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

1. Какая наука изучает условия сохранения здоровья человека?

1) физиология 2) генетика 3) гигиена 4) анатомия

2 Ген - это часть молекулы

1) РНК 2) белка 3) АТФ 4) ДНК

3 К доядерным организмам (прокариотам) относят

1) вирусы 2) туберкулезную палочку 3) инфузорию-туфельку 4) бактериофаги

4 Основная роль листьев в жизни растений –

1) фотосинтезирующая 2) вегетативное размножение 3) запасающая 4) дыхание

5. Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 3 на этой схеме?

1) кислород 2) глюкоза 3) вода 4) углекислый газ

6. Какой признак является приспособлением лягушки к жизни на суше?

1) половое размножение

2) внешнее оплодотворение

3) наличие клоаки

4) подвижные веки

7. Среди беспозвоночных животных тип Моллюски по числу видов уступает только типу

1) Круглые черви 2) Хордовые 3) Членистоногие 4) Плоские черви

8. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нём изображён кроманьонец, если под цифрой 1 изображён австралопитек?

1) 1 2) 2 3) 5 4) 4

 

10 Началом рефлекторной дуги служит

1) рецептор 2) головной мозг 3) контакт между нейроном и мышечной клеткой 4) двигательный нейрон

11. Какой цифрой на рисунке обозначена ключица человека?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

12. Какая ткань по особенностям строения клеток и составу межклеточного вещества имеет сходство с лимфой?

1) костная ткань

2) рыхлая волокнистая

3) кровь

4) жировая

13. Какой буквой на рисунке обозначено правое предсердие сердца?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

14. Голосовые связки человека расположены в области

1) гортани 2) носоглотки 3) бронхов 4) трахеи

15. Как называют образование в почке, которое обозначено на рисунке буквой А?

1) мозговой слой

2) большая лоханка

3) корковый слой

4) малая лоханка

16. Что передаётся от рецепторов улитки в головной мозг человека?

1) механические колебания 2) нервные импульсы

3) химически активные вещества 4) движение внутренней жидкости

17. На рисунке показаны маршруты перемещения собаки на кухне к корму (6): в первом случае -незнакомое помещение (пунктирные линии); во втором — знакомое помещение (прямая линия). Как называют форму поведения животного, представленную в первом случае?

1) стереотипная 2) условно-рефлекторная 3) рассудочная 4) ориентировочная

18. Какое заболевание врач может обнаружить с помощью флюорографического исследования грудной клетки человека?

1) язву желудка 2) гипертонию 3) туберкулез 4) гастрит

19. В каком случае пострадавшему накладывают шину?

1) при растяжении голеностопного сустава 2) при переломе бедренной кости

3) при растяжении связок голени 4) при вывихе плечевого сустава

20. К какой группе факторов относят паразитизм, хищничество и конкуренцию?

1) биотические 2) антропогенные 3) абиотические 4) социальные

21 Сплошная вырубка древесных растений в природном сообществе приводит к

1) быстрому восстановлению исходного сообщества

2) увеличению числа насекомых-паразитов

3) увеличению в нём влаголюбивых растений

4) угнетению роста тенелюбивых растений

22. Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени. (По оси х отложено время, а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см .) В какой день число организмов в популяции на 1 см3 составит 36?

1) 30-й 2) 35–й 3) 40-й 4) 45-й

23. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Объект

Процесс

 

транспорт веществ в клетке

клеточный центр

деление клетки

24 Птицы Галапагосских островов, о которых писал Ч. Дарвин, имеют разные формы клювов. Это в большей степени связано с различиями в

1) строительстве гнезд

2) способах защиты от врагов

3) способах выкармливания птенцов

4) характере пищи и способах её добывания

Часть В

Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность букв или цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В1. Как передается вирус иммунодефицита человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) через плаценту плоду от инфицированной матери

2) при переливании непроверенной донорской крови

3) при наличии вирусных частиц в воздухе

4) через рукопожатие с людьми, заражёнными СПИДом

5) при контакте медицинских работников с кровью больного

6) при употреблении воды из непроверенных источников

Ответ:

     

В2 Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов

ПРИЗНАК

A) кожа тонкая и голая

Б) один круг кровообращения

B) дыхание кожное и лёгочное

Г) сердце трёхкамерное

Д) дыхание жаберное

Е) сердце двухкамерное

КЛАСС 1) Костные рыбы 2) Земноводные

А

Б

В

Г

Д

Е

           

ВЗ Расположите в правильном порядке уровни организации слухового анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) рецепторы

2) ухо

3) кортиев орган

4) внутреннее ухо

5) улитка

6) слуховой анализатор

Ответ:

           

В4. Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

КРОВЬ

Кровь млекопитающих состоит из жидкой части — _____________(А) и форменных элементов, выполняющих разнообразные функции. Так, транспорт газов обеспечивают самые многочисленные клетки крови - ______________ (Б), имеющие форму двояковогнутых дисков, внутри которых

содержится белок _________________(В). Другие форменные элементы - ____________(Г) участвуют в образовании иммунитета.

Перечень терминов:

1) сыворотка 2) антитело

3) эритроцит 4) меланин

5) плазма 6) гемоглобин

7) тромбоцит 8) лейкоцит

Ответ:

А

Б

В

Г

       

Часть С

Для ответов на задания этой части (С1-С4) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, C2, СЗ), затем развернутый ответ к нему.

С1. Какие вещества должны содержаться в достаточном количестве в потребляемых пищевых продуктах для нормального развития костей у подростка? Ответ поясните.

С2. Строение и значение грибов

У большинства грибов вегетативное тело представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из тонких, толщиной в несколько микрон, ветвящихся нитей с верхушечным ростом и боковым ветвлением. Клетки грибницы имеют хорошо выраженные клеточные стенки. В состав клеточной стенки в качестве скелетного компонента обычно входит хитин.

Различают несколько видов грибницы. Неклеточный мицелий лишён перегородок и представляет собой как бы одну гигантскую клетку с большим числом ядер. Такая грибница характерна для плесневого гриба мукора (белой плесени). Клеточный мицелий, например грибница плесневого гриба пенициллума, напротив, разделён перегородками на отдельные клетки, содержащие одно, два или много ядер. У некоторых грибов, например дрожжей, вегетативное тело (грибница) представлено одиночными почкующимися клетками. Клетки дрожжей при почковании не расходятся, из них образуются цепочки, называемые псевдомицелием.

Большинство собираемых нами в лесу съедобных грибов относятся к особой группе грибов-микоризообразователей. Она получила своё название из-за того, что грибница этих грибов образует симбиоз с корнями деревьев (микоризу). Помимо съедобных к микоризообразователям относятся и некоторые ядовитые грибы, например мухомор.

Многие необходимые растениям элементы, например соединения фосфора, кальция, калия, азота, находятся в почве в недоступной для растений форме. И если бы симбиоз грибов и растений не был так широко распространён в природе, растения сильно страдали бы от минерального голода. Кроме того, микоризные грибы участвуют и в защите растений от патогенных организмов. Предоставляя столь многочисленные преимущества растениям, грибы получают от них углеводы, которые из-за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами.

Заполните в таблице «Особенности строения тела гриба» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Таблица Особенности строения тела гриба

Тип мицелия

Как устроен?

Примеры грибов

Неклеточный

1

Мукор

Клеточный

Разделён перегородками на отдельные клетки, содержащие одно, два или много ядер

2

3

Представлено одиночными почкующимися клетками

Дрожжи

С3. Используя содержание текста «Строение и значение грибов» и свои знания, ответьте на вопросы. Какова роль грибов в микоризе? Каково значение плесневых грибов в биоценозе?

С4. Пользуясь таблицей «Роль температуры в развитии культурных растений», ответьте на следующие вопросы.

Роль температуры в развитии культурных растений

Культура

Температура, °С

Сумма активных температур необходимых для развития, °С

 

Прорастание семян

Появление всходов

 

Ячмень

1-2

4-5

700-1300

Лён

3-4

5-6

900-1300

Горох

1-2

4-5

1200-1500

Пшеница

1-2

4-5

1300-1700

Картофель

-

-

1200-1800

Кукуруза

8-10

10-11

2100-2900

Рис

13-14

14-15

2000-3200

Какое, из приведённого перечня, культурных растений можно высевать в северных широтах? Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля? Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800°С?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.