12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

 

Интеллектуальный клуб как один из вариантов социального партнёрства

                                                   Чтоб ни делали мы, нам всегда по-хорошему мало…

Начиная первую свою книгу, я написал вот эти слова: « Учитель и ученик… Два берега одной школьной жизни. Всегда рядом, всегда смотрят друг на друга, то удаляясь, то приближаясь.

Левый, высокий, всегда взирает сверху на правый, а тот не устаёт удивлять его то спокойствием, то буйным разливом, то летним цветным разнотравьем.

Учитель и ученик, отцы и дети… Проблемы вечные, как мир»

       Думаю, что эти слова подходят и для моего размышлении о взаимодействии семьи и школы. Правый берег – это мы, учителя. Левый – родители, которые всегда удивляют своим разнообразием, неповторимостью. Но на любой реке живут люди, для их контактов нужны мосты, которые крепко связывают берега. Мосты строит человек, поэтому у каждого моста свой лик, свой характер, свой срок существования.

       Каждый раз, принимая новый класс, с волнением ждешь первой встречи с родителями, тревожишься, а помогут ли  они связать берега крепким мостом с надёжными опорами….

       Как биолог, твёрдо знаю, что наибольшее разнообразие жизни на нашей планете там, где между собой соприкасаются разные среды жизни. Именно на опушке леса, на берегу пруда или речки всегда скопление и тесное взаимодействие живых организмов. В педагогической практике этот эффект имеет место, если в тесном контакте живут учитель, родители и ученики. Надо только продуманно очертить направление и характер течения классной жизни. А это забота учителя, классного руководителя. С первого года моей работы мне везло на детей и родителей. До сих пор мы в дружбе с родителями моих первых учеников, которые всегда были рядом, всегда поддерживали и помогали. Особенно яркие и незабываемые родители моего второго лицейского класса. На каждый классный праздник они что-то готовили , мы приветствовали их пионерами с горном и барабаном, потом появился родительский театр…

                                                                                       Проблемы вечные, как мир…..

        Для чего это надо было мне и им? Ответ простой – для взаимодействия. Слово это какое-то сухое, но… Вот этого сейчас и не хватает в наших семьях. С утра до вечера родители на работе, потом добавляются домашние дела. Свои дети так росли. Пока дети маленькие, они рядом с родителями. С возрастом они становятся самостоятельными и отходят от родителей. И чем взрослее, тем этот процесс ярче. Только когда они становятся сами папами и мамами, происходит возвращение к родителям. Особенно трудно детям и их родителям пройти переходный период, когда идёт осмысление ценностей, их переоценка.

        Идея проведения совместных интеллектуальных игр возникла давно, а реализовывать эту идею я начал на «Лесном марафоне». Дети моего класса играли против своих родителей. Родители поразили не только оригинальным приветствием, но и широтой знаний. Поэтому при подведении итогов главный лесничий области объявив о победе родителей, шутливо добавил, что яйца курицу не учат. На следующий год у нас появился интеллектуальный клуб «МИР» -мы интеллектуальные ребята - так назвали его дети. Но по-настоящему я реализовал эту идею в Москве, создав систему интеллектуальных игр по всему школьному курсу биологии. Но эти игры были на уроках, поэтому пришлось написать цикл игр для нашего нового семейного интеллектуального клуба «Ладушки»


 

                                 Интеллектуальный клуб как вариант социального партнёрства

        Когда я почти написал свою вторую книгу с интеллектуальными играми для начальных классов, захотелось проверить, как будут дети воспринимать игры. И судьба свела меня с учениками моего будущего класса. Целый год регулярно мы проводили игры ,дети быстро усвоили алгоритм. А с первого сентября нового учебного года мы встретились с ними на линейке. Теперь это был мой класс. На первом же родительском собрании мы очень хорошо пообщались с родителями, решили, что классный коллектив скрепляют традиции. Самая первая традиция – День рождения класса. Родители пришли как гости ,но стали и активными участниками праздника. В плане праздника была и первая совместная игра детей и родителей. Дети быстро разбились на команды, я пригласил родителей, и мы начали играть. Игра была построена так, что какие-то задания выполняли родители, другие – только дети и лишь на биоаукционе дети и родители объединялись. Родителям понравилось и мы решили создать наш классный семейный интеллектуальный клуб «Ладушки».                       Естественно, что я преследовал ряд целей. Создав программу клуба и работая по ней, я занимался не только расширением знаний детей, но и способствовал самообразованию родителей. Родителям было неудобно показывать себя незнающими, поэтому они после первого занятия всегда спрашивали тему следующего, чтобы почитать. Иногда к нам присоединялись и бабушки. Естественно, что я тоже пополнял свой багаж знаний, о чём всегда говорил детям, что я учусь вместе с ними.

        Вторая и ,наверное, самая важная цель – способствовать сотрудничеству детей и их родителей в процессе познавательной деятельности. На заседаниях всегда была добрая атмосфера, все учились работать в команде, слышать и слушать друг друга, приходить к единому мнению. Всё это способствовало в конечном итоге сплочению классного коллектива детей и родителей.

       За год мы проводили 8-9 заседаний. Темы разные, но четыре были обязательными - «В лесу родилась ёлочка», «Листая времени тетрадь» к Дню Защитника Отечества, «Для милых мам»и обязательно игру, посвященное животному – знаку Зодиака по восточному календарю. Как и на играх предметных, у нас есть банкир, который скапливает наши умники, а потом выдаёт их нам перед аукционом. Традиционно первым у нас был конкурс капитанов, или точнее «Два капитана». Просто на первые 5 вопросов отвечал ученик из команды, на следующие 5 – взрослый, а на последних вопросах разрешалось совместное обсуждение и давался один ответ. Второй конкурс «Подсказка». Здесь работа шла совместная, за три подсказки надо было дать ответ, чем раньше, тем больше умников. Традиционным был конкурс кроссвордов. Мне всегда было интересно наблюдать за неформальным живым общением детей и родителей. Это были не дети и родители, это были команды единомышленников. «Акула» - это конкурс, который вносил оживление в игру. Выбирая номер вопроса, игроки не знали, что за ним может быть не сам вопрос, за который можно заработать умник, а «Акула», которая съедала у команды один умник. Но самым интересным бывал аукцион, где на накопленные за знания умники можно было потратить на покупку вопроса. При удачном ответе команда получала столько умников, за сколько купила вопрос. При неудачном ответе приходилось возвращать деньги банкиру.

Два года мы играли смешанными командами, а во втором полугодии я уговорил родителей сыграть отдельной командой. Это было вообще очень интересно. На конкурс капитанов выходила дочка , её мама и ещё кто-то из третьей команды. Конечно, особенно в первую игру, я болел за родителей, а они за свой авторитет. И первую игру они выиграли, за игру получили пятёрки, которые с моего согласия к великой радости детей им подарили. После игр совместно наводили порядок в кабинете, потом дети играли в холле, а мы подводили итоги, обсуждали классные дела. На третий год мы играли только так. Побеждали и дети, и родители.

                                                                                          Время, подводить пора итоги

В конце третьего года я решил провести опрос общественного мнения о работе нашего клуба. Дети и родители ответили на четыре вопроса. Вот результаты этого опроса. 

Что Вам всего интересней в интеллектуальном к  лубе?

39% родителей ответили- общение с детьми ( это очень важно, цель достигнута, причём в новых условиях неформального общения)

36% - возможность получить новые знания ( и здесь цель достигнута и за счёт самообразования, и во время наших игр)

25% - общение с другими родителями, а это возможность для сплочения родительского коллектива

Чему способствует интеллектуальный клуб?

39% родителей - сплочению детского коллектива
по 30,5% - обогащению знаниями и сплочению коллектива детей и родителей

Что вам всего интересней в играх?

37% детей ответили, что это возможность посоревноваться (пообщаться) с родителями

35% - общение с одноклассниками

28% - получить новые знания

Чему способствует интеллектуальный клуб?

На первое место дети поставили сплочение коллектива детей и родителей(!!!), на второе – обогащение знаниями, на третье – сплочение детского коллектива

Зачем нам нужен интеллектуальный клуб?

38% - хорошо организованный досуг (и это в Москве, где проблем с местами досуга нет)

33% - возможность получить новые знания

29% - общение с одноклассниками и родителями

Думаю, что результаты опроса реально говорят о том, что я был на правильном пути, выбрал верный путь реки творчества и мосты, соединяющие берега под сухим словом «взаимодействие»

Пожелания коллегам…

Дело, которым я занимался, требовало самоотдачи, а без этого нет творчества. Уверен, что при самых низких зарплатах вы продолжаете творить. Если у кого-то возникнет желание продолжить начатую мной работу, обратитесь к этим ссылкам. Готов помочь всем желающим!


 

1.https ://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_145344.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnaya_igra_god_zhyoltoj_zemlyanoj_sobak_224400.html2. https://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html3 .

4. https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_k_dnyu_zashitnika_otechestva_li_204429.htm

5. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnaya_igra_dlya_detej_i_roditelej_ovoshi__082455.html

                                                                         С уважением Стручков Евгений Алексеевич

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Забелина Маргарита Владимировна, 17.02.18 в 01:41 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич, за любовь и верность своему делу, за творчество и самоотдачу!!!
Евгений Алексеевич, 17.02.18 в 07:52 3Ответить Пожаловаться
Цель творчества -самоотдача! А не шумиха, не успех! Спасибо Вам за такое внимание!

Отредактировано 17-02-2018 07:52

Евгений Алексеевич, 17.02.18 в 07:54 3Ответить Пожаловаться
Я постоянно чувствую Вашу поддержку. За эту работу долго не мог сесть, не шло... А вчера за вечер сделал. Конечно, бывает и лучше, но всё-таки неплохо..
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.03.18 в 23:15 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Евгений Алексеевич, за содержательную работу, на 100% оригинальную!
Евгений Алексеевич, 03.03.18 в 07:33 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Вера Сергеевна, за добрые слова!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.