Материал к уроку русского языка в 5 классе «Варианты морфем. Морфемный разбор»
Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор.
Цель: сформировать понятие о вариантах морфем; познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слов
- Приветствие
Мотивация
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
– Проверим готовность к уроку
- Актуализация знаний
Ребусы (повторить определения)
Морфемика
Морфемы
Корень
Приставка
Суффикс
Окончание
- Как вы думаете, для чего мы повторили все морфемы? Где нам это пригодится? (При выполнении морфемного разбора).
Запись темы в тетрадь
- Целеполагание
- исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока.
- Изучение нового материала
Чтение статьи в учебнике «Варианты морфем» с. 26
«Верю-не верю»
- Варианты морфем – части слов, в которых имеются чередования звуков +
- Корни, приставки, суффиксы, окончания всегда имеют одинаковый звуковой состав. -
- В результате чередования корни, приставки, суффиксы, окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав.+
Задание по вариантам морфем упр. 431 по цепочке
- Как вы думаете, для чего нам нужно знать, что бывают варианты морфем?
Порядок морфемного разбора с. 27
Физминутка
1.Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Составление памятки разбора в тетрадь
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.
Образец разбора: Беззаботный
5)Закрепление
Морфемный разбор слов у доски: книги, садик, слева, пойти, перечитала, утепляем,
отцепляю, замерзла, богатырский, сестрицы, зернышко, загадка, повар, побегут, осенний,
умная, снежинка
Работа с текстом в парах на листочках.
Прочитайте и представьте утренний диалог.
Проснувшись, крикнул маме я:
— Прощай, моя Пижамия!
Да здравствует Туфляндия!...
А мама мне в ответ:
— По курсу — Свитерляндия!
Шляпляндии — привет!
— Ура Большой Пальтонии!
Шарфанции — виват!..
А если вы не поняли,
То я не виноват!
1 О чем стихотворение?
2Запишите три разных заголовка, подходящих к стихотворению М. Яснова.
3Разбор выделенных слов
6)Подведение итогов
Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?
Что нового узнали на уроке? Каков же порядок выделения морфем?
Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Рефлексия
- Нарисуйте в тетради батарейку. Если вам все понятно, все запомнили, то заштрихуйте вашу батарейку полностью. Если что-то понятно, что-то -нет, то заштрихуйте 50 % батарейки.
- ДЗ § 80,81
2. Выписать из любого четверостишия слова с вариантами морфем, подобрать к ним слова с чередованием; обозначить морфемы с чередованием