12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена Артемовна Вотякова55
Россия, Иркутская обл., Иркутск

Тема урока: Варианты морфем. Морфемный разбор.

Цель: сформировать понятие о вариантах морфем; познакомить учащихся с порядком морфемного разбора слов

  1. Приветствие

Мотивация

На уроке я сижу –

   Не шумлю и не кричу,

   Руку тихо поднимаю,

   Если спросят, отвечаю.

– Проверим готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Ребусы (повторить определения)

Морфемика

Морфемы

Корень

Приставка

Суффикс

Окончание

- Как вы думаете, для чего мы повторили все морфемы? Где нам это пригодится? (При выполнении морфемного разбора).

Запись темы в тетрадь

  1. Целеполагание

- исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока.


  1. Изучение нового материала


Чтение статьи в учебнике «Варианты морфем» с. 26

«Верю-не верю»

  1. Варианты морфем части слов, в которых имеются чередования звуков +
  2. Корни, приставки, суффиксы, окончания всегда имеют одинаковый звуковой состав. -
  3. В результате чередования корни, приставки, суффиксы, окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав.+


Задание по вариантам морфем упр. 431 по цепочке

- Как вы думаете, для чего нам нужно знать, что бывают варианты морфем?


Порядок морфемного разбора с. 27


Физминутка

1.Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.


Составление памятки разбора в тетрадь

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.


Образец разбора: Беззаботный


5)Закрепление

Морфемный разбор слов у доски:  книги, садик, слева, пойти, перечитала, утепляем,


отцепляю, замерзла, богатырский, сестрицы, зернышко, загадка, повар, побегут, осенний,


умная, снежинка


Работа с текстом в парах на листочках.

Прочитайте и представьте утренний диалог.

Проснувшись, крикнул маме я:
— Прощай, моя Пижамия!
Да здравствует Туфляндия!...
А мама мне в ответ:
— По курсу — Свитерляндия!
Шляпляндии — привет!
— Ура Большой Пальтонии!
Шарфанции — виват!..
А если вы не поняли,
То я не виноват!


1 О чем стихотворение?

2Запишите три разных заголовка, подходящих к стихотворению М. Яснова.

3Разбор выделенных слов


6)Подведение итогов

Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали на уроке? Каков же порядок выделения морфем?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Рефлексия

- Нарисуйте в тетради батарейку. Если вам все понятно, все запомнили, то заштрихуйте вашу батарейку полностью. Если что-то понятно, что-то -нет, то заштрихуйте 50 % батарейки.

  1. ДЗ § 80,81 

2. Выписать из любого четверостишия слова с вариантами морфем, подобрать к ним слова с чередованием; обозначить морфемы с чередованием

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.