12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гранина Инна Сергеевна131 Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Урок русского языка, тема «Фонетика.Фонетический разбор», 5 класс, ФГОС
Тема урока: Повторение. Фонетика. Фонетический разбор слова.
Цели урока | Закрепить полученные знаний о фонетике и орфографии, фонетическом разборе слова |
Задачи урока | 1. Формировать навыки самоконтроля, умение логически рассуждать; 2. Способствовать развитию навыков устной речи, коммуникативных способностей учащихся; 3. Способствовать формированию умения объективно оценивать свою работу |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Предметные УУД: знают предмет изучения фонетики, классификацию звуков;- умеют применить знания о классификации звуков при выполнении практических заданий; умеют выполнять самостоятельно фонетический разбор слова. Метапредметные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. |
Основные понятия | Фонетика, орфография, транскрипция. |
Методы и формы обучения | Деятельностно - практический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, наблюдение над языком |
Оборудование | Компьютер, проектор |
Демонстрационный материал | Презентация по теме урока |
класс: 5
Организационная структура урока:
№ | Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организа- ции взаимо-действия | УУД |
1 | Орг.момент | Эмоциональная и психологич-я подготовка к усвоению материала | Вступительное слово учителя | Слушают учителя | фронтальная | Л: формирование ответственного отношения к учению |
2 | Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся | Мотивационная подготовка. Ответы на вопросы. Расшифровка транскрипции. Просмотр презентации. | Задание на слайде: работа в паре Расшифруйте и запишите в тетрадь запись [j`а гатоф к уроку] – (я готов к уроку) -Что значит быть готовым к уроку? -Как называется такая запись слов?(транскрипция) - Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? -Что Вы сегодня будете делать на уроке? Вывод учителем: Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять наши знания по фонетике и фонетическому разбору слова. | Смотрят презентацию, обдумывают ответы на вопросы, формулируют цель урока и своей деятельности, делают записи в тетрадях, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Фронтальная, парная. Индивидуальная | П: осознают познавательную задачу, делают выводы Л: осознают свои возможности в учении, мотивация к учебной деятельности Ком: строят высказывания, осуществляют деятельность в парах |
3 | Актуализация знаний | Беседа по вопросам: -что изучает фонетикой? -составьте высказывание о звуках, дополняя схемы на слайде: Звуки : _____ и гласные. Гласные: ударные и ______. Согласные: шумные и _______. Шумные: глухие и _____. -сколько гласных букв в русском языке? (10) -сколько гласных звуков? (6) - какие гласные буквы могут давать 2 звука? (е,ё,ю,я) При каких условиях? | Смотрят на презентацию, строят высказывания, отвечают на вопросы | Фронт., индив.. | Л: осознают свои возможности в учении, Ком: строят высказывания, Рег: планируют необходимые действия, действуют по плану | |
4 | Обобщение и систематизация знаний | Задание1. Найдите слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я дают два звука. Распределите их по колонкам. 1) в начале слова, 2) после ь/ъ, 3) после гласных. Мяч,, ягода, дерево, платье, вьюга, люди, въезд, берег, ежевика, союз, ещё, орешек. Проверяем в парах- поменялись тетрадями. - Поднимите руки, у кто всё сделал правильно, у кого 1-2 ошибки, у кого более? Задание 2. На слайде даны слова. Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика, музыка, литература, история, алгебра, биология, физкультура, обществознание. - Какая тематика объединяет эти слова? - Спишите их, расположив в алфавитном порядке. - Какая будет последовательность ваших действий? 1. вспомнить алфавит, 2. расположить по первой букве слова от А до Я, 3. Если первые буквы совпадают смотрим по 2-ой. - Выполните фонетический разбор выделенных слов. Проверяем в парах, со слайда. Задание 3. Объясните написание согласных в корне слова: Снег, дорожка,, указка, сладкий, ловкий, союз, сторожка, берег, огород, сугроб, шоколад, замёрзший, скользкий, изгородь. Спишите, подберите проверочные слова. | Учащиеся по колонкам вписывают в слова. Выполняют упражнения. При проверке дополняют записи. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. Устанавливают причинно- следс-твенные связи между отдельными языковыми явлениями. Формулируют собственные мысли | Фр., индивид., групповая | Л: оценивают усвоение содержания и новых видов деятельности, осознают свои возможности. Позн: осущ - ют операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно –следс-твенные связи, осуществляют поиск инфор-ции (память, рассказ учителя). Ком.: осущ-ют работу в группе, строят высказывания, обосновывают свою точку зрения. Рег.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | |
5 | Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - что изучает фонетика? - на какие группы делятся согласные/ гласные звуки? - как называется звуковая запись слова? - какие виды орфограмм мы сегодня повторили? | Отвечают на вопросы, слушают ответы | Индив., фронт. | Рег.: оценивают свою работу, Ком.: отвечают на вопросы |
6 | Рефлексия | Заключительная беседа | Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал…… - Сегодня на уроке у меня получилось…. - Мне было трудно при…… - Вам понравился урок? | Оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы | Индив. | Л: приобретают мотивацию процесса образования. |
Приложение 1. Карточки с заданиями.
Задание 2. Спишите слова, расположив их в алфавитном порядке.
Астрономия, русский язык, география, английский язык, технология, геометрия, физика, музыка, литература, история, алгебра, биология, физкультура, обществознание.
- Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Задание 3. Спишите, подберите проверочные слова:
Снег, дорожка,, указка, сладкий, ловкий, союз, сторожка, берег, огород, сугроб, шоколад, замёрзший, скользкий, изгородь.