План урока по русскому языку в 6 классе «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
Морфемный и словообразовательный разбор слова
(урок русского языка с использованием ТРИЗ и РКМ технологии, 6 класс)
Цель: познакомить обучающихся с порядком морфемного и словообразовательного разбора слов; сформировать умение выполнять данные разборы.
Литература: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003.
Оборудование: раздаточный материал, альбомные листы, маркеры.
Форма проведения урока – групповая работа, приём «Зигзаг-2».
Стадия вызова.
Каждая группа (их пять) получает задание:
I. Решить кроссворд.
1. Значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.
2. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
4. Часть изменяемого слова без окончания.
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Cуффикс
сЛовообразование
окОнчание
осноВа
кОрень
II. «Четвёртое слово – «лишнее».
- Морфология, орфография, морфемы, лексика.
? Аргументируйте свой выбор. Дайте определение «лишнему» слову, составьте ТРИЗ-загадку по действиям.
III. Назовите общее понятие для частных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. Расскажите о каждом из частных понятий, приведите примеры. (способы образования слов в русском языке)
IV. «Собери слово»
- Приставку возьмите у слова раздуть.
- Корень – у слова бором.
- Окончание – у слова пень. (разбор)
Запишите формы слова и родственные ему слова. Что происходит с гласными в корне однокоренных слов.
V. Запишите предложение, укажите его грамматическую основу: Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова.
- Запишем ключевые слова урока (слово, морфемы, способы образования слов в русском языке, разбор, мы будем учиться). Попробуйте сформулировать цель нашего урока, опираясь на ключевые слова.
- Откройте учебник на стр. 74. Познакомимся с порядком морфемного и словообразовательного разбора.
Выполните разборы предложенных слов, объясните орфограмму:
I. к_ртофелина
II. пр_скучный
III. пар_воз
IV. подоко(н,нн)ик
V. (побежали в) столовую
(группы оформляют разборы на альбомных листах, затем представитель каждой группы прикрепляет работы на доску и комментирует их выполнение)
Стадия осмысления (приём «Зигзаг 2»).
Обучающиеся остаются в своих группах, каждый из них получает карточку с одинаковым дидактическим материалом, но разным заданием (смотри приложение).
По команде учителя обучающиеся переходят в группы «по интересам». Теперь в каждой новой группе собираются обучающиеся, выполнявшие одинаковое задание. Их задача – обсудить полученные результаты, внести, если необходимо, исправления.
Стадия размышления.
Вновь по команде учителя ребята возвращаются в первоначальные группы, и каждый из них предлагает своим «коллегам» выполнить морфемный и словообразовательный разборы одного из своих слов (пусть это будет слово, в котором он хорошо разобрался, потому что на этом этапе урока он «учитель»).
Домашнее задание: выписать из стихотворений А.С.Пушкина, помещённых в учебнике литературы, по одному слову на каждый способ образования, выполнить их морфемный и словообразовательный разборы.