План урока по русскому языку в 6 классе «Морфемный и словообразовательный разбор слова»

2
0
Материал опубликован 28 January 2016

Морфемный и словообразовательный разбор слова

(урок русского языка с использованием ТРИЗ и РКМ технологии, 6 класс)

 

Цель: познакомить обучающихся с порядком морфемного и словообразовательного разбора слов; сформировать умение выполнять данные разборы.

Литература: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2003.

Оборудование: раздаточный материал, альбомные листы, маркеры.

Форма проведения урока – групповая работа, приём «Зигзаг-2».

 

Стадия вызова.

Каждая группа (их пять) получает задание:

            I. Решить кроссворд.

1. Значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.

 2. Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

4. Часть изменяемого слова без окончания.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

                                   Cуффикс

                                 сЛовообразование

                               окОнчание

                            осноВа

                                 кОрень

            II. «Четвёртое слово – «лишнее».

  • Морфология, орфография, морфемы, лексика.

Аргументируйте свой выбор. Дайте определение «лишнему» слову, составьте ТРИЗ-загадку по действиям.

     III. Назовите общее понятие для частных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход одной части речи в другую. Расскажите о каждом из частных понятий, приведите примеры. (способы образования слов в русском языке)

      IV. «Собери слово»

  • Приставку возьмите у слова раздуть.
  • Корень – у слова бором.
  • Окончание – у слова пень. (разбор)

Запишите формы слова и родственные ему слова. Что происходит с гласными в корне однокоренных слов.

      V. Запишите предложение, укажите его грамматическую основу: Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова.

 

- Запишем ключевые слова урока (слово, морфемы, способы образования слов в русском языке, разбор, мы будем учиться). Попробуйте сформулировать цель нашего урока, опираясь на ключевые слова.

 

- Откройте учебник на стр. 74. Познакомимся с порядком морфемного и словообразовательного разбора.

Выполните разборы предложенных слов, объясните орфограмму:

I.                   к_ртофелина

II.                пр_скучный

III.             пар_воз

IV.             подоко(н,нн)ик

V.                (побежали в) столовую

(группы оформляют разборы на альбомных листах, затем представитель каждой группы прикрепляет работы на доску и комментирует их выполнение)

 

Стадия осмысления (приём «Зигзаг 2»).

      Обучающиеся остаются в своих группах, каждый из них получает карточку с одинаковым дидактическим материалом, но разным заданием (смотри приложение).

 

      По команде учителя обучающиеся переходят в группы «по интересам». Теперь в каждой новой группе собираются обучающиеся, выполнявшие одинаковое задание. Их задача – обсудить полученные результаты, внести, если необходимо, исправления.

 

Стадия размышления.

      Вновь по команде учителя ребята возвращаются в первоначальные группы, и каждый из них предлагает своим «коллегам» выполнить морфемный и словообразовательный разборы одного из своих слов (пусть это будет слово, в котором он хорошо разобрался, потому что на этом этапе урока он «учитель»).

 

Домашнее задание: выписать из стихотворений А.С.Пушкина, помещённых в учебнике литературы, по одному слову на каждый способ образования, выполнить их морфемный и словообразовательный разборы.

Комментарии
Комментариев пока нет.