12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воротникова Ольга Григорьевна2732
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Урок литературы

9 класс

В. А. Жуковский

«Море»

Анализ педагогической ситуации

Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой в 9 «Г» классе. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, анализировать поэтические тексты. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят анализировать литературные произведения,использовать свои знания при изучении литературного произведения.

Анализ темы

Тема данного урока выбрана в рамках программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы. Базовый уровень» под редакцией В. Я. Коровиной.

В ходе урока учащиеся должны познакомиться с особенностями жанра элегии, проследить за мыслями и чувствами лирического героя стихотворения.

Выбор цели и задач урока

Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы чувства прекрасного, любви к поэзии. Урок должен познакомить учащихся  с  творчеством  поэта-романтика; помочь им    проследить, как  он  проявляет  интерес  к  внутреннему  миру  личности, как  дает  изображение  природы, в  каких  соотношениях  находятся  человек  и  природа  в  его  элегиях, проникнуть  в  «тайники  души» поэта, научиться  у  него  видеть  и  понимать  природу, научить учащихся общению с автором через восприятие  лирического текста; развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии;

приобщать к отечественному культурному наследию.

Обоснование выбора системы обучения и формы занятия

В ходе урока используется коллективная форма обучения, преобладает фронтальная работа, словесная форма обучения.

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе ,

-умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы,

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

- написание сочинений,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- совершенствование духовно – нравственных качеств личности;

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.

2. Прочитайте выразительно стихотворение

3. Анализ стихотворения

- Определите стихотворный размер элегии.

ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ

- Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма?

Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта.

- На какие 4 части можно разделить стихотворение?

1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю;

2 часть: строки 11-16 – море в тихую погоду;

3 часть строки 17-20 море в бурю;

4 часть: строки 21-28 – море после бури.

- Чем очарован поэт?

Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни.

- Чем «наполнено» море?

Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».

- Почему поэт не может постигнуть тайну моря?

Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы.

- Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова?

«Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая» .

- Сформулируйте вопрос лирического героя к морю.

Где источник твоего движения?

- Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему?

Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».

- Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой?

Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни».

- Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами?

Море отражает небо – синеву, облака, звезды.

- Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат?

Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу.

- Установите характер взаимоотношений моря и неба.

Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака, блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо; спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него.

- Как в элегии показываются причины исчезновения бури?

Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят.

- Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу?

Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом. ..»

Домашнее задание:

1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией.

2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.