Урок литературы в 9 классе «В. А. Жуковский "Море"»
Урок литературы
9 класс
В. А. Жуковский
«Море»
Анализ педагогической ситуации
Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой в 9 «Г» классе. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, анализировать поэтические тексты. Проведение этого урока в данном классе преследует цель научить ребят анализировать литературные произведения,использовать свои знания при изучении литературного произведения.
Анализ темы
Тема данного урока выбрана в рамках программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы. Базовый уровень» под редакцией В. Я. Коровиной.
В ходе урока учащиеся должны познакомиться с особенностями жанра элегии, проследить за мыслями и чувствами лирического героя стихотворения.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы чувства прекрасного, любви к поэзии. Урок должен познакомить учащихся с творчеством поэта-романтика; помочь им проследить, как он проявляет интерес к внутреннему миру личности, как дает изображение природы, в каких соотношениях находятся человек и природа в его элегиях, проникнуть в «тайники души» поэта, научиться у него видеть и понимать природу, научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста; развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии;
приобщать к отечественному культурному наследию.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В ходе урока используется коллективная форма обучения, преобладает фронтальная работа, словесная форма обучения.
Планируемый результат |
|
Предметные умения - расширение объема знаний по литературе , -умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы, - понимание авторской позиции и свое отношение к ней, - написание сочинений, - получение опыта метапредметной деятельности. |
Личностные УУД: - совершенствование духовно – нравственных качеств личности; - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу); - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
2. Прочитайте выразительно стихотворение
3. Анализ стихотворения
- Определите стихотворный размер элегии.
ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ
- Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма?
Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта.
- На какие 4 части можно разделить стихотворение?
1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю;
2 часть: строки 11-16 – море в тихую погоду;
3 часть строки 17-20 море в бурю;
4 часть: строки 21-28 – море после бури.
- Чем очарован поэт?
Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни.
- Чем «наполнено» море?
Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».
- Почему поэт не может постигнуть тайну моря?
Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы.
- Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова?
«Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая» .
- Сформулируйте вопрос лирического героя к морю.
Где источник твоего движения?
- Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему?
Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».
- Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой?
Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни».
- Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами?
Море отражает небо – синеву, облака, звезды.
- Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат?
Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу.
- Установите характер взаимоотношений моря и неба.
Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака, блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо; спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него.
- Как в элегии показываются причины исчезновения бури?
Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят.
- Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу?
Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом. ..»
Домашнее задание:
1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией.
2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».
Демидович Лариса Николаевна