12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Федорова Людмила Ивановна5683
Работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики. Педагогический стаж - 31 год.
Россия, Чувашская респ.
44

Вечно живая сказка. 185 лет – «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина



 

                                                  ВЕЧНО ЖИВАЯ СКАЗКА 

Цель: формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

- расширить  знания  обучающихся  о  творчестве  А.С. Пушкина;

- развивать у учащихся интерес к литературе, классическому искусству;

- развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение;

- воспитывать любовь к русской сказке, к  поэтическому  слову, уважение к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование  урока:

1. О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2. Выставка книг  А.С. Пушкина.

3. Выставка рисунков детей к сказке.

4. Н.А. Римский-Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане".

 

 

                                        Сказки – это проверка памяти, поддерживаемая детьми и внуками.

                                                                                                                 (Алексей Калинин)

                                        Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

                                                                                          (А. С. Пушкин)

Ход  урока

I. Организационный момент.

 Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Целеполагание урока.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. А отправляемся мы в это путешествие по особому случаю.

     Именины! Именины!

     У Володи? Шуры? Нины?

     У девчонок? У мальчишек?

     Нет, у наших добрых книжек!

Догадались, о чём будем говорить на уроке?

- Вы согласны, что дни рождения бывают не только у людей, но и у книг?

3. Актуализация знаний.

Как и у людей, у книг бывают разные судьбы. Некоторые, не успев появиться, быстро забываются. Другие идут с нами по жизни, передаются из поколения в поколение и отмечают юбилеи.

Одним из великих людей, оставившим великое наследие, считается Александр Сергеевич Пушкин.

Его произведения живут в каждом из нас, вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников на новые произведения. Его сказки радуют нас своим волшебством, каждая из них является жизненным уроком. Подтверждением этому является следующее стихотворение:

     Люблю я Пушкина творенье, 

     И это вовсе не секрет. 
     Его поэм, стихотворений 
     Прекрасней не было, и нет! 
     С мальства его читаем сказки, 
     В них жар души, природы краски. 
     Добро цветёт в них, злоба чахнет. 
     В них русский дух, в них Русью пахнет!

                                     (Нателла Якимов)

Пушкиным написано семь сказок и одна поэма-сказка. Попробуем вместе вспомнить эти сказки.
1. Жених (1825);

2. Сказка о попе и о его работнике Балде (1830); 

3. Сказка о медведихе (1830-1831); 
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831);

 5. Сказка о рыбаке и рыбке (1833);

6. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1833);
7. Сказка о золотом петушке (1834);

 

8. Руслан и Людмила (поэма, 1817-1820).

4. Введение в новую тему.

Тема нашего урока - «Вечно живая сказка», посвящена юбилейному произведению.

Попробуем вместе вычислить данное произведение.

Это – «Сказка о царе Салтане». Это произведение создано великим поэтом в 1831 году, впервые издано через год, в 1832 году. Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В 2016 году сказка отмечает свой 185-летний юбилей.

На уроке мы попробуем понять, почему «Сказка о царе Салтане» стала и осталась популярной среди взрослых и детей.

Первоначально поэт при написании сказки хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная стихотворная сказка, сказка в стихах, которая читается и запоминается легко.

Что толкнуло Пушкина написать данную сказку?

В 1831 году в Царском Селе происходил «поединок сказочников», соперниками в котором были А.С.Пушкин и В.А.Жуковский. В результате этого поединка Пушкин написал «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Жуковский написал «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Для создания сказки о Берендее Александр Сергеевич передал Жуковскому свою запись, услышанную от няни.

Велика роль няни Арины Родионовны в жизни поэта. Благодаря ей, Пушкин полюбил сказки. С её слов поэт записал несколько сказочных сюжетов. Один из них стал основой сказки о Салтане.

5. Физкультминутка

Сказка Пушкина - очень своеобразна. Александр Сергеевич создал свою сказку на фольклорном материале, она перекликается с народной сказкой. Но она из народной превращается в литературно-психологическую, в литературно-бытовую, в литературно-философскую. В пушкинскую сказку входит автор, который становится действующим лицом. Именно присутствие автора – отличительный признак литературной сказки, в то время как в народной сказке автор отсутствует. Пушкин привносит в народную сказку авторский лиризм, свои душевные движения.

Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с большим интересом изучал народные обычаи, нравы, поверья. Он даже приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.

Вот что писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу запи­ски, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

- Обратите внимание на название сказки, что вы в нём замечаете?

а) Сказка имеет длинное название, самое длинное из всех его произведений. Это свидетельствует о подражании лубочным (народным) повествованиям.

б) По названию сказки можно узнать о действующих лицах сказки.

- Но не только эти три героя присутствуют в этой сказке. Давайте вспомним всех персонажей сказки.

Это царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, корабельщики, 1-ый гонец, 2-ой гонец, корабельщики, белка, коршун, тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор.

У нас получилось три группы действующих лиц: мужчины, женщины, животные. Некоторым героям мы симпатизируем, к некоторым у нас складывается отрицательное отношение. Следовательно, всех действующих лиц можно разделить на 2 группы: положительных и отрицательных.

- А теперь мне хочется, чтобы вы доказали, что эта сказка - волшебная.

В сказке происходят чудесные превращения и присутствуют три чуда (здесь - ответы детей о чудесных превращениях и о чудесах).

Сейчас мы послушаем музыку, сопровождающую все три чуда. Автор видеоролика нам представил музыкальный рассказ Римского-Корсакова.

                     ( https://vk.com/video52226875_170061095 )

Я думаю, что вы согласны с тем, что нам больше нравятся именно волшебные сказки, чем сказки бытовые и сказки о животных. Вот почему нам близка сказка Пушкина!

Многие строчки и отрывки из сказок Пушкина стали крылатыми фразами, они часто используются в нашей повседневной речи. Оказывается, «Сказка о царе Салтане» лидирует по количеству крылатых выражений. В современном русском языке из этой  сказки используется 60 выражений, из «Сказки о рыбаке и рыбке» - около 40 выражений, из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» - около 20 крылатых выражений.

- Давайте-ка вместе попробуем привести примеры крылатых выражений из нашей сказки.

«Кабы я была царица», «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем житьё не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном», «Сказка о царе Салтане», «Гвидон», «Царь Салтан», «Буян» и т. д.

«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой. В ней использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик с образом Василисы Премудрой.

Чертами народности отмечена и поэтическая речь: звучит мягко, задушевно, полна слов разговорного и просторечного языка, полна эпитетов, сравнений, повторов, слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

               …белочка при всех

                 Золотой грызет орех,

                 Изумрудец вынимает,

                 А скорлупку собирает…

Встречаются народные поговорки, пословицы:

                 Но жена не рукавица:

                 С белой ручки не стряхнешь

                 Да за пояс не заткнешь.

Ещё одно совпадение с народной сказкой: «Сказка о царе Салтане» заканчивается не моралью, а весёлым пиром.

К столетнему юбилею Пушкина Николай Римский-Корсаков на сюжет его сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане». А художник Михаил Врубель, который выступил художником-постановщиком премьерного показа данной оперы, очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году написал картину "Царевна-Лебедь".

ПОСТАНОВКИ И ЭКРАНИЗАЦИИ

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ОПЕРА Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА(ЛИБРЕТТО В. И. БЕЛЬСКОГО; ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ — 1900). (ПОДРОБНО)

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — МУЛЬТФИЛЬМ (1943, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»).

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ (1966, «МОСФИЛЬМ»; РЕЖИССЁР А. Л. ПТУШКО).

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — МУЛЬТФИЛЬМ (1984, «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»).

Интересен  мультфильм про царя Салтана, который был создан в 1943 г. студией "Союзмультфильм" в черно-белом варианте, а через 41 год появился цветной римейк этого мультика.

Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, на уроке мы открыли для себя что-то новое. Мир пушкинских сказок – это мир тайн, чудес.

Мы ещё раз осознали, что «Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый…». Так сказала русская писательница и поэтесса Тэффи о великом поэте, так говорим мы.

Мы читаем и перечитываем сказки А.С.Пушкина. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Список использованных источников:

1. А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. – М.: Художественная литература,1986 г

2. Албар Верохо. Странная странная Сказка о царе Салтане

 

3. Попова Дарья Юрьевна. Крылатые выражения в сказках Александра Сергеевича Пушкина - http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/02/21/krylatye-vyrazheniya-v-skazkakh-a-s-pushkina

Сказка о царе Салтане
PPTX / 1.04 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Сидорова Зоя Григорьевна, 09.12.16 в 00:25 1 Ответить Пожаловаться
Тема замечательная, всегда интересная.
Урок достойный!
Зоя.

Отредактировано 09-12-2016 00:26

Федорова Людмила Ивановна, 09.12.16 в 02:29 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо. Хотелось лучше, но ...
Шестакова Айгуль Инсафовна, 30.06.17 в 08:34 1 Ответить Пожаловаться
Обожаю Пушкина,у вас интересный урок!
Федорова Людмила Ивановна, 30.06.17 в 15:38 0 Ответить Пожаловаться
И я обожаю Пушкина, не понимаю, почему пятиклассники изучают (в летнее время) "Дон Кихота", "Фальконе?"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.