12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бескиерь Вячеслав Иванович17

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА САМОКОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ

ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ЮНОГО СПОРСМЕНА


Физкультурный самоконтроль

Самоконтроль за физическим состоянием спортсмена является необходимым условием систематических занятий спортом, обеспечивает их эффективность и достижение спортивных результатов. Также система контроля способствует решению задач сохранение здоровья, развития физических качеств и технической подготовки.

Под самоконтролем подразумевается самонаблюдение, анализ и самооценка занимающимися своей готовности к действию, реагирование организма на физические нагрузки.

В перерывах между тренировками самоконтроль ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия, определение эмоционального состояния и степени настроенности спортсмена на предстоящие занятия.

Ведение дневника самоконтроля позволяет вести постоянное наблюдение за тренировочным процессом и оценивать индивидуальную динамику физического состояния спортсмена под влиянием физических нагрузок.


Содержание дневника самоконтроля по рукопашному бою

Одна из возможных форм дневника самоконтроля занимающихся рукопашным боем представлена в таблице 1. По требованиям программы «Рукопашный бой» дневник самоконтроля вводится с 2 года обучения, так как к этому времени занимающиеся уже осваивают необходимый минимум физкультурно-образовательных знаний, умений, навыков и могут демонстрировать определенные спортивные результаты. Кроме того, именно в этот период обучающиеся начинают испытывать серьезное физическое напряжение, которое необходимо тщательно контролировать.

Дневник предусматривает учет довольно широкого круга показателей, несущих информацию не только об индивидуальном состоянии, но и о факторах обусловливающих его.

Дневник содержит 12 контрольно-учетных параметров. Одним из главных является «Самочувствие», с его оценки начинается самоконтроль организма воспитанниками. Хорошее самочувствие свидетельствует о том, что тренировочный процесс строится правильно. Ухудшение самочувствия можно рассматривать как итог чрезмерных физических нагрузок и снижения защитных систем организма. Хорошее самочувствие – это бодрость, сила, оптимизм, при удовлетворительном, как правило, человек вял, пассивен, при плохом самочувствии вялость перерастает в хроническое ощущение слабости, резкое падение уровня работоспособности, состояние «разбитости». Отметка о самочувствии ставится перед занятием и после него. При общем недомогании или наличии таких симптомов как насморк, кашель, температура обучающийся должен изменить ритм занятия в сторону щадящего режима либо не допускаться к занятию.

Не менее важным является фиксация общего функционального состояния в графе «Болезненные и другие тревожащие ощущения». Боли могут быть признаком травм (ссадин, ран и ушибов), заболевания или перенапряжения различных мышечных групп, связок, позвоночника. Необходимо отмечать, при каких упражнениях (или после каких упражнений) появляются боли, их силу, длительность. Особенно серьезно следует относиться к болям в области сердца. Консультация врача тут никогда не помешает.

Очень важным для рукопашника является знание собственного веса и роста. Это связано с наличием в единоборствах весовых категорий. Для этого в дневнике имеется графа «Характеристика телосложения», где отмечается вес в начале и в конце занятия, а рост 1раз в полугодие (возможно отражение других параметров телосложения). Особенно тщательно следить за своим весом необходимо в период подготовки к соревнованиям. Данные дневника помогут сбалансировать питание и рабочую нагрузку с целью удержаться в выгодной для спортсмена весовой категории.

Проверка состояния сердечно-сосудистой системы производится через измерение частоты сердечных сокращений. Частота сердечных сокращений – это самая главная и легко регистрируемая информация о деятельности сердца и сосудов. Замеры ЧСС проводятся в начале занятия (в состоянии покоя) и в основной части занятия (контроль нагрузки).

Пульс менее 40 ударов в минуту может говорить о патологии в сердце. Пульс выше 90 уд/в мин указывает на нарушение регуляции сердечной деятельности. Подсчитывается пульс на любой артерии, доступной для прощупывания пальцами. Чаще всего пульс определяют на лучевой артерии у основания большого пальца правой или левой кисти руки.

Обычно подсчитывают пульс за 10с. ошибка при таком подсчете составляет до 6 ударов в минуту. Более точные результаты можно получить, регистрируя время, затраченное на 10 ударов пульса: в момент пульсового удара включается секундомер, и счет ведется до следующего удара – фиксируется время 10 сердечных сокращений. ЧСС за минуту легко найти по таблице.


Средние значения ЧСС за минуту при измерении

10 ударов пульса, уд/мин


Число секунд

Десятые доли секунды

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

200

194

188

182

176

171

166

162

158

154

4

150

146

143

139

136

133

130

127

124

122

5

120

117

115

113

111

109

107

105

103

102

6

100

99

97

96

94

93

91

90

88

87


Еще один важный показатель сердечно-сосудистой системы – артериальное давление. В дневнике самоконтроля в одноименной графе один раз в месяц заносятся данные об АД. Цель – отслеживание реакции сердечно-сосудистой системы на задаваемую нагрузку. Своевременная коррекция позволяет предупредить нежелательные реакции и добиться большего оздоровительного эффекта от занятий.

В дневнике самоконтроля ведется наблюдение не только за общим физическим состоянием занимающихся, но и за результатами тренировочной работы. Для контроля над физическим развитием учащихся применяются упражнения, как общей физической подготовки, так и специфические для рукопашного боя. Записи в дневнике помогают как занимающимся, так и педагогу отслеживать результативность обучения, контролировать физическое развитие и координировать дальнейшую учебно-тренировочную деятельность.

В заключительной графе «Желание тренироваться» фиксируется настроение воспитанников (до и после занятия). Настроение является очень важным фактором состояния психического здоровья. Занятия только тогда на пользу, когда приносят удовольствие. Настроение есть, и человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; настроения нет – неизбежны низкая результативность, срывы в тренировочном процессе, в подавленном же состоянии возможны травмы.

При желании контрольно-учетные параметры дневника можно изменять и дополнять, тем самым, повышая эффективность контроля самочувствия и тренировочных нагрузок, делая его более удобным для планирования дальнейших занятий, анализа спортивных удач и срывов.

ФОРМА ДНЕВНИКА САМОКОНТРОЛЯ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ


п/п

Контрольно-учетные параметры

месяц


















1.

Общее самочувствие

до занятия


















после


















2.

Болезненные ощущения

до занятия


















после


















3.

Вес

до занятия


















после


















4.

Рост

1 раз в месяц


















5.

ЧСС

в сост. покоя


















после

нагрузки


















6.

Давление

1 раз в месяц


















7.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа


















8.

Подтягивание


















9.

Прыжки на скакалке


















10.

Степень физической активности


















11.

Спарринг-контроль


+



































12.

Желание тренироваться

до занятия


















после занятия


















13.

Другие параметры


















14

Особые замечания




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.