12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лобанова Валентина Ивановна569
учитель музыки и искусства, стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория
Россия, Московская обл., Чехов

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ

( Программа «Музыка 5-7 кл., авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

учитель музыки МБОУ гимназии №2 г. Чехова Лобанова В.И.

Тема

Великая музыка «Кармен». Ж. Бизе

Цель

Познакомить с литературным и музыкальным образом Кармен.

Задачи

Образовательные: формировать интерес к изучению мировой художественной культуры
Развивающие: выявлять характерные особенности оперного искусства, уметь сравнивать произведения разных жанров, участвовать в дискуссии.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к мастерам зарубежной и русской культуры, к культурному наследию зарубежного искусства.

УУД

ЛичностныеУУД:

- расширение представлений о художественной картине мира, формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, развитие способности критически мыслить, прислушиваться к мнению других.

Регулятивные УУД:

- принятие решения в проблемной ситуации;

- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий.

  Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- давать определения понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение.

Планируемые результаты

Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представлять, место и роль данной оперы в мировой культуре.

Личностные: расширение представлений об оперном спектакле, сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к опере.

Метапредметные: познание различных явлений жизни общества данного времени, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; осуществление действий контроля, коррекции, критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкального произведения; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.

Основные понятия

 Опера, увертюра, Кармен, Хозе, Эскамильо, сегидилья, хабанера

Межпредметные связи

 Литература, искусство, музыка

Ресурсы

 

 Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация.

Дополнительные – материалы Интернета

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технология

Проблемное обучение

Структура и ход урока:

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет

к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Актуализация знаний

Время 5 минут

Систематизация информации

Создание образовательной напряженности. Постановка вопросов. Слушание стихотворения А. Блока.

- О каком музыкальном произведении рассказал нам А. Блок?

- Сформулируйте тему урока (Слайд № 2)

 

Познавательные

Регулятивные

Изучение нового материала.

Время -34 минуты

         

1.Понятие оперы

Раскрытие на примерах теоретических понятий

Постановка вопросов

- Дайте определение оперы

- Какие вы знаете оперы

Знание понятия оперы

Познавательные

2. Опера «Кармен»- Ж. Бизе

Решение познавательных задач

Постановка вопросов.

Рассказ учителя о композиторе Ж. Бизе и писателе П. Мериме, высказывании П.И. Чайковского об опере «Кармен».

- Какой композитор написал оперу «Кармен»

(слайд № 3 )

- На какой сюжет (слайд № 4)

- Пророческое высказывание П.И. Чайковского об опере «Кармен» (слайд № 5, 6)

- Дайте определение «Увертюры»

Знание композитора Ж. Бизе, терминов

Познавательные

3. Вступление к опере «Кармен»

Решение познавательных задач

Слушание вступления к опере «Кармен»

Слушание увертюры (слайд № 7)

- Сколько контрастных разделов можно услышать в этой музыке

- Звучанием каких групп инструментов симфонического оркестра композитор подчеркивает конфликт сюжета

 

Познавательные

4. Образ Кармен . «Хабанера», «Сегидилья»

Решение познавательных задач.

Работа с учебником.

Постановка вопросов.

- Найдите в учебнике определение «Хабанера». Стр. 50 (слайд № 8)

Слушание «Хабанеры»

- Дайте музыкальную характеристику Хабанеры.

- Найдите в учебнике определение «Сегидилья». Стр. 50 (слайд № 9)

Слушание «Сегидильи»

- Дайте музыкальную характеристику Сегидильи.

- Исполните ритмический аккомпанемент хабанеры и сегидильи под фонограмму.

-Дайте словесное описание музыкального образа Кармен (слайд № 10)

Знание новых терминов

Познавательные

5. Образ тореодора Эскамильо

Решение познавательных задач.

Слушание «Куплетов Тореодора»

- Знакома ли вам эта музыка

- Охарактеризуйте музыкальный характер тореодора Эскамильо (слайд № 11 )

Знание терминов

Познавательные

6. Образ Хозе

Решение познавательных задач.

Слушание Арии Хозе

- Дайте характеристику музыкальному портеру Хозе (слайд № 12)

- Чем отличается портрет Хозе от портрета Эскаамильо

Знание терминов

Познавательные

7. Образ Кармен, Хозе и Эскамильо

Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов

Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения

- Подберите определения, для характеристики музыкальных образов Кармен, Хозе и Эскамильо.

Знание музыкальных определений

Коммуникативные

Регулятивные

8. Образ Кармен в живописи литературе

Решение познавательных задач.

Организация обсуждения картин и стихотворения

- Кто изображен на этих картинах (слайды № 13-14)

- Какими красками изобразили художники Кармен.

- Как вы думаете, что общего и различного в образе Кармен в опере и в произведениях изобразительного искусства.

Знание определений

Познавательные

Закрепление нового материала

Время – 3 минуты

Работа в группе

Демонстрация своих образовательных ресурсов

Определение задания. Организация обсуждения

Приведите в соответствие (стрелкой) термин и определение этого термина.

 

Коммуникативные

Регулятивные

Рефлексия

Время - 2 минуты

Индивидуальная рефлексия по обсуждению происходящей деятельности

Организация индивидуальной рефлексии. Обозначение и оценка достигнутых результатов

Закончить предложение… (слайд № 15)

 

Регулятивные

Домашнее задание

Время - 1 минута

 

Определение задания

Нарисовать понравившихся персонажей оперы.

   

Стихотворение А. Блока

Как океан меняет цвет,

Когда в нагромождённой туче

Вдруг полыхнёт мигнувший свет, -

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слёзы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

4 марта 1914

Работа в группе.

Учащиеся делятся на 3 группы:

группа «Образ Кармен»

группа «Образ Эскамильо»

группа «Образ Хозе»

Каждая группа должна подобрать определения, для характеристики своего музыкального образа. (Раздаточный материал-карточки).

скромный

уверенный в себе

темпераментная

страстная

нежный

жизнерадостный

страстный

вольнолюбивая

ласковый

свободный

независимый

свободная

роковая

неукротимая

страдающий

дерзкая

независимая

обаятельная

Стихотворение М. Цветаевой

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед появленьем Кармен - сюиты.

Приведите в соответствие (стрелкой) термин и определение этого термина.

Термин

Определение

.Хабанера

Симфоническое вступление

Увертюра

Песня свободной любви

Сегидилья

Испанский народный танец-песня.

Либретто

Жанр музыкально-драматического искусства

. Опера

Литературная основа оперы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ястребова Элла Ревнеровна, 23.01.18 в 16:42 0Ответить Пожаловаться
Отсутствует презентация
Сидорова Татьяна, 25.01.18 в 17:17 0Ответить Пожаловаться
Нет презентации
Тверскова Светлана Александровна, 30.01.18 в 10:11 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, методическое мастерство учителя - !!! Спасибо.
Курушина Юлия Юрьевна, 30.01.18 в 22:06 0Ответить Пожаловаться
Конкурсная работа обязательно должна включать в себя следующее: конспект урока и презентацию к данному занятию. Презентации должны быть созданы в программе MS PowerPoint.
Смирнова Татьяна Валерьевна, 03.02.18 в 20:19 0Ответить Пожаловаться
Жаль, что нет презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.