Урок музыки в 7 классе «Великая музыка «Кармен». Жорж Бизе»
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ
( Программа «Музыка 5-7 кл., авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)
учитель музыки МБОУ гимназии №2 г. Чехова Лобанова В.И.
Тема |
Великая музыка «Кармен». Ж. Бизе |
Цель |
Познакомить с литературным и музыкальным образом Кармен. |
Задачи |
Образовательные: формировать интерес к изучению мировой художественной культуры |
УУД |
ЛичностныеУУД: - расширение представлений о художественной картине мира, формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, развитие способности критически мыслить, прислушиваться к мнению других. Регулятивные УУД: - принятие решения в проблемной ситуации; - адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета; - давать определения понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение. |
Планируемые результаты |
Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций разных народов мира; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представлять, место и роль данной оперы в мировой культуре. Личностные: расширение представлений об оперном спектакле, сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к опере. Метапредметные: познание различных явлений жизни общества данного времени, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; осуществление действий контроля, коррекции, критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкального произведения; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки. |
Основные понятия |
Опера, увертюра, Кармен, Хозе, Эскамильо, сегидилья, хабанера |
Межпредметные связи |
Литература, искусство, музыка |
Ресурсы
|
Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация. Дополнительные – материалы Интернета |
Формы урока |
Фронтальная, групповая. |
Технология |
Проблемное обучение |
Структура и ход урока:
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
предметные |
метапредметные |
||||
Актуализация знаний Время 5 минут |
Систематизация информации |
Создание образовательной напряженности. Постановка вопросов. Слушание стихотворения А. Блока. |
- О каком музыкальном произведении рассказал нам А. Блок? - Сформулируйте тему урока (Слайд № 2) |
Познавательные Регулятивные |
|
Изучение нового материала. Время -34 минуты |
|||||
1.Понятие оперы |
Раскрытие на примерах теоретических понятий |
Постановка вопросов |
- Дайте определение оперы - Какие вы знаете оперы |
Знание понятия оперы |
Познавательные |
2. Опера «Кармен»- Ж. Бизе |
Решение познавательных задач |
Постановка вопросов. Рассказ учителя о композиторе Ж. Бизе и писателе П. Мериме, высказывании П.И. Чайковского об опере «Кармен». |
- Какой композитор написал оперу «Кармен» (слайд № 3 ) - На какой сюжет (слайд № 4) - Пророческое высказывание П.И. Чайковского об опере «Кармен» (слайд № 5, 6) - Дайте определение «Увертюры» |
Знание композитора Ж. Бизе, терминов |
Познавательные |
3. Вступление к опере «Кармен» |
Решение познавательных задач |
Слушание вступления к опере «Кармен» |
Слушание увертюры (слайд № 7) - Сколько контрастных разделов можно услышать в этой музыке - Звучанием каких групп инструментов симфонического оркестра композитор подчеркивает конфликт сюжета |
Познавательные |
|
4. Образ Кармен . «Хабанера», «Сегидилья» |
Решение познавательных задач. |
Работа с учебником. Постановка вопросов. |
- Найдите в учебнике определение «Хабанера». Стр. 50 (слайд № 8) Слушание «Хабанеры» - Дайте музыкальную характеристику Хабанеры. - Найдите в учебнике определение «Сегидилья». Стр. 50 (слайд № 9) Слушание «Сегидильи» - Дайте музыкальную характеристику Сегидильи. - Исполните ритмический аккомпанемент хабанеры и сегидильи под фонограмму. -Дайте словесное описание музыкального образа Кармен (слайд № 10) |
Знание новых терминов |
Познавательные |
5. Образ тореодора Эскамильо |
Решение познавательных задач. |
Слушание «Куплетов Тореодора» |
- Знакома ли вам эта музыка - Охарактеризуйте музыкальный характер тореодора Эскамильо (слайд № 11 ) |
Знание терминов |
Познавательные |
6. Образ Хозе |
Решение познавательных задач. |
Слушание Арии Хозе |
- Дайте характеристику музыкальному портеру Хозе (слайд № 12) - Чем отличается портрет Хозе от портрета Эскаамильо |
Знание терминов |
Познавательные |
7. Образ Кармен, Хозе и Эскамильо |
Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов |
Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения |
- Подберите определения, для характеристики музыкальных образов Кармен, Хозе и Эскамильо. |
Знание музыкальных определений |
Коммуникативные Регулятивные |
8. Образ Кармен в живописи литературе |
Решение познавательных задач. |
Организация обсуждения картин и стихотворения |
- Кто изображен на этих картинах (слайды № 13-14) - Какими красками изобразили художники Кармен. - Как вы думаете, что общего и различного в образе Кармен в опере и в произведениях изобразительного искусства. |
Знание определений |
Познавательные |
Закрепление нового материала Время – 3 минуты |
Работа в группе Демонстрация своих образовательных ресурсов |
Определение задания. Организация обсуждения |
Приведите в соответствие (стрелкой) термин и определение этого термина. |
Коммуникативные Регулятивные |
|
Рефлексия Время - 2 минуты |
Индивидуальная рефлексия по обсуждению происходящей деятельности |
Организация индивидуальной рефлексии. Обозначение и оценка достигнутых результатов |
Закончить предложение… (слайд № 15) |
Регулятивные |
|
Домашнее задание Время - 1 минута |
Определение задания |
Нарисовать понравившихся персонажей оперы. |
Стихотворение А. Блока
Как океан меняет цвет,
Когда в нагромождённой туче
Вдруг полыхнёт мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слёзы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
4 марта 1914
Работа в группе.
Учащиеся делятся на 3 группы:
группа «Образ Кармен»
группа «Образ Эскамильо»
группа «Образ Хозе»
Каждая группа должна подобрать определения, для характеристики своего музыкального образа. (Раздаточный материал-карточки).
скромный |
уверенный в себе |
темпераментная |
страстная |
нежный |
жизнерадостный |
страстный |
вольнолюбивая |
ласковый |
свободный |
независимый |
свободная |
роковая |
неукротимая |
страдающий |
дерзкая |
независимая |
обаятельная |
Стихотворение М. Цветаевой
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед появленьем Кармен - сюиты.
Приведите в соответствие (стрелкой) термин и определение этого термина.
Термин |
Определение |
.Хабанера |
Симфоническое вступление |
Увертюра |
Песня свободной любви |
Сегидилья |
Испанский народный танец-песня. |
Либретто |
Жанр музыкально-драматического искусства |
. Опера |
Литературная основа оперы. |
Ястребова Элла Ревнеровна
Крюкля Оксана Владимировна
Сидорова Татьяна
Тверскова Светлана Александровна
Курушина Юлия Юрьевна
Смирнова Татьяна Валерьевна