Вересковый мёд как символ независимости Шотландии
Бинарный урок литературы и английского языка в 5 классе
по теме «Вересковый мёд как символ независимости Шотландии».
(Учитель русского языка и литературы Быкова А.В.,
учитель английского языка Турундаевская-Лашко О.И.)
Предмет | Литература и английский язык. |
Тема урока | «Вересковый мёд как символ независимости Шотландии». “A symbol of Scotland’s independence. Heather Ale.” |
Цель | Познакомить учащихся с балладой Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд» и выявить символичное значение названия баллады. |
Задачи урока | Образовательные: познакомить с английским писателем шотландского происхождения Р.Л. Стивенсоном, проанализировать балладу Стивенсона «Вересковый мёд». Развивающие: развивать умения и навыки выразительного чтения, умения осуществлять продуктивные речевые действия, развивать мышление, память, воображение, мотивацию к дальнейшему овладению английским языком. Воспитательные: воспитывать уважение к британской культуре, способствовать воспитанию личностных качеств: коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность. |
Тип урока | Проблемный урок. |
Формируемые УУД | Личностные: - толерантное отношение к проявлениям иной культуры, развитие собственной речевой культуры, мотивация к изучению английского языка. Метапредметные: - развитие смыслового чтения. Предметные: - умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных слов и словосочетаний. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Методические приёмы |
Организация класса. | Учителя приветствуют детей. - Добрый день, уважаемые ребята. - Good afternoon, children. - Догадываетесь ли вы, почему у вас на уроке литературы сегодня два учителя? - Today we have an unusual lesson because we’ll speak about English literature. - Да, да, речь пойдёт именно об английской литературе. | Ответы детей. | Фронтальная беседа. |
Объявление темы урока и постановка цели. | Учитель литературы: - Ребята, многие из вас употребляют в пищу мёд. А что такое мёд? - Откуда берётся мёд? - Какой бывает мёд? - Я скажу вам ещё одно название – вересковый мёд. Что вы о нём можете сказать? - Сегодня мы познакомимся с балладой Роберта Льюиса Стивенсона под названием «Вересковый мёд». Учитель английского: - Как звучит слово «мёд» по-английски? - Давайте прочитаем название баллады на английском языке – “Heather Ale”. (На слайде). - Какое слово мы видим вместо слова «Honey»? - Переведите слово Ale на русский язык. - Что мы станем подразумевать в русском названии баллады под словом «мёд»? - Как вы думаете, можем ли мы с помощью произведения английского писателя узнать, что кроется за названием «Вересковый мёд»? Каким образом? | Примерные ответы детей: - Сладость, лакомство, напиток. - Его добывают пчёлы из цветов разных растений. - Цветочный, липовый, гречишный… - Дети высказывают свои предположения. Дети переводят слово «мёд» на английский язык – «honey». При прочтении названия баллады на английском языке выясняют, что вместо слова «honey» употреблено слово «ale» («пиво»). Высказывают предположения о том, что в русском названии «мёд» означает не сладость, а «напиток». Дети ставят перед собой цель прочитать балладу и открыть загадку странного мёда. | Рассечение вопроса. |
Актуализация знаний. | Учитель литературы: - Прежде, чем прочитать балладу, давайте вернёмся к слову «вересковый» и подумаем над его смыслом. От какого слова образовалось это прилагательное? - Что такое вереск? - Давайте послушаем небольшое сообщение. | - Вереск. Предположения детей. Заранее подготовленный ученик делает сообщение о вереске, который является частью культуры Шотландии. (Приложение 1). | Рассказ. |
3.1. | Учитель английского: - Where is Scotland situated? - Robert Luis Stevenson was born in Scotland. Let’s learn some information about him. - Знакомиться с личностью писателя Стивенсона мы будем на его родном английском языке. Перед вами карточки с предложениями. Ваша задача – поработать в парах, один из вас читает фразу на английском, другой её переводит, затем меняетесь ролями. | - In the north part of Great Britain... Работа с карточками в парах. (Приложение 2). | Попеременное чтение. |
3.2. | Учитель литературы: - Вы познакомились с биографией писателя, теперь я предлагаю вам проверить свои знания. Продолжите предложение: «Я узнал, что…». Главное условие: нельзя повторяться. | Дети по цепочке дополняют фразу полученной из текста информацией. | Продолжи предложение. |
Первичное чтение баллады. | Учитель литературы: - Наступило время познакомиться с содержанием баллады «Вересковый мёд». Внимательно послушайте и попробуйте представить себе происходящие события и героев. (Учителя читают произведение вслух.) | Дети слушают чтение произведения. | Активное слушание. |
Анализ баллады. 5.1. Первичное восприятие текста. | Учитель литературы: - Что вы почувствовали после прослушивания баллады? - Изобразите при помощи смайлика ваше впечатление о прочитанном. - Какие слова вызвали у вас затруднения в понимании текста баллады? | Дети изображают при помощи смайлика своё первое впечатление о прочитанном, называют непонятные для них слова, выясняют их значение в процессе обсуждения. Слова переводят на английский язык. | Эмоционально-оценочная беседа. Создание эмоционального образа. |
5.2. Погружение в текст. | - Как вы поняли, на чьей территории произрастал вереск? - Перечитайте строки об этом народе и запишите в данную таблицу его характеристику. Что это был за народ? Учитель английского: - Give their characteristics in English. Write down the words in your table. Учитель литературы: - Каким эпитетом описывает автор шотландского короля? Впишите это слово в таблицу. - Подберите синонимы к этому слову и запишите их. Учитель английского: - Translate the words in English and write them down. Учитель литературы: - Докажите строками баллады, что король действительно жесток. - Кто остался в живых? - Что мы можем сказать об этих героях? - Что требовал король от двух бедных пиктов? - Давайте произнесём слово «тайна» на английском языке. - Как вели себя пикты? - Как вы считаете, о чём они думали в этот момент? - Как поступил старик со своим сыном? Оцените его поступок. - Почему старик пожертвовал своим сыном? В чём заключалась его хитрость? - Если бы пикты выдали тайну, что бы с ними случилось? - Ради чего старик пожертвовал собой и своим сыном? - Почему рецепт изготовления верескового мёда – это святая тайна? - Какими словами можно дополнить характеристику отца? | - На территории пиктов. Дети заполняют второй столбик таблицы в тетрадях и делают вывод о том, что пикты маленький, трудолюбивый, дружный, весёлый и храбрый народ. (Приложение 3). - Small, hardworking, friendly, merry, courageous. - Безжалостный. Жестокий, беспощадный, злой... - По его воле были уничтожены почти все пикты. - Старик-отец и его сын. Дети называют характеристики героев и записывают слова в таблицу. - Выдать тайну изготовления верескового мёда. - Secret. - Молчали. - О том, как сохранить тайну, о своей жизни, о погибших товарищах, о родной земле. Учащиеся высказывают свои мнения. (Как правило, дети говорят о жестокости старика-отца). - Старик опасался, что, не выдержав пытки, сын откроет тайну. - Они совершили бы предательство по отношению к своей родной земле. - Ради сохранения святой тайны. - Это традиция предков, а предать традицию – значит предать свой народ, память о нём и родную землю. - Любящий свою страну, патриот… | Аналитическая беседа. «Заполни таблицу». |
Смысловая компрессия. Рефлексия. | Учитель литературы: - В начале урока мы сделали вывод, что вересковый мёд – это напиток, а какое ещё символическое значение приобрело название баллады Стивенсона после внимательного прочтения? Учитель английского: - Let’s speak the words in English. Учитель литературы: - Выскажите своё понимание баллады «Вересковый мёд» в форме синквейна. | - Символ родины, свободы, символ независимости. The symbol of independence, Motherland, freedom. - Дети составляют синквейн. (Примерный вариант: «Вересковый мёд» Сладкий, святой. Варят, берегут, сражаются. Пускай со мной умрёт моя святая тайна. Родина!). | Создание синквейна |
Самооценка | Учитель литературы: - На столе у каждого из вас находятся смайлики. Выберите тот, который соответствует оценке вашей работы и наклейте его в карточку под таблицей. | | |
Домашнее задание. | Учитель литературы: - Задание к уроку литературы: написать мини-сочинение на тему «Моё отношение к поступку старика-отца.» Учитель английского: - Translate the cinquain in English. | | |
Список литературы:
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2015. – 303с.: ил.
Интернет-ресурсы: http://www.poetryloverspage.com/poets/stevenson/heather_ale.html