12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна2024
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево

Технологическая карта урока

Учитель: Фетисова Е.Н.

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево

Урок: литература

Тема урока: Р. СТИВЕНСОН. «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД»

Класс: 5

УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.

Цели для ученика
 

Обучающие:

формирование умений анализа произведения

формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения

умение аргументировать свои мысли

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

познакомить с биографией писателя — представителя зарубежной литературы; углубить знания о балладе как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, драматический характер баллады, изображение мужества, стойкости, верности идее, стране; обсудить смысл названия произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Тип урока

Знакомство с биографией,
анализ баллады

Форма урока
 

Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Литературный персонаж

Образ

Новые понятия
Баллада

Стилистические особенности

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание
 

подготовить выразительное чтение баллады наизусть.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация
 

2 минуты.
 


 

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к уроку. 

(ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник)

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Словесная форма.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний
 

6 минут.

Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.

-Посмотрите, перед вами портретная галерея, на которой вы видите писателей, чьи произведения мы изучали в этом году.

- Кто сможет назвать имена этих писателей?

Где родились и писали свои произведения эти писатели? 

- Значит, как мы их можем назвать, какие это писатели? 

А вот писатель, чей портрет вы не узнали, родился, жил и писал свои произведения не в России, а за границей, за рубежом нашей родины – это зарубежный писатель.

- Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, поэтому общая тема всех наших последующих уроков.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Запись в тетрадь определения понятия «басня»

Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь.

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений отвечать на поставленные вопросы

III. Работа по теме урока

Слово учителя о биографии

(Приложение 1,3, 4)

10 минут
Работа с текстом (аудиозапись)

5 минут

Выразительное чтение 6 минут
 

Создание проблемной ситуации. Ответ на вопросы:

1. Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон?

2. Что вы знаете о его родителях?

3. Где учился будущий писатель?

4. Какие его произведения вы знаете, читали?

5. Где прошла большая часть жизни писателя?

Баллада -  стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Умение составлять план по статье.


Умение презентовать свою работу.

Ответ на проблемный вопрос.

Запись в тетрадь определения понятия «баллада».

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

 

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу,

отработка умений давать определение литературных понятий

IV. Лингво-физкультминутка.
 

4 минуты.

Объясняет задание.

Организовать деятельность  для отработки навыков определения жанровых признаков произведения

(Приложение 2)

 Приобретают  опыт  работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров.

Здоровьесбере-гающая технология.

   

V. Актуализация знаний.
Работа по развитию речи


 

6 минут.

Работа над лексическим значением слова.

Прочитаем первые шесть строф баллады.

- Найдите глаголы и определите их время.

- Как вы думаете, почему все глаголы употреблены в прошедшем времени?

- Что стало с пиктами, когда пришёл шотландский король?

- Вспомните, какими чертами характера обладал Роберт Льюис Стивенсон?

- Кто из героев баллады обладает такими же чертами?

- Как вы понимаете слово «самопожертвование?»

- Почему отец просил короля бросить сына в море?

- Как вы относитесь к этому поступку?

- Вспомните, кто перевёл балладу на русский язык?

Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний.

Работа над выразительным чтением: постановка фонетического и логического ударений, обозначение пауз.

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Пересказ фрагментов

Беседа

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка;

регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения составлять монологическое высказывание,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

VI. Подведение итогов


 

2 минуты.

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

 

Обсуждение результата работы с произведением

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап.
 

2 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

Беседа.
 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание.

2 минуты.

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

 

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

 

 

Приложение 1

Слово о жизни в творчестве писателя.

Роберт Льюис Стивенсон — английский писатель ХIХ в., основоположник и теоретик неоромантизма, литературный критик.

Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон — так звали отца — гордился самым значительным делом своей жизни — строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Все это позже отразится в его книгах.

Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за гнетущей его болезни — туберкулеза.

По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии — земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.

Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы (1867—1873 гг.) были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). Природные наблюдательность и дарование, умение сходиться с людьми, свежий взгляд на разные вещи помогли ему в 1873 году начать публиковаться. С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.

Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семь ей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.


 

Приложение 2

Маршрутный лист  

 Задания

Задание № 1 

Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу.

Задание № 2

Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста.

Вопросы должны начинаться со слов:

- Почему…

- Зачем…

- С какой целью…

- По какой причине…

- Как, по вашему мнению, …

Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно,  проведите взаимопроверку,  оцените ответы по следующим критериям:

2 балла за правильный и полный ответ;

1 балл – за неполный ответ или неточный;

0 баллов – за неверный ответ.

Домашнее задание        

по выбору:

Написать синквейн к балладе «Вересковый мед»                                      

            ИЛИ

2) Продолжить предложение:

«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…»


Приложение 3

 

Приложение 4

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.