Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Р. Стивенсон. "Вересковый мёд"»
Технологическая карта урока
Учитель: Фетисова Е.Н.
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево
Урок: литература
Тема урока: Р. СТИВЕНСОН. «ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД»
Класс: 5
УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.
Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе |
Цели для учителя познакомить с биографией писателя — представителя зарубежной литературы; углубить знания о балладе как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, драматический характер баллады, изображение мужества, стойкости, верности идее, стране; обсудить смысл названия произведения. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения. |
Тип урока
Знакомство с биографией, |
Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Литературный персонаж Образ |
Новые понятия Стилистические особенности |
Формы контроля:
Фронтальный опрос |
Домашнее задание подготовить выразительное чтение баллады наизусть. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
2 минуты.
|
Включение в деловой ритм. Проверка готовности учащихся к уроку. (ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник) |
Подготовка к работе. Самоопределение. |
Словесная форма. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 6 минут. |
Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока. -Посмотрите, перед вами портретная галерея, на которой вы видите писателей, чьи произведения мы изучали в этом году. - Кто сможет назвать имена этих писателей? Где родились и писали свои произведения эти писатели? - Значит, как мы их можем назвать, какие это писатели? А вот писатель, чей портрет вы не узнали, родился, жил и писал свои произведения не в России, а за границей, за рубежом нашей родины – это зарубежный писатель. - Начиная с сегодняшнего урока, мы с вами будем изучать творчество зарубежных писателей, поэтому общая тема всех наших последующих уроков. |
Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Запись в тетрадь определения понятия «басня» Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь. |
Беседа Иллюстративно-словесный метод. |
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные: целью выделения признаков. |
Отработка умений отвечать на поставленные вопросы |
III. Работа по теме урока Слово учителя о биографии (Приложение 1,3, 4)
10 минут 5 минут
Выразительное чтение 6 минут |
Создание проблемной ситуации. Ответ на вопросы: 1. Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон? 2. Что вы знаете о его родителях? 3. Где учился будущий писатель? 4. Какие его произведения вы знаете, читали? 5. Где прошла большая часть жизни писателя? Баллада - стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом. |
Умение составлять план по статье.
Ответ на проблемный вопрос. Запись в тетрадь определения понятия «баллада». |
Групповая работа.
Практический метод. |
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Вырабатывать уважительное отношение друг к другу, отработка умений давать определение литературных понятий |
IV. Лингво-физкультминутка. |
Объясняет задание. Организовать деятельность для отработки навыков определения жанровых признаков произведения (Приложение 2) |
Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров. |
Здоровьесбере-гающая технология. |
||
V. Актуализация знаний.
6 минут. |
Работа над лексическим значением слова. Прочитаем первые шесть строф баллады. - Найдите глаголы и определите их время. - Как вы думаете, почему все глаголы употреблены в прошедшем времени? - Что стало с пиктами, когда пришёл шотландский король? - Вспомните, какими чертами характера обладал Роберт Льюис Стивенсон? - Кто из героев баллады обладает такими же чертами? - Как вы понимаете слово «самопожертвование?» - Почему отец просил короля бросить сына в море? - Как вы относитесь к этому поступку? - Вспомните, кто перевёл балладу на русский язык? Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний. Работа над выразительным чтением: постановка фонетического и логического ударений, обозначение пауз. |
Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Пересказ фрагментов |
Беседа |
Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
VI. Подведение итогов
2 минуты. |
Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению полученных знаний. |
Обсуждение результата работы с произведением |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Проявление толерантности. |
|
VII. Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты. |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной степень их соответствия. |
Беседа. |
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
рефлексия; |
Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание. 2 минуты. |
Объясняет домашнее задание. |
Слушают и записывают в дневник. |
Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение 1
Слово о жизни в творчестве писателя.
Роберт Льюис Стивенсон — английский писатель ХIХ в., основоположник и теоретик неоромантизма, литературный критик.
Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон — так звали отца — гордился самым значительным делом своей жизни — строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Все это позже отразится в его книгах.
Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за гнетущей его болезни — туберкулеза.
По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии — земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.
Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы (1867—1873 гг.) были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). Природные наблюдательность и дарование, умение сходиться с людьми, свежий взгляд на разные вещи помогли ему в 1873 году начать публиковаться. С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.
Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семь ей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.
Приложение 2
Маршрутный лист
Задания |
Задание № 1 Составить кластер «Вересковый мед» как баллада» и обсудить в группе. Затем представить окончательный вариант классу. Сличить по ключу. |
Задание № 2 Придумайте и запишите на отдельном листочке 2 вопроса к балладе, учитывая, что нужно работать на смысл, а не на знание текста. Вопросы должны начинаться со слов: - Почему… - Зачем… - С какой целью… - По какой причине… - Как, по вашему мнению, … Затем обменяйтесь вопросами со своим товарищем по парте и ответьте на заданные вопросы письменно, проведите взаимопроверку, оцените ответы по следующим критериям: 2 балла за правильный и полный ответ; 1 балл – за неполный ответ или неточный; 0 баллов – за неверный ответ. |
Домашнее задание по выбору: Написать синквейн к балладе «Вересковый мед» ИЛИ 2) Продолжить предложение: «Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…» |
Приложение 3
Приложение 4