Мастерская-экспертиза «Кто хозяин?» по балладе Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд» (5 класс)
Цель: создать условия для
освоения нравственно-ценностной категории «патриотизм»;
осознанного знакомства с балладой Стивенсона «Вересковый мед»;
овладения навыками смыслового чтения (через характеристику персонажей выходить на понимание главной проблемы баллады и основной мысли автора);развития умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Организация пространства: в группах
Оборудование:
пословицы и поговорки про хозяина (если не было домашнего задания);
тексты сообщений, разрезанные на фрагменты и перемешанные;
текст баллады Стивенсона «Вересковый мед», разрезанный на фрагменты;
верные и ошибочные утверждения о жанровой природе баллады;
афоризмы о патриотизме;
проектор и ноутбук для просмотра в финале ролика;
черно-белые карточки для рефлексии.
Алгоритм
Качество человека определяется тем, какой выбор он делает в трудной ситуации. И больше ничем. Всё остальное – декорация.
Борис Акунин* (Григорий Чхартишвили)
1. Слово учителя. Сегодня на занятии мы будем делать экспертизу. Что обозначает это слово? (рассмотрение какого-нибудь вопроса экспертами, специалистами для дачи заключения). Каков будет вопрос, мы узнаем чуть позже. А сначала проверим вашу готовность стать экспертами через проверку выполнения домашнего задания. На дом вам было задано подобрать пословицы, поговорки и устойчивые выражения со словом «Хозяин». Давайте проверим, что вы нашли. (или, если не было домашнего задания, выбрать из предложенного набора пословиц и поговорок о хозяине наиболее выразительные по мнению участников групп)
Социализация (составление кластера «ХОЗЯИН»)
Итак, кто же такой хозяин? (…)
Общие значения из словаря:
1. собственник, владелец;
2. глава дома, семьи, хозяйства;
3. ведущий хозяйство;
4. домовой.
Каким он должен быть с точки зрения народной мудрости? (...)
А теперь обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова? (...)
А как вы думаете, какой может быть трудная ситуация для хозяина, в которой он должен сделать решающий выбор? В какой ситуации он перестает быть хозяином? (...)
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень непростой историей: трагической и трогательной, мудрой и поучительной, героям которой приходилось делать нелёгкий выбор и бороться за право назвать себя хозяином. И мы с вами должны будем дать экспертное заключение, кого же можно назвать хозяином и почему именно такой выбор совершался…
Но чтобы наша экспертиза состоялась, нам необходимо подобрать группы экспертов, т. е. специалистов в определенной области знаний: это “историки”, “географы”, “биологи”, “биографы”.
Деление на группы: выбор картинок «вслепую» (историки — замок, географы — карта, биологи — цветок, биографы — портрет Стивенсона)
Задание 1: Вам будет нужно из предложенных разрозненных фрагментов составить текст сообщения на заданную тему и попытаться ответить на проблемный вопрос в финале. Время на подготовку 5 минут!
Теперь предоставим слово нашим специалистам.
“географы” (рассказ о Шотландии).
Учитель: Но прежде чем продолжить наше исследование, нам важно обратиться к сведениям историка, который поведает нам: кто же хозяин этой прекрасной земли.
“историки” (рассказ о Шотландии).
Учитель: Итак, на этом этапе мы можем однозначно ответить, кто же хозяин прекрасной шотландской земли?
“биологи” (рассказ о вереске).
Учитель. Вот мы коротко и узнали, что собой представляет Шотландия, почему ее называют страной верескового мёда, узнали, что собой представляет вереск. Но этого недостаточно для полного представления о Шотландии. Обычно о величии страны судят по тому, сколько гениальных соплеменников она подарила миру. Шотландцы в первых рядах своих знаменитостей называют Адама Смита, Вальтера Скотта, Роберта Бернса, сэра Артура Конан-Дойла и конечно же Роберта Льюиса Стивенсона. И сегодня именно творчество Стивенсона поможет нам с вами принять окончательное решение. Биографы расскажут нам об этом писателе.
Биографы (рассказ о Стивенсоне).
Учитель. Вот с таким человеком непростой судьбы мы познакомились. Перед ним тоже все время была проблема выбора. Но он стремился быть хозяином своей судьбы. Стивенсон написал много книг, после его смерти было издано более 30-ти томов. Самыми известными стали произведения “Остров сокровищ”, “Чёрная стрела”, “Похищенный”. Среди малых жанров особую популярность приобрела баллада “Вересковый мёд”.
Давайте на время станем просто читателями и познакомимся с этим произведением.
Задание 2. Работа с текстом по частям.
1 часть баллады до слов: «И мертвый - на живом.»
Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй?
Как, не описывая сражений, автор заставил нас почувствовать весь ужас произошедших событий? (мы видим последствия битвы: На вересковом поле, на поле боевом,/ Лежал живой на мёртвом и мёртвый на живом).
(Представьте, что прекрасные лиловые цветы обагрились кровью, а вереск – это то, чем люди дорожили, так как он являлся для них символом святости, и этот символ был поруган.)
Вспомним, кто такие пикты. (Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии)
Что вы можете сказать о них после прочтения первых строчек произведения? (Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах).
Скажите, что произошло давным-давно в стране пиктов? (Шотландский король напал на их земли и уничтожил их народ)
Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля? (Безжалостный)
Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили, истребили). Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу? (сочувствует, так как называет «бедными»).
Предположите, как дальше будут развиваться события?
Чтение 2 части до слов: «Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!»
как описано настроение короля в этой части? (угрюмо, гневно)
а как названы пикты? (малютки-медовары, маленькие люди)
чем угрожает король пиктам? (пыткой)
Пугают ли пытки стойких пиктов? (Нет)
Как могут дальше развиваться события?
Чтение 3 части до слов: «А я научу шотландцев Готовить старинный мед!»
Ребята, расскажите о своих ощущениях после этих слов старика?
Ваше отношение к действиям маленького пикта?
Попробуйте объяснить, почему он просит короля убить сына?
Как вы думаете, чем же закончится эта история?
Чтение 4 части (до конца)
Ребята, кто является главным героем баллады? (Старик-пикт)
Каков характер старика пикта? (самоотвержен, стоек, решителен...)
Ребята, ответьте: он положительный или отрицательный персонаж? (герой Стивенсона неоднозначен, сложен, как и реальный человек, его нельзя назвать абсолютно положительным или отрицательным).
Почему вересковый мёд для старика “святая тайна”? (потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ).
Во имя чего совершает свой подвиг старик? (во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине).
Можно ли назвать это поступок жестоким? Оправдан ли этот поступок?
А теперь все мы станем литературоведами, чтобы лучше понять прочитанное, и снова будем проводить экспертизу и доказывать, что перед нами действительно баллада.
У баллады Стивенсона есть подзаголовок (Шотландская баллада).
О чём это говорит? (о том, что автор переработал произведение).
Знакомы ли мы с данным жанром? Какие произведения в данном жанре вы знаете? (Да, знакомы. Баллада Жуковского «Кубок», Лермонтов «Бородино»)
Это значит, мы легко вспомним признаки жанра баллады.
Задание 3: Для этого вам нужно из различных утверждений о жанрах выбрать только правильные, относящиеся к балладе, и подтвердить их обращением к тексту.
Верные:
1. историческая или легендарная основа,
2. трагический или драматический характер,
3. контрастность жизни (добро и зло, прекрасное-ужасное)
4. элемент тайны, чудесное начало;
5. герой — сильная личность,
6. эмоциональное сочувствие автора;
7. пейзажный зачин и пейзажная концовка.
ошибочные:
1. стандартный зачин и концовка,
2. обязательное наличие морали,
3. повествование о своих личных переживаниях,
4. восхваление высокопоставленных особ,
5. юмористические или сатирическое осмеяние происходящего,
6. действие развивается на глазах зрителей.
Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру? (он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада).
Так о чём же заставляет задуматься это произведение? (о мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны, и т.д.).
О чём это произведение? (О том, что человеку приходится иной раз пожертвовать личным ради гражданского долга, проявить свой патриотизм)
Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад. Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.
Задание 4: Выберите из предложенных афоризмов о патриотизме тот, который, по вашему мнению, наиболее точно соответствует прочитанному сегодня тексту. Аргументируйте свой выбор. (Можно обратиться и к пословицам, о которых речь шла в начале занятия)
А теперь вернемся к нашему вопросу: можно ли пиктов назвать хозяевами шотландской земли и своей судьбы?(...)
Итог: не может чужеземец быть хозяином на завоеванной земле, пока (у каждого народа свое сокровенное, тайное, хранимое от пришлых) не вкусит верескового меда. Навсегда, даже уничтоженный народ, останется хозяином этого края.
Рефлексия:
Заканчивая наш урок-экспертизу, я обращаю ваше внимание на маленькие карточки, лежащие у вас на столах. Я задам вам вопрос, на который вы ответите молча, выбрав свой вариант ответа (чёрный или белый), оставьте его лежащим на парте той стороной вверх, которую вы выбрали.
Вопрос: Как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе поступок героя: осуждение или восхищение? Задача не в том, чтобы найти “правильный” ответ, а в том, чтобы увидеть сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора, перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора. А поможет вам сделать вторичное выбор обращение к тексту.
Просмотр клипа с чтением баллады Н. Карачинцевым
или Просмотр клипа в исполнении группы «Мельница»
Домашнее задание: выразительное чтение наизусть 4 строф из баллады (на выбор).
Приложения
Пословицы и поговорки про хозяинаБез хозяина дом — сирота.
Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
От хозяйского глаза и конь добреет.
Всякий дом хозяином хорош.
Мясо хорошо в пирогах, река — в берегах, а хозяин — в доме.
Хозяин всегда себе дело найдет.
Обед не в обед, как хозяина нет.
Хозяин жалеет о похищенном, а волк — об остатке.
Не хозяин тот, кто своего хозяйства не знает.
Хозяин хорош — и дом хорош, хозяин худ — и в доме тож.
Хозяин больше работника знает.
Хозяину и стены помогают.
Плох хозяин, что вперед не смотрит.
Хозяин знает, где гвоздь забить.
Хозяйство вести — не бородой трясти.
Хорошему хозяину день мал.
Хороший хозяин одним глазом спит.
Не по дому хозяин, а по хозяину дом.
Не по постройке дом, а по хозяину ценится.
“географы”
Задание: рассказать о Шотландии
Ответить на вопрос: Как вы думаете, кто же хозяин этой прекрасной земли?
Шотла́ндия — страна, являющаяся автономной административно-политической частью Великобритании. Занимает северную часть острова Великобритания и граничит по суше с Англией.
С других сторон омывается морями Атлантического океана. Помимо территории на основном британском острове Шотландии также принадлежат около 790 малых островов, большинство из которых необитаемы.
Эдинбург — столица Шотландии и второй по размерам город страны после Глазго. В XVIII веке Эдинбург стал центром Шотландского Просвещения, что позволило Шотландии стать одним из важнейших коммерческих, научных и промышленных регионов Европы.
На территории этой небольшой по размерам страны есть долина Грейт-Глен, большую часть которой занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы.
Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.
“историки”
Задание: рассказать об истории Шотландии
Попытайтесь ответить, кто же хозяин прекрасной шотландской земли?
Учёные полагают, что первые люди появились в Шотландии приблизительно 13 тысяч лет назад по мере окончания Последней ледниковой эпохи. Первые здания появились приблизительно 9 500 лет назад, а постоянные поселения — 6 тысяч лет назад. К ним относится одно из хорошо сохранившихся поселений эпохи неолита — Скара-Брей. Другие памятники эпохи встречаются на островах, это объясняется небольшим количеством растительности и необходимостью древних жителей строить свои дома из камня.
Письменная история Шотландии начинается с римского завоевания Британии. Часть южной Шотландии была на недолгое время взята под непрямой контроль Рима. К северу лежали земли, свободные от римского завоевания, — Каледония, населённая пиктскими и гэльскими племенами, которые оказали полномасштабное вооружённое сопротивление. В 83—84 годах н. э. Агрикола разбил каледонцев в Битве у Граупийских гор. перед битвой вождь каледонцев Калгак обратился к своим воинам с речью, в которой назвал их «людьми, не знающими оков рабства».
Годом основания Шотландского королевства считается 843, когда Кеннет Макальпин стал королём объединённого королевства скоттов и пиктов.
Конец 13 века стал для Шотландии серьёзным испытанием: английская армия вторглась на территорию Шотландии и относительно легко завоевала всю страну. Вся дальнейшая история Шотландии, так или иначе, связана с соревнованием с английскими соседями. В 2014 года прошёл референдум о независимости Шотландии.
Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символы этой земли, конечно же, клетчатая материя и волынка. Бурный, далёкий и романтический край, известный как Горная местность Шотландии и её острова - одни из последних диких областей Европы. Здесь под открытым небом находятся поселения Каменного века и уникальные места первозданной природы, где можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья.
Название Шотландия появилось только в XI веке. Прочитайте, как это слово звучит по-английски: Scotland. Как это слово перевести дословно? (land - земля, scot – скотты). В римскую эпоху территория острова Британии называлась Каледонией, а название Шотландия эта страна получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами.
Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англо-саксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IX века они были завоёваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав общую национальность шотландцев.
Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.
“биологи”
Задание: рассказать о вереске
Ответить на вопрос: можно ли назвать это растение хозяином земли или хозяином своей судьбы?
В скандинавских сагах и трактатах колдунов Вересковые пустоши упоминаются как места схваток мистических сил, а поили гостей в те далёкие времена непременно вересковым мёдом.
Есть в Шотландии некрупное, но очень красивое растение, зовётся оно вереском. Занимает оно у матушки-природы очень трудную нишу: растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам, ветрам и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром, за что такие земли называют вересковыми пустошами. Живёт кустик вереска до сорока лет и за это время настолько обогащает малоплодные грунты, что делает из них почвы пригодные для культурных растений. Люди недаром говорят: поселился вереск – нам будет, где жить.
Вереск – вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.
Во время цветения вереска над ним стоит гул от трудяг шмелей и пчёл. Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными. Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.
Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях. По окраинам пустоши в холодное время выползают погреться на солнышко змеи, собираются семейки прытких ящериц. Вереск закрывает их от ветра, защищает от хищников. Поэтому и собирается их на вересковых пустошах великое множество, а народ принимает их за свиту нечистой силы. Люди не понимают причин жизнестойкости вереска, не понимают причин обилия грибов, растущих среди вереска, и за всё это приписывают вересковым пустошам мистические свойства.
«Биографы»
Задание: рассказать о Стивенсоне
Ответить на вопрос: был ли Стивенсон хозяином своей судьбы?
Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь.
Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.
Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.
Стивенсон признавался: “Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага”.
По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных он стал таки писателем.
Позже Стивенсон напишет: “Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил”.
Сражаться с судьбой ему приходилось постоянно не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: “Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить”.
Итак, ему противопоказаны волнения – он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение – он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.
Утверждения о жанровой природе баллады:
историческая или легендарная основа,
стандартный зачин и концовка,
восхваление высокопоставленных особ,
трагический или драматический характер,
контрастность жизни (добро и зло, прекрасное-ужасное),
обязательное наличие морали,
элемент тайны, чудесное начало;
повествование о своих личных переживаниях,
герой — сильная личность,
эмоциональное сочувствие автора;
юмористические или сатирическое осмеяние происходящего,
пейзажный зачин и пейзажная концовка,
действие развивается на глазах зрителей.
Афоризмы о патриотизме:
Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека. (Стивенсон)
Патриотизм - это горячее молчание. (В. Розанов)
Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины. (Г. Гегель)
Я не верю той любви к отечеству, которая презирает его летописи или не занимается ими: надобно знать, что любишь; а чтобы знать настоящее, должно иметь сведения о прошедшем. (Н. Карамзин)
Истинный патриотизм, как и истинная любовь, никогда о себе не кричит. (Б.Акунин)
Список литературы:
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература (учебник) 5 класс: В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2014г.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: Вако, 2016
- Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента