Урок физики в 7 классе «Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли»
ПЛАН – КОСНПЕКТ УРОКА | |||||
1 | ФИО | Перевалова Виктория Владиленовна | |||
2 | Место работы | МОБУ СОШ №1 г. Якутск | |||
3 | Должность | учитель | |||
4 | Предмет | физика | |||
5 | Класс | 7 | |||
6 | Тема и номер урока в теме | Вес тела. Атмосферное давление. Опыт Торричелли, 38 урок из 70 | |||
7 | Базовый учебник | И.М. Перышкин, А.И. Иванов | |||
8 | Цель урока: | Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, и выяснить влияние земной атмосферы на живые организмы. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Знакомство с примером определения атмосферного давления, раскрытие физического содержания опыта Торричелли | |||
9 | Задачи: | ||||
| - образовательные (формирование познавательных УУД): | Уметь объяснять физические явления, процессы, уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, выделять и классифицировать существенные характеристики объекта, уметь строить высказывание, формулировать проблему | |||
| - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): | Уметь формировать контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов. выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
| |||
| - развивающие (формирование регулятивных УУД): | Уметь осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, составлять план решения экспериментальной задачи, самостоятельно исправлять ошибки. | |||
10 | Тип урока: | Усвоения новых знаний | |||
11 | Формы работы учащихся: | Индивидуальная, фронтальная | |||
12 | Необходимое техническое оборудование: | ПК, проектор, интерактивная доска | |||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ | |||||
№ | Этап урока | Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | 1 | Приветствие учащихся, настрой учащихся на продуктивную работу. | Приветствие учителя. Учащиеся записывают тему урока. | Учатся организованности и дисциплинированности |
2 | Актуализация знаний | 2 | Зачитывает по одному вопросы кроссворда, на доске: 1. Назовите частицу, из которых состоят молекулы? 2. Физическая величина, показывающая быстроту движения тела. 3. Мера инертности тела. 4. Физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему. 5. Сила, с которой тело действует на подвес или опору вследствие притяжения к Земле. 6. Явление взаимного проникновения соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее в результате беспорядочного движения молекул. 7. Прибор, предназначенный для измерения длины. 8. Любое изменение формы и (или) размера тела. 9. Одна из приставок, используемых в Международной системе единиц (СИ), обозначающая миллион. Учитель подводит учащихся к вопросам про атмосферу. | По одному отвечают на вопросы, выходят и заполняют кроссворд на доске. По вертикали выходит слово: «АТМОСФЕРА». | Учатся вступать в диалог, слушать и слышать товарищей. |
3 | Усвоение новых знаний | 3 | Задает вопрос классу: «Что такое атмосфера? Вспомните темы, пройденные на уроках географии». | Отвечают на вопрос: Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. | Учатся использовать межпредметные знаний, полученные на других уроках. |
4 | Поговорим вначале о весе воздуха. Воздух обладает весом, потому что на него действует, как и на всякое находящееся на Земле тело, сила тяжести. Зная массу воздуха, легко вычислить его вес. По слайду показывает поэтапно, как нужно измерить вес воздуха. !!! При наличии оборудования можно продемонстрировать эксперимент учащимся. | Внимательно слушают рассказ учителя, записывают основные моменты. !!! При демонстрации эксперимента помогают учителю откачать воздух с помощью насоса Комовского из стеклянного шара. | Научиться вычислять массу воздуха | ||
5 | Переходит к объяснению понятия «атмосферное давление» | Вспоминают закон Паскаля, изученный на предыдущих уроках. Записывают определение атмосферного давления. | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности | ||
6 | Знакомство с итальянским ученым Эванджелистой Торричелли. Математическое воспроизведение опыта по открытию атмосферного давления: 1. Наполнить трубку длиной 1м ртутью и опустить ее в сосуд с ртутью. 2. Ртуть из трубки начнет частично выливаться. 3. В трубке с ртутью начнет образовываться безвоздушное пространство. 4. Высота столбика ртути, оставшейся в трубке, оказалось равной примерно 760 мм.рт.ст. | Выполняют вычисления используя формулу давления: 1 мм рт.ст. ≈ 133,3 Па Приходят к выводу: 1) Если атмосферное давление уменьшается, то и высота столба ртути в трубке уменьшается. 2) Если атмосферное давление увеличивается, то и высота столба ртути в трубке увеличивается. | Научиться приводить примеры, подтверждающие существование атмосферного давления, проводить опыты по обнаружению атмосферного давления; вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли, анализировать результаты, делать выводы | ||
7 | Знакомство с Отто фон Герике и «магдебурскими полушариями». !!! При наличии демонстрационного оборудования, учитель воспроизводит опыт О. фон Герике. | Слушают рассказ учителя об Отто фон Герике и его эксперименте. !!! Помогают учителю с демонстрацией эксперимента. | Научиться приводить примеры, подтверждающие существование атмосферного давления, проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли, | ||
4 | Закрепление материала | 8 | Демонстрация вопросов: 1. Почему под действием атмосферного давления наши тела не сжимаются? 2. Объясните, что происходит, когда вы втягиваете щёки?3. Объясните, почему нельзя «спрятаться» от давления атмосферы, нырнув в море. 4. Что будет если наклонить барометрическую трубку? | Учащиеся, используя полученные новые знания, дают ответы на вопросы (рассуждают, приходят к определенному выводу) | Научиться анализировать результаты, делать выводы |
5 | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | 9 | Задает домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневники. | Воспитание дисциплины и организованности. |
6 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | | Учитель интересуются возникшими вопросами у учащихся по усвоению новых знаний, выставляет оценки. | Учащиеся рефлексируют, высказывают свое мнение по пройденной теме, задают вопросы учителю. | Учатся рефлексии, анализу и самоанализу |
Кроссворд (актуализация знаний)
По горизонтали
1. Назовите частицу, из которых состоят молекулы?
2. Физическая величина, показывающая быстроту движения тела.
3. Мера инертности тела.
4. Физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.
5. Сила, с которой тело действует на подвес или опору вследствие притяжения к Земле.
6. Явление взаимного проникновения соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее в результате беспорядочного движения молекул.
7. Прибор, предназначенный для измерения длины.
8. Любое изменение формы и (или) размера тела.
9. Одна из приставок, используемых в Международной системе единиц (СИ), обозначающая миллион.
Слово по вертикали: АТМОСФЕРА