Открытый урок физики в 7 классе Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»
Открытый урок физики в 7 классе
Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»
Цель урока: научить определять атмосферное давление.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная задача: повторение ранее приобретенных знаний по теме «Давление»; раскрытие физического содержания опыта Торричелли; знакомство с прибором – барометром.
Коррекционно-развивающая задача: развитие аналитического мышления, связной речи и познавательной активности учащихся. Здоровьесбережение.
Коррекционно-воспитательная задача: развитие коммуникативных навыков, умения видеть практическую пользу знаний; привитие интереса к физике.
Урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; учебник «Физика.7 класс», под ред. А.В. Перышкина; приборы для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления; план-конспект урока, мультимедийное приложение к уроку, выполненное в Microsoft Power Point, пиявка в банке, песочные часы, пазлы, поднос для оборудования.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат этапа |
1 |
Оргмомент (1 мин) |
Приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу. Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас всех видеть. Меня зовут Анжелика Алексеевна, я работаю в школе №13, учителем физики. Ребята, урок у нас сегодня не совсем обычный, у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их: повернемся к гостям и скажем «Добрый день». Для урока нам понадобится: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш. Проверьте, пожалуйста, на своих партах. Спасибо, садитесь. Я думаю, у нас получится интересный познавательный урок, и надеюсь, вы мне в этом поможете. За правильные ответы и активность, вы будете получать жетончики. Один – «3». Два – «4». Три – «5». |
Готовятся к уроку, приветствие гостей. |
Создание благоприятного настроя к уроку. Создание учебной мотивации. |
2 |
Повторение (4 мин) |
Предлагает собрать пазлы с физическими величинами: вес тела, сила трения, сила упругости, атмосферное давление. (Пазлы в конвертах). Вам нужно собрать картинку. Для этого вы будете работать в парах. Для выполнения этого задания 1 минута. |
Собирают пазлы, читают слова с картинок. |
Мотивация повторить изученного ранее. |
Мотивирует: «Тот, кто знает и любит физику, может удивлять своих друзей физ. фокусами, одному из них я вас научу. Я достану монетку из воды, не намочив пальцы рук. Как я это буду делать, ваши варианты. Ваша задача – догадаться, благодаря чему я смогла это сделать: весу тела, атмосферному давлению, силе упругости, силе трения». Демонстрирует опыт. (Оборудование: стакан, блюдце, спички, свеча, вода, монета). Берем блюдце с водой, кладем туда монетку, ставим свечку в воду, зажигаем ее, и медленно опускаем стакан, накрывая свечку. Этот опыт можно показывать только под наблюдением взрослых, так как может спровоцировать пожар. |
Наблюдают за опытом. Объясняют физический смысл опыта. Ребята предлагают варианты ответов. Идеальный ответ: нагретый воздух выйдет из стакана, и благодаря разности атмосферного давления внутри стакана вода втянется. |
|||
Организует работу с учебником (стр.(97)) ,параграф 40 |
Читают определение атмосферного давления. |
|||
3 |
Актуализация знаний.(5мин) Обозначение темы урока. |
Дает установку. Сейчас вы посмотрите видео сюжет прогноза погоды. Смотрите и слушайте внимательно! Ваша задача услышать новую информацию, то чего вы еще пока не знаете. Это и будет тема нашего урока. Оказывает дозированную помощь ученикам. Также как и температура воздуха, атмосферное давление не всегда одинаковое. Если атм. давление низкое, погода ухудшается, выпадают осадки. Эта информация важна для человека. Значит нужно атмосферное давление (из….мерить). Тема урока: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли». Слайд №2 |
Слушают, анализируют. Идеальный ответ: появилось цифровое значение величины атмосферного давление. Формулируют тему. Записывают тему урока в тетрадь. |
Мотивация учения, принятие задач урока |
Дает инструкцию, как работать с раздаточным материалом – табличкой смайликов. Знаете ли вы, как называется прибор, с помощью которого измеряется атмосферное давление и в каких единицах оно измеряется?
|
Изображают на первом смайле: - улыбка, если знают название прибора; - удивление, если не знают, но хотят знать; -огорчение, если не знают и не хотят узнать. |
|||
Физминутка (2 мин) |
Дает инструкцию. Мы долго сидели, давайте отдохнем. Проведем физминутку, связанную с темой урока. Будьте внимательны! Слайд №3. Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера (движение руками), если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. Молодцы, садитесь. |
Выполняют движения вместе с учителем. |
Положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательные системы. |
|
Объяснение нового материала. (12 мин) |
Излагает новый материал. Слайд №5. Продолжаем наш урок. 1.Вопросом измерения давления первым заинтересовался ученик Галилео -Эванджелиста Торричелли, итальянский ученый 17 века. Он в 1634 году впервые доказал существование атмосферного давления и сконструировал первый прибор для его измерения - барометр. Запишите в тетрадях. Показывает видеоролик. Сейчас мы посмотрим видеоролик опыта Торричелли. Слайд №6 2.Почему же вся ртуть из трубки не вылилась? Ребята как вы считаете? Сила притяжения ртути в трубке заставляет её двигаться вниз, но снизу на ртуть в трубке действует по закону Паскаля сила атмосферного давления. 1.Слайд №7- Причины изменения атмосферного давления. Если внимательно отмечать положение столбика ртути, можно заметить, что с течением времени оно меняется. По каким причинам это происходит? Как вы думаете? 1.Из-за изменения температуры; 2.Смены направлений ветра и т.д Изменение атмосферного давления объясняется перемещением воздуха. Оно повышается там, где воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. А главная причина перемещения воздуха — его нагревание и охлаждение. Давайте вспомним, что такое циклон и антициклон. Атмосферное давление постоянно меняется. Область пониженного давления называется циклоном, а повышенного – антициклоном. Слайд №8- Со времён Торричелли барометр изменялся. На слайде показано, как выглядели первые ртутные барометры. В настоящее время используют другой барометр. Вот так он выглядит (показать прибор). С помощью барометра мы сейчас определим, какое атмосферное давление в данный момент. (740мм). Существуют нормы атмосферного давления. Записать на доске. Атмосферное давление, равное 760мм, называется нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой и обозначают 1 атм =760 мм.рт.ст. Слайд №9 Слайд №10- Итак, в чем можно измерить атмосферное давление? В системе СИ атмосферное давление измеряется в Паскалях. Сейчас мы с вами найдем, сколько Па нужно для столба ртути высотой 1 мм: (на доске) Используя формулу гидростатического давления р=ρgh и зная, что плотность ртути ρ=13600 кг/ р=9,8Н/кг·13600кг/·0,001м= 133,3 Па 1мм рт.ст.= 133,3 Па Слайд №11- Очень важно знать спортсменам и альпинистам, как изменяется атмосферное давление в горах. Потому что, это влияет на здоровье человека и результат. Чем выше поднимаемся в гору, тем ниже атмосферное давление. При подъёме на каждые 12 м давление уменьшается на 133,3 Па т.е. на 1 мм.рт.ст. А если наши спортсмены поднимутся не на 12 м., а на 120м, на сколько Па уменьшится давление? (Написать пропорцию на доске). Смертельная зона для человека на высоте 8 км. Без дыхательного аппарата проживет всего 3 минуты. Каким будет давление, может предсказать природа. Природный барометр: Если набрать в банку воды и поместить туда пиявку, то можно предсказывать погоду по ее поведению. В хорошую погоду пиявка лежит на дне, свернувшись в клубок. В морозную, ясную погоду она лежит на дне, а в снегопад – поднимается к поверхности. Все это связано с изменением атмосферного давления. То же самое наблюдается и в природе – в водоеме. А как себя ведёт пиявка летом, можете узнать, почитав дополнительную литературу по физике. |
Смотрят видеоролик, анализируют опыт. Отвечают на вопрос. Записывают имя ученого и год (Торричелли, 1634 год - барометр). Ответ детей: 2. «Сила тяжести заставляет ртуть двигаться вниз». Ответ детей: 1.Из-за направления ветра, температуры. 2. При помощи прибора. Отвечают: в мм.рт.ст, в атмосферах. |
Усвоение нового учебного материала. Мотивация к углубленному изучению физики, чтение дополнительной литературы. |
|
6 |
Закрепление (2 мин) |
Задает вопросы для закрепления пройденного материала. Давайте подведем итоги, вспомним все, что нового изучили: 1.С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление? 2.Какой ученый первым измерил атмосферное давление? 3. Что такое нормальное атмосферное давление? 4. В чем измеряется атмосферное давление? 5. Как человек в жизни использует знания о величине атмосферного давления?
|
Отвечают на вопросы. |
Закрепление (присвоение) нового учебного материала. |
7 |
Домашнее задание (2 мин) |
Организует запись домашнего задания. Запись в дневниках проверяют ученики в парах, друг у друга. Пар.42, упражнение 19:задача № 1 |
Воспринимают информацию, фиксируют задание. |
|
8 |
Рефлексия (1мин) |
Дает инструкцию, как работать с раздаточным материалом – табличкой смайликов. Знаете ли вы теперь, как называется прибор, с помощью которого измеряется атмосферное давление и в каких единицах оно измеряется? Давайте посмотрим, у кого изменилось выражение лица смайлика. Да, ребята, лица смайликов изменились, значит, вы поняли тему. Молодцы. Если огорчение осталось, надо с темой дополнительно поработать. |
Изображают на втором смайле: - улыбка, если знают название прибора; - удивление, если не знают, но хотят знать; -огорчение, если не знают и не хотят узнать. |
Обеспечивает рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивация их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
9 |
Оценивание деятельности (1 мин) |
Выставляет отметки в соответствии с условиями. |
Всем спасибо! Мне было очень приятно с вами работать.
Дзюрич Елена Алексеевна
Князева Наталья Борисовна
Асташкина Ольга Ивановна
Мазурова Александра Алексеевна