Открытый урок физики в 7 классе Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»

0
4
Материал опубликован 21 March 2016

Открытый урок физики в 7 классе

Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»

Цель урока: научить определять атмосферное давление.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная задача: повторение ранее приобретенных знаний по теме «Давление»; раскрытие физического содержания опыта Торричелли; знакомство с прибором – барометром.

Коррекционно-развивающая задача: развитие аналитического мышления, связной речи и познавательной активности учащихся. Здоровьесбережение.

Коррекционно-воспитательная задача: развитие коммуникативных навыков, умения видеть практическую пользу знаний; привитие интереса к физике.

Урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором; учебник «Физика.7 класс», под ред. А.В. Перышкина; приборы для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления; план-конспект урока, мультимедийное приложение к уроку, выполненное в Microsoft Power Point, пиявка в банке, песочные часы, пазлы, поднос для оборудования.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1

Оргмомент

(1 мин)

Приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу.

Здравствуйте, ребята! Очень рада Вас всех видеть. Меня зовут Анжелика Алексеевна, я работаю в школе №13, учителем физики. Ребята, урок у нас сегодня не совсем обычный, у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их: повернемся к гостям и скажем «Добрый день». Для урока нам понадобится: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш. Проверьте, пожалуйста, на своих партах. Спасибо, садитесь. Я думаю, у нас получится интересный познавательный урок, и надеюсь, вы мне в этом поможете.

За правильные ответы и активность, вы будете получать жетончики. Один – «3». Два – «4». Три – «5».

Готовятся к уроку, приветствие гостей.

Создание благоприятного настроя к уроку.

Создание учебной мотивации.

2

Повторение

(4 мин)

Предлагает собрать пазлы с физическими величинами: вес тела, сила трения, сила упругости, атмосферное давление.

(Пазлы в конвертах). Вам нужно собрать картинку. Для этого вы будете работать в парах. Для выполнения этого задания 1 минута.

Собирают пазлы, читают слова с картинок.

Мотивация повторить изученного ранее.

Мотивирует: «Тот, кто знает и любит физику, может удивлять своих друзей физ. фокусами, одному из них я вас научу. Я достану монетку из воды, не намочив пальцы рук. Как я это буду делать, ваши варианты.

Ваша задача – догадаться, благодаря чему я смогла это сделать: весу тела, атмосферному давлению, силе упругости, силе трения».

Демонстрирует опыт.

(Оборудование: стакан, блюдце, спички, свеча, вода, монета).

Берем блюдце с водой, кладем туда монетку, ставим свечку в воду, зажигаем ее, и медленно опускаем стакан, накрывая свечку. Этот опыт можно показывать только под наблюдением взрослых, так как может спровоцировать пожар.

Наблюдают за опытом.

Объясняют физический смысл опыта.

Ребята предлагают варианты ответов.

Идеальный ответ: нагретый воздух выйдет из стакана, и благодаря разности атмосферного давления внутри стакана вода втянется.

Организует работу с учебником (стр.(97)) ,параграф 40

Читают определение атмосферного давления.

3

Актуализация знаний.(5мин)

Обозначение темы урока.

Дает установку.

Сейчас вы посмотрите видео сюжет прогноза погоды. Смотрите и слушайте внимательно! Ваша задача услышать новую информацию, то чего вы еще пока не знаете. Это и будет тема нашего урока.

Оказывает дозированную помощь ученикам.

Также как и температура воздуха, атмосферное давление не всегда одинаковое. Если атм. давление низкое, погода ухудшается, выпадают осадки. Эта информация важна для человека. Значит нужно атмосферное давление (из….мерить).

Тема урока: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли». Слайд №2

Слушают, анализируют.

Идеальный ответ: появилось цифровое значение величины атмосферного давление.

Формулируют тему. Записывают тему урока в тетрадь.

Мотивация учения, принятие задач урока

Дает инструкцию, как работать с раздаточным материалом – табличкой смайликов.

Знаете ли вы, как называется прибор, с помощью которого измеряется атмосферное давление и в каких единицах оно измеряется?

Изображают на первом смайле:

- улыбка, если знают название прибора;

- удивление, если не знают, но хотят знать;

-огорчение, если не знают и не хотят узнать.

Физминутка (2 мин)

Дает инструкцию.

Мы долго сидели, давайте отдохнем. Проведем физминутку, связанную с темой урока. Будьте внимательны! Слайд №3.

Очень физику мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера (движение руками), если правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу. Молодцы, садитесь.

Выполняют движения вместе с учителем.

Положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательные системы.

Объяснение нового материала.

(12 мин)

Излагает новый материал.

Слайд №5. Продолжаем наш урок.

1.Вопросом измерения давления первым заинтересовался ученик Галилео -Эванджелиста Торричелли, итальянский ученый 17 века. Он в 1634 году впервые доказал существование атмосферного давления и сконструировал первый прибор для его измерения - барометр.

Запишите в тетрадях.

Показывает видеоролик.

Сейчас мы посмотрим видеоролик опыта Торричелли. Слайд №6

2.Почему же вся ртуть из трубки не вылилась? Ребята как вы считаете?

Сила притяжения ртути в трубке заставляет её двигаться вниз, но снизу на ртуть в трубке действует по закону Паскаля сила атмосферного давления.

1.Слайд №7- Причины изменения атмосферного давления.

Если внимательно отмечать положение столбика ртути, можно заметить, что с течением времени оно меняется. По каким причинам это происходит? Как вы думаете?

1.Из-за изменения температуры;

2.Смены направлений ветра и т.д

Изменение атмосферного давления объясняется перемещением воздуха. Оно повышается там, где воздуха становится больше, и понижается там, откуда воздух уходит. А главная причина перемещения воздуха — его нагревание и охлаждение.

Давайте вспомним, что такое циклон и антициклон.

Атмосферное давление постоянно меняется. Область пониженного давления называется циклоном, а повышенного – антициклоном.

Слайд №8- Со времён Торричелли барометр изменялся. На слайде показано, как выглядели первые ртутные барометры.

В настоящее время используют другой барометр. Вот так он выглядит (показать прибор).

С помощью барометра мы сейчас определим, какое атмосферное давление в данный момент. (740мм). Существуют нормы атмосферного давления. Записать на доске.

Атмосферное давление, равное 760мм, называется нормальным атмосферным давлением или физической атмосферой

и обозначают 1 атм =760 мм.рт.ст. Слайд №9

Слайд №10- Итак, в чем можно измерить атмосферное давление?

В системе СИ атмосферное давление измеряется в Паскалях.

Сейчас мы с вами найдем, сколько Па нужно для столба ртути высотой 1 мм: (на доске)

Используя формулу гидростатического давления р=ρgh и зная, что плотность ртути ρ=13600 кг/

р=9,8Н/кг·13600кг/·0,001м= 133,3 Па

1мм рт.ст.= 133,3 Па

Слайд №11- Очень важно знать спортсменам и альпинистам, как изменяется атмосферное давление в горах. Потому что, это влияет на здоровье человека и результат. Чем выше поднимаемся в гору, тем ниже атмосферное давление.

При подъёме на каждые 12 м давление уменьшается на 133,3 Па т.е. на 1 мм.рт.ст.

А если наши спортсмены поднимутся не на 12 м., а на 120м, на сколько Па уменьшится давление? (Написать пропорцию на доске). Смертельная зона для человека на высоте 8 км. Без дыхательного аппарата проживет всего 3 минуты.

Каким будет давление, может предсказать природа.

Природный барометр:

Если набрать в банку воды и поместить туда пиявку, то можно предсказывать погоду по ее поведению. В хорошую погоду пиявка лежит на дне, свернувшись в клубок. В морозную, ясную погоду она лежит на дне, а в снегопад – поднимается к поверхности. Все это связано с изменением атмосферного давления. То же самое наблюдается и в природе – в водоеме.

А как себя ведёт пиявка летом, можете узнать, почитав дополнительную литературу по физике.

Смотрят видеоролик, анализируют опыт.

Отвечают на вопрос.

Записывают имя ученого и год (Торричелли, 1634 год - барометр).

Ответ детей:

2. «Сила тяжести заставляет ртуть двигаться вниз».

Ответ детей:

1.Из-за направления ветра, температуры.

2. При помощи прибора.

Отвечают: в мм.рт.ст, в атмосферах.

Усвоение нового учебного материала.

Мотивация к углубленному изучению физики, чтение дополнительной литературы.

6

Закрепление (2 мин)

Задает вопросы для закрепления пройденного материала.

Давайте подведем итоги, вспомним все, что нового изучили:

1.С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

2.Какой ученый первым измерил атмосферное давление?

3. Что такое нормальное атмосферное давление?

4. В чем измеряется атмосферное давление?

5. Как человек в жизни использует знания о величине атмосферного давления?

 

Отвечают на вопросы.

Закрепление (присвоение) нового учебного материала.

7

Домашнее задание

(2 мин)

Организует запись домашнего задания.

Запись в дневниках проверяют ученики в парах, друг у друга.

Пар.42, упражнение 19:задача № 1

Воспринимают информацию, фиксируют задание.

 

8

Рефлексия (1мин)

Дает инструкцию, как работать с раздаточным материалом – табличкой смайликов.

Знаете ли вы теперь, как называется прибор, с помощью которого измеряется атмосферное давление и в каких единицах оно измеряется? Давайте посмотрим, у кого изменилось выражение лица смайлика. Да, ребята, лица смайликов изменились, значит, вы поняли тему. Молодцы. Если огорчение осталось, надо с темой дополнительно поработать.

Изображают на втором смайле:

- улыбка, если знают название прибора;

- удивление, если не знают, но хотят знать;

-огорчение, если не знают и не хотят узнать.

Обеспечивает рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивация их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

9

Оценивание деятельности

(1 мин)

Выставляет отметки в соответствии с условиями.

   

 Всем спасибо! Мне было очень приятно с вами работать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть презентацию.

28 April 2016

Интегрированный урок проводят два учителя разных предметов. С каким предметом интегрирован ваш урок?

28 April 2016

Не вижу интеграции, с каким предметом?

9 May 2016

Хотелось бы увидеть презентацию.

20 May 2016