Занятие внеурочной деятельности в 1 классе «Весёлая грамматика»
Занятие по внеурочной деятельности
Курс «Школа развития речи»
Тема «Веселая грамматика»
Цель:
Развивать познавательный интерес к овладению знаниями по русскому языку.
Форма занятия: КВН
Ход мероприятия
Учитель: Что может быть на свете лучше языка! При помощи мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.
Ученик 1.
Щедрое народное наследство
-Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским великим языком.
Учитель: Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не на шлось бы в нашем языке точного выражения
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»
А знаменитый поэт К. Бальмонт написал о русском языке стихотворение.
Ученик 5.
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
Учитель. Дорогие ребята, я хочу, чтобы вы с удовольствием изучали свой родной язык, ведь он такой интересный. Давайте совершим все вместе увлекательное путешествие по стране Грамматике. Сделать это нам помогут три команды . Одна называется Грамотеи, другая- Знатоки,3-я-Умнички.
Оценивать достижения команд нам поможет жюри.
Путь наш по стране Грамматике будет нелёгок. Команда, которая с честью преодолеет все препятствия - станет победителем .Итак в путь!
Представление команд
Команда 1 «Грамотеи» Мы веселые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием мы с вами будем играть. |
Команда 2 «Знатоки» Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет: Сегодня будет дружба Владычицей побед. |
Команда 3 «Умнички» И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование: Успех решает не судьба, А только наши знания. |
1задание
Учитель: Знаменитый русский писатель так сказал о русском языке.
«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной не обходимостью».А.И. Куприн
Ваша задача выбрать из набора букв те, которые не повторяются и назвать его фамилию.
Молодцы! С этим заданием вы справились.
От самых маленьких единиц, с которых мы начинаем изучение родного языка - букв, мы переходим к более крупным – словам. Стихотворение А .Шибаева «Слова, слова, слова…»
Ученик 6.
Всему название дано и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, означено словами.
Ученик 7.
Слова слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое -незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море - море слов –
Купаться ежечасно!
2 задание «Кто больше?»
Какая команда составит больше слов , а именно нарицательных имён существительных , из букв слова «грамматика». За каждое слово очко.
3 задание «Анаграммы»
Каждой команде предлагается по 6 слов , из которых надо получить новые слова поменяв местами буквы
1.Вобла………,волос……….,кулак…..,товар……..,росинка……..,масло…..
2.Валик……..,водопад………,клоун……,стирка……,ракета………,марка….
3.Верность……….,вызов……..,камыш……..,сокол…..,насос……,мошкара…….
Ответы:1.Вобла-обвал,волос-слово,кулак-кукла,товар-отвар, росинка-соринка,масло-смола.
2.Валик-вилка,водопад-подвода,клоун-кулон-уклон,стирка-старик, ракета-карета,марка-рамка.
3.Верность-ревность,вызов-вывоз,камыш-мышка,сокол-колос, насос-сосна, мошкара-ромашка.
Ученик 8.
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Ученик 9.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни.
4 задание « Сказочная буква»
Задание: Каждый ребенок должен нарисовать сказочную букву.
Учитель: Представьте, что вы попали в сказочную страну .Здесь живут буквы. Нарисуйте, как они могут выглядеть, пофантазируйте.
5 задание «Пословицы»
Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интерес ной. Сейчас я хочу предложить вам продолжить пословицы.
Ученик 10.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
6 задание «Составь рассказ»
Составьте предложение или рассказ, в котором все слова начинаются с одной буквы .
Знатоки с буквы «к». Грамотеи с буквы «м». Умнички с буквой «р»
Сколько слов вы используете, столько очков получите.
Ученик 11.
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом.
Подведение итогов. Вручение грамот победителям.