"Цифровая капель" для детей с нарушениями речи для подготовительной к школе группы «Весенние цифры. Цифра 8,1,9»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 11 "Ручеек"
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей"
города Чебоксары Чувашской Республики
«Праздничные цифры 8,1,9»
для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы
Подготовила воспитатель:
Блиняева Татьяна Николаевна
Пояснительная записка. Работа с ножницами, клеем и цифры, прежде абстрактные и безликие, обретают форму и индивидуальность.
Эта тактильная, чувственная связь с миром чисел становится особенно ценной в преддверии праздников. Ведь что такое праздник без даты? 8 марта, 1 апреля, 9 мая – все они привязаны с конкретными числами, которые, благодаря творческому подходу, запечатлеваются в памяти гораздо прочнее.
Представьте себе ребенка, увлеченно вырезающего цифру "8" для украшения открытки к Международному женскому дню. Движение ножниц, приклеивание цветочков – это маленькое усилие, направленное на запоминание. В результате, когда ребёнок услышит слово "март", цифра "8" мгновенно всплывет в его сознании, связанная с радостными ассоциациями и праздничным настроением.
Апрель, месяц пробуждения, природа сбрасывает зимнюю дремоту и расцветает яркими красками, несет в себе радость тепла и солнца, и веселый праздник – День смеха. Цифра 1, скромно стоящая в начале даты, становится своеобразным символом этого дня, напоминая о шутках и розыгрышах. Ручки ребенка с удовольствие и увлечением обводят контур, вырезают из цветной бумаги, украшая ярким клоуном цифру, тем самым не просто запоминая форму, но и навсегда связывая ее с ощущением радости и предвкушением веселья.
Цифра 9, тщательно вырезанная и украшенная георгиевской ленточкой, цветами яблони становится якорем воспоминаний о дедах и прадедах, защищавших родину, и вот уже ребенок не просто механически повторяет "9 мая", а знает, что это день, когда закончилась страшная война - день, когда солнце вновь засияло в полную силу. Он понимает, что за этой датой стоят не только цифра, но и судьбы миллионов людей.
Более того, подобная деятельность стимулирует развитие творческого мышления, мелкую моторику и координацию движений. Ребенок учится работать с различными материалами, экспериментировать с цветами и формами, принимать решения и воплощать свои идеи в жизнь. Все это, в свою очередь, способствует развитию его интеллектуальных способностей и формированию позитивного отношения к учебе.
И, наконец, самое главное: процесс вырезания и украшения цифр – это интересно! Это игра, которая увлекает и вдохновляет, позволяя ребенку учиться, не осознавая этого. Он не просто зубрит даты, он творит, создает, переживает положительные эмоции, связанные с этими датами. А что же может быть лучше для эффективного обучения.
Конспект мастер-класса по изготовлению композиции
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
«Весенняя цифра. Цифра 8»Аудитория: дошкольники 6 - 7 лет; группа 12 человек.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: изобразительная (аппликация).
Цель: закрепляем и углубляем знания детей о празднике 8 марта.
Задачи: привлекаем детей к активному участию в подготовке к празднику «8 марта». Формируем эмоционально положительное отношение к предстоящему торжеству. Поощряем стремление поздравить мам, бабушек и преподнести им подарок, сделанный своими руками.
Словарная работа: продолжаем учить и отвечать полными предложениями.
Материал для поделки:
- бумага для скрапбукинга «Весенний перезвон» или цветной картон (на выбор) – «если вы делаете поделку на выставку или конкурс, то можно взять бумагу для скрапбукинга, а если поделка для детей в группе, то лучше взять цветной картон»;
- маленькая открытка для украшения цифры «Лучшей маме на свете» распечатанная, цветная;
- белый картон для шаблонов бабочек, и цифры;
- готовые цветочки для украшения цифры «можно использовать покупные или можно сделать фигурным дыроколом. Мы использовали самодельные цветочки, которые сделали воспитатели»;
- ножницы и скрепки «скрепки для фиксации»;
- простой карандаш и ластик «для обведения шаблонов»;
- цветные маркеры или фломастеры «для красочного оформления поделки»;
- салфетки или влажные салфетки «для непредвиденных ситуаций и вытирания рук»;
- песня из кинофильма «Мама» на проекторе, весёлая музыка на выбор воспитателя для физминуток без слов.
На каждого ребёнка:
- бумага для скрапбукинга «Весенний перезвон» или цветной картон (на выбор) 1 лист;
- шаблон для цифры (у меня высота цифры 20 см и ширина 14 см) – 1 шт.;
- шаблон бабочки (на выбор);
- клей карандаш и 6 скрепок;
- ножницы; простой карандаш и ластик;
- маленькая открытка для украшения цифры «Лучшей маме на свете» 1шт.;
- цветная бумага яркого цвета 10 на 15 см на бабочку и листок 10 на 15 зелёного цвета на листочки;
- цветочки: один большой как центр композиции и поменьше (цвет и количество на выбор детей);
- цветные маркеры или фломастеры;
- салфетки или влажные салфетки;
Занятие разделено на два этапа: 1). Рассчитан на 30 - 35 минут.
2). Рассчитан на 20 - 25 минут.
Форма проведения занятия: подгрупповая, индивидуальная.
1 ЭТАП:
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Воспитатель предлагает детям встать и поиграть в игру.
Воспитатель. Ребята поиграем в игру, повторяйте за мной…
Игра "Свою маму я люблю":
Свою маму я люблю, дети делают руками сердечки.
Я всегда ей помогу:
Я и дров нарублю: вот так, вот так, делают руками колющие движения.
И полы я подмету: вот так, вот так, делают руками подметающие движения.
Свою маму я люблю, и всегда ей помогу: дети делают руками сердечки.
Я стираю, полоскаю, вот так, вот так, дети делают руками полоскающие движения.
С рук я воду отряхну: вот так, вот так; дети делают руками отряхивающие движения.
Свою маму я люблю; дети делают руками сердечки.
Если мама ляжет спать, я не буду ей мешать; дети руками показывают НЕТ!.
Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу; дети идут на цепочках.
На какое слово в этом стихотворении мы сразу обращаем внимание?
Дети. На слово «мама».
Воспитатель. Мама. Это слово какое для нас?
Дети. Важное, главное, дорогое, лучшее.
Воспитатель. Вы правы: мама - самое лучшее слово на свете! Вы уже догадались, что мы сегодня будем говорить о наших мамах? Вы знаете, что скоро будет праздник 8 марта который посвящён нашим близким и дорогим женщинам. Каким женщинам?
Дети. Мамам, бабушкам, воспитателям и т.д.
Воспитатель. Вы правы! А праздник — это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо-плохо» (праздник).
Воспитатель. Праздник. Это хорошо или плохо? Хорошо и плохо.
Воспитатель. Почему праздник — это хорошо?
Дети. Весело, много гостей, интересно.
Воспитатель. Почему праздник — это плохо?
Дети. Много хлопот, нужны деньги на подарки.
Воспитатель. Вы правы ребята! И я предлагаю вам сделать подарок вашим мамам и бабушкам своими руками.
Воспитатель приглашает за столы. Дети рассаживаются.
Воспитатель. Рассаживайтесь поудобнее и посмотрите внимательно на все материалы, которые лежат на столе, перед вами (просмотр материалов и инструментов для работы). Перед работой повторим правила обращения с ножницами и клеем.
Работу выполняем всегда только за столом. Готовим свое рабочее место: аккуратно и удобно располагаем необходимые материалы. Внимательно слушаем задание и объяснение воспитателя. В процессе работы поддерживаем порядок на рабочем месте.
Инструкция по охране труда при работе с ножницами
Держим ножницы в правой руке, и не держим ножницы концами вверх.
Не оставляем ножницы в открытом виде и не поворачиваем ножницы остриём к себе.
Работаем с ножницами внимательно и сосредоточенно, не ходим с ножницами в руках и не мешаем другим детям.
Не отвлекаемся и не размахиваем ножницами.
Передаем ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
Инструкция по охране труда при работе с клеем
Используем клей только по назначению: для склеивания или приклеивания.
Не играем с клеем, не пробуем его на вкус.
Не подносим клей близко к глазам, стараемся не пачкать одежду клеем.
Если клей попал в глаза или рот — сообщаем педагогу.
Работаем с клеем на специальной клеёнке или бумаге.
По окончании работы клей тщательно закрываем и кладём на место. Моем хорошо руки.
Закончив работу, проверяем состояние ножниц, при необходимости очищаем их, кладём в стаканчик и убираем на место, приводим рабочее место в порядок. Очень хорошо закрываем клей карандаш. В случае даже незначительной травмы сообщаем воспитателю своей группы.
Практическая часть
1 ЭТАП:
Материалы, необходимые для работы:
• бумага для скрапбукинга «Весенний перезвон» 1 лист;
• шаблон цифры 8 на белом картоне;
• цветочки: один большой как центр композиции и поменьше (цвет и количество на выбор детей);
• фломастеры или маркеры;
• клей карандаш;
• маленькая поздравительная открытка для украшения цифры «Лучшей маме на свете»
• ножницы;
• простой карандаш и ластик;
• салфетки или влажные салфетки;
Начинаем делать поделку (готовим объёмную цифру 8).
Воспитатель. Берём шаблон цифры 8 на белом картоне и прикладываем его к листку бумаги для скрапбукинга «Весенний перезвон» (лист скрапбукинга с обоих сторон с рисунком, и мы предлагаем детям выбрать сторону листа, которая больше им нравиться для своей поделки). (Можно сложить все остальные материалы и убрать в сторону, они понадобиться позднее).
Воспитатель. Берём простой карандаш и аккуратно обводим шаблон цифры 8. После того как мы переносим всю цифру на бумагу, мы откладываем шаблон в сторону и очень аккуратно вырезаем цифру по контуру. Из листа бумаги для скрапбукинга как раз получается две цифры (Можно помочь детям вырезать серединные участки цифры 8, или просто сделать прорези маленькими ножницами маникюрными, не давая их им в руки. Чтобы им было удобнее вырезать). Откладываем шаблон и цифры 8 немного в сторону.
Воспитатель. Кладём цифру 8 на стол и берём маленькую поздравительную открытку для украшения цифры «Лучшей маме на свете» и прикладываем в самый низ цифры 8. Берём карандаш и отмечаем осторожно место крепление. Берём клей карандаш в руки и наносим очень хорошо клей на всю открыточку, наносим очень хорошо несколько раз промазав. Приклеиваем на выбранное нами место на цифре 8 и очень хорошо проходим салфеточкой по проклеенному для закрепления.
Воспитатель. Достаём цветочки и раскладываем их на лицевой стороне цифры 8. В центр кладём самый большой цветочек по краям раскладываем маленькие. Берём простой карандаш и отмечаем осторожно места где у нас располагаются цветочки. Откладываем цветочки в сторону, но рядом. Берём клей - карандаш открываем его, ставим около себя. Возьмём в руки нужный цветок и намазав клеем приклеиваем к нужному нам месту по отметке. Очень хорошо проходим пальчиками по проклеенному и закрепляем. То же самое делаем с другими цветочками.
Воспитатель. Наша цифра 8 готова, теперь ей надо хорошенько высохнуть. кладём циферку на стол около окна, здесь все циферки уместиться и будут спокойно высыхать.
Дети кладут цифры на стол около окна для высыхания.
Воспитатель. Что нам ещё надо сделать? Правильно убрать свои рабочие места (Дети убирают свои рабочие места).
Воспитатель. Молодцы теперь идём пить сок.
Практическая часть
2 ЭТАП:
Материалы, необходимые для работы:
• готовая заготовка цифры 8 – 2 штуки;
• шаблоны бабочек на выбор деток;
• цветная бумага для бабочки и листочков;
• простой карандаш и ластик;
• клей карандаш;
• 6 скрепок;
Начинаем делать поделку (украшаем объёмную цифру 8).
Собираем композицию.
Воспитатель. Наши циферки готовы и даже немного украшены. Что нам осталось?
Дети. Сделать бабочек!!! Добавить листочков к цветочкам!!! Собрать цифру
Приглашаю вас за столы. Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель. Рассаживайтесь поудобнее и посмотрите внимательно на все материалы. (просмотр материалов и инструментов для работы. Перед работой повторим правила обращения с клеем и ножницами.
Работу выполняем всегда только за столом. Готовим свое рабочее место: аккуратно и удобно располагаем необходимые материалы. Внимательно слушаем задание и объяснение воспитателя. В процессе работы поддерживаем порядок на рабочем месте.
Инструкция по охране труда при работе с ножницами
Держим ножницы в правой руке, и не держим ножницы концами вверх.
Не оставляем ножницы в открытом виде и не поворачиваем ножницы остриём к себе.
Работаем с ножницами внимательно и сосредоточенно, не ходим с ножницами в руках и не мешаем другим детям.
Не отвлекаемся и не размахиваем ножницами.
Передаем ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
Инструкция по охране труда при работе с клеем
Используем клей только по назначению: для склеивания или приклеивания.
Не играем с клеем, не пробуем его на вкус.
Не подносим клей близко к глазам, стараемся не пачкать одежду клеем.
Если клей попал в глаза или рот — сообщаем педагогу.
Работаем с клеем на специальной клеёнке или бумаге.
По окончании работы клей тщательно закрываем и кладём на место. Моем хорошо руки.
Закончив работу, проверяем состояние ножниц, при необходимости очищаем их, кладём в стаканчик и убираем на место, приводим рабочее место в порядок. Очень хорошо закрываем клей карандаш. В случае даже незначительной травмы сообщаем воспитателю своей группы.
Воспитатель. Выбираем шаблон бабочки (тот который нравиться из представленных шаблонов). Берём простой карандаш и аккуратно обводим карандашом контур на цветной бумаге. После того как мы переносим всю бабочку на бумагу, мы откладываем шаблон в сторону и очень аккуратно вырезаем по контуру. Берём маркеры, фломастеры и раскрашиваем бабочку. (По желанию детей можно вырезать и приклеить бабочке усики).
Воспитатель. Берём цветную бумагу зелёного цвета и простой карандаш. Аккуратно карандашом рисуем контур листочков на цветной бумаге (мы с детьми просто вырезаем длинные треугольники). После того как мы нарисуем на бумаге листочки, мы откладываем карандаш в сторону и очень аккуратно вырезаем по контуру листочки. Берём маркеры, фломастеры и рисуем прожилки листочкам.
Воспитатель. Листочки и бабочек (или одну бабочку) раскладываем на лицевой стороне цифры 8. Берём простой карандаш и отмечаем осторожно места где у нас располагаются листочки и бабочка. Откладываем цветочки и бабочку в сторону, но рядом.
Воспитатель. Берём клей карандаш и приклеиваем цветочки и бабочку к цифре. Очень хорошо проходим пальчиками по приклеенному и закрепляем бабочек и листочки.
Воспитатель. Достаём и совмещаем две цифры 8, как бы складываем их друг с другом (шаблон и вырезанную детьми цифру 8, если у кого-то из деток шаблон и цифра очень отличается можно помочь и обрезать какие-то неровности). Берём клей карандаш, открываем его, ставим около себя. Возьмём в руки полоску верхнего основания цифры 8 и наносим очень хорошо клей на неё, на три пальчика около её начала, клей наносим очень хорошо несколько раз промазав. Совмещаем полосочки двух цифр основания. Очень хорошо проходим пальчиками по проклеенному и закрепляем двумя скребками с двух сторон. То же самое делаем с другой стороной. (Оставляем для высыхания).
Воспитатель. Ставим цифру 8 на основание и поправляем места склеивания (при необходимости ещё раз подклеиваем), закрепляем с другой стороны скрепками.
Воспитатель. Кладём цифру 8 на стол и совмещаем верх цифр 8, как бы складываем их друг с другом. Берём клей карандаш в руки и наносим очень хорошо клей на весь верх цифры 8, клей наносим очень хорошо несколько раз промазав. Совмещаем две цифры 8, очень хорошо проходим пальчиками по проклеенному и закрепляем скрёбкой.
Воспитатель. Наша цифра 8 готова, теперь ей надо хорошенько высохнуть ставим циферку на стол около окна, здесь все циферки уместиться и будут спокойно высыхать.
Дети ставят цифры с бабочками на стол около окна для высыхания.
Воспитатель. Что нам ещё надо сделать? Правильно убрать свои рабочие места. (Дети убирают свои рабочие места).
Воспитатель. Пока у нас циферка высыхает, мы поиграем?
Подвижная игра "Мамин праздник"
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Вот подснежник на поляне, Идут по кругу.
Я его нашел. Нагибаются, "срывают» «цветок".
Отнесу подснежник маме, Идут по кругу, в руке «цветок».
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно Обнимают сами себя.
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник Разводят руки в стороны.
От ее тепла.
(Г. Виеру)
Воспитатель. Как Вы думаете понравиться ваша поделка вашим мамам и бабушкам?
Дети. (Да!)
Воспитатель. Это хороший подарок, сделанный своими руками?
Дети. (Да!)
Воспитатель. Что вы скажите, когда будете дарить подарок?
Дети. (все дети по очереди говорят поздравление, кому-то из детей помогаем и несколько раз вместе с ним повторяем, стараясь выучить).
…«Наша мама дорогая, с 8 Марта поздравляю и желаю улыбаться, отдыхать и процветать»!
Воспитатель. Хорошо, чудесное поздравление! Теперь я предлагаю положить наши подарки в приёмную и ждать ваших мам или бабушек.
Дети: (Да!).
Воспитатель. Ну как? Понравилась вам то что мы сегодня сделали?
Дети. (Очень!)
Воспитатель. Что вам понравилось делать больше всего?
Дети. (Ответы)
Воспитатель. Что было трудно делать?
Дети. (Ответы)
Воспитатель. Что лучше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?
Дети. (Ответы)
Воспитатель. Хорошо. Вы все большие молодцы, ваши цифры очень красивые получились, и я думаю очень понравиться вашим близким. А сейчас послушайте песню из кинофильма «Мама».
Дети танцуют под музыку.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все-таки лучше всех на земле
- Мама. Моя мама!
«Весенняя цифра. Цифра 1»
Смех – Лекарство от Всех Невзгод
День смеха – это не просто повод пошутить и повеселиться, это напоминание о важности позитивного настроя и умения видеть хорошее в любой ситуации. Смех помогает справиться со стрессом, укрепляет иммунитет и улучшает отношения между людьми. Поэтому давайте не будем унывать и будем дарить друг другу улыбки! Ведь мир становится лучше и добрее, когда в нем звучит смех
Цель: закрепить и углубить знания детей о празднике «1 Апреля».
Задачи: привлекаем детей к активному участию в празднике «1 Апреля». Знакомство детей с традицией празднования Дня смеха. Расширять представления о том, как празднуют 1 апреля в разных странах. И совершенствовать изобразительные навыки, поддерживая интерес и желание трудиться при изготовлении поздравительных открыток на праздник.
Ход мастер класса - аналогично мастер классу с цифрой 8
Вырезаем цифру 1 и украшаем в виде клоуна
Материалы на каждого ребёнка:
- цветной картон (на выбор) 1 лист;
- шаблон для цифры который будет обратной стороной поделки (у меня высота цифры 20 см и ширина 8 см) – 1 шт.;
- шаблон мордочки, рук, шапочки;
- клей карандаш и 6 скрепок;
- ножницы; простой карандаш и ластик;
- маленькая открытка для украшения цифры «С днём шуток, веселья!» 1шт.;
- цветная бумага ярких цветов;
- цветные маркеры или фломастеры;
- салфетки или влажные салфетки;
«Весенняя цифра. Цифра 9»
9 мая – это не просто дата в календаре. Это день, пронизанный болью утрат, гордостью за подвиг и безграничной благодарностью тем, кто подарил нам мирное небо над головой. Этот праздник – связующая нить между поколениями, напоминание о цене свободы и необходимости бережно хранить историческую память. Мы, наследники Великой Победы, обязаны чтить подвиг наших дедов и прадедов, передавая эстафету памяти потомкам.
Светлая память сквозь года и поколения!
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Это были годы нечеловеческих испытаний, героизма и самопожертвования. Наши солдаты, сражаясь на фронте, проявляли невероятную стойкость и мужество, защищая свою Родину от врага. В тылу, женщины, старики и дети, не щадя себя, трудились на заводах и в полях, обеспечивая фронт всем необходимым. Победа досталась нам ценой огромных потерь, и мы никогда не должны забывать об этом.
Воспитание патриотизма – это важная задача, которая стоит перед каждым из нас. Мы должны прививать детям любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре. Рассказывая о героизме наших предков, мы формируем у них чувство гордости за свою страну и желание быть достойными гражданами. Изучение истории войны, посещение памятных мест, встречи с ветеранами – все это способствует формированию патриотического сознания и укрепляет связь поколений.
Цель: закрепляем и углубляем знания детей о празднике 9мая.
Задачи: воспитываем бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной Войны (ВОВ); любовь к Родине, интерес к ее героической истории; любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание быть похожими на них. Формируем чувство гордости за воинов – защитников. Обогащаем представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы в ВОВ. Развиваем связную речь, через пересказ текстов, о войне и интерес к песням, созданным в дни ВОВ, знакомим с песнями о войне.
Ход мастер класса аналогично - мастер классу с цифрой 8
Вырезаем цифру 9 и украшаем георгиевской лентой, звёздочкой и цветами яблони (как символ возрождения и плодов в скором будущем)
Материалы на каждого ребёнка:
- цветной картон серебристого 2 листа и красного цвета 1 лист;
- шаблон для цифры 9 (у меня высота серебристой цифры 20 см и ширина 14 см) – 1 шт., шаблон внутренней красной цифры 9 – 1 шт.;
- шаблон георгиевской ленточки, звездочки и цветочков яблони;
- клей карандаш и 6 скрепок;
- ножницы; простой карандаш и ластик;
- маленькая открытка для украшения цифры «С днём победы!» 1шт.;
- цветная бумага оранжевого, желтого, белого и красных цветов;
- цветные фломастеры;
- салфетки или влажные салфетки;
Мини открытки для оформления цифр (8,1,9)
Кияйкина Наталья Федоровна
Татьяна
Ксения
Татьяна
Елена Алексеевна
Татьяна