12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полухина Лариса Петровна1242
Россия, Алтайский край, Рубцовск
Материал размещён в группе «Экология и мы.»
6

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с нарушением речи «Путешествие в лес осенью»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игр, упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы для детей подготовительной группы с нарушением речи

Тема: «Путешествие в лес осенью»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

автор: Полухина Лариса Петровна,

 

Воспитатель высшей

квалификационной

категории


 

2018 год.


 

Цель: Расширять представление детей о растениях.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять и систематизировать представления детей о характерных признаках разных групп растений;

- закреплять знания детей об условиях роста растений;

- закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;

- закреплять умение детей придумывать, загадывать и отгадывать загадки.

Развивающие:

- развивать интересы детей, любознательность и познавательную активность;

- развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве;

- развивать двигательную активность;

- развивать эмоциональное восприятие детьми окружающего их мира;

- развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

Воспитательные:

- воспитывать дружеское отношение детей друг к другу через совместную деятельность;

- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.

Коррекционные:

- расширять словарный запас по теме «Растения»;

- закреплять навык составления небольшого описательного рассказа с опорой на картинку;

- закреплять умение образовывать новые слова;

- формировать навыки распространять предложение путём введения определения и однородных членов;

- коррекция мелкой моторики руки;

- контролировать поставленные звуки.
 

Интеграция познавательных областей:

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

 

Словарная работа:

Активный словарь: обогащение словаря прилагательными : кленовый, дубовый, сосновый, еловый, ивовый, еловый, рябиновый, осенний, весёлое, нарядное, печальное, грустное.

Пассивный словарь: коллаж, стебель, ствол, угрюмое.

Предварительная работа: экскурсия в осенний парк; беседа с детьми о разновидности растений в природе; чтение стихотворений об осени: Бальмонт «Осень»,В. Берестов «Октябрь»,Г. Бурсов «Листопад», отгадывание загадок о растениях; заучивание загадок; художественно-продуктивная деятельность: рисование «Осенний лес», аппликация « Осеннее дерево» «Осенний ковёр»; д\и «Загадай, я отгадаю», «Детки с ветки»», «Собери картинку», «Так можно, а так нельзя»,и\пантомима «Зеркало»; р\и «Подбери похожие слова»; знакомство с техникой коллажа.
 

Оборудования и пособия: методический материал по теме «Деревья», «Кустарники», «Цветы»; гербарий «Листья деревьев и кустарников»; оборудование для д\игры «Сухое дерево», «Собери картинку», «Моё настроение»; материал для изготовления коллажа /иллюстрации по теме, фотографии, рисунки детей, засушенные листья и плоды разных растений/; мольберты, клеящие карандаши, клеёнки, салфетки для каждого ребёнка.

 

Технические средства: ноутбук для музыкального сопровождения.

Методы и приёмы:

Метод наглядного обучения ( использование дидактических карточек, рисунков детей, художественных работ по аппликации, иллюстраций).

Словесный метод ( рассказ воспитателя, беседа, составление предложений детьми, образование слов, придумывание загадок, использование загадок и стихотворения, пояснение, дополнение).

Игровой метод ( игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы «Я твой друг и ты мой друг», «Я радуюсь», «Вырастим дерево» «Моё настроение»; д\и «Собери картинку», «Сухое дерево»; п\и «Осенний листпад»; р\упражнение «Назови детку с ветки»).

Практический метод ( составление разрезных картинок, работа с «Сухим деревом», изготовление коллективной работы – коллаж)


 

Алгоритм занятия:
 

Вводная часть.

Вводная игра «Я твой друг и ты мой друг»

Игра-упражнение «Я радуюсь».

Основная часть:

Отгадывание и загадывание детьми загадок о растениях.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Физ.минутка. Подвижная игра «Осенний листопад».

Дидактическая игра «Сухое дерево»

         Беседа «Как правильно вести себя в лесу»                                                                           Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «Вырастим дерево».

Заключительная часть:

Изготовление коллажа «Осенний лес».

Игра-упражнение «Моё настроение».

 

Ход занятия:

Вводная часть:
 

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Теплота от наших рук

Побежит вокруг – вокруг

День начнётся с теплоты,

Теплоты и доброты.

Воспитатель: - Ребята, вы такие замечательны, дружные и весёлые. Расскажите мне, что вам приносит хорошее настроении, чему вы можете радоваться?

 

                     *Игра «Я радуюсь»

Дети:

- Я радуюсь, когда встречаю своих друзей.

- Я радуюсь, когда играю со своим котёнком.

- Я радуюсь, когда мне дарят подарки.

- Я радуюсь, когда хорошая погода во дворе.

Воспитатель: - Хотите узнать, чему я очень радуюсь? Я радуюсь, когда отправляюсь в путешествие! Предлагаю всем нам побывать в осеннем лесу.
 

Основная часть:
 

Воспитатель: - Ребята, вы знаете, какие растения растут в лесу? Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать:

- Это дерево- трусишка

Всё трясётся как зайчишка

Листья – красные монетки

Целый день дрожат на ветке.

(осина)

- Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(черёмуха)

- Почки пахучие

Листья липучие

Плоды летучие.

(тополь)

Воспитатель: - Теперь вы загадываете загадки.

Дети:

- Кудри в речку опустила 

И о чём-то загрустила,

А о чём, она грустит,

Никому не говорит

(ива)

- Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок?

(лиственница)

- Кустом в лесу, саду растёт

И белым зонтиком цветёт

Созреет красной, как малина,

Но это горькая –

(калина)

Воспитатель: Молодцы, умеете отгадывать загадки. А теперь сами придумайте и загадайте загадку.

Дети:

- Она всегда зелёная и колючая как ёжик.

 

- Она стройная, высокая

Наряжается в белое платье,

Носит серёжки.

 

- Он высокий, могучий

Плоды у него похожи на маленькие бочки

Их любят есть белки и свиньи.

Воспитатель: Дети, какие вы молодцы! Предлагаю ещё раз назвать растения, какие растут в лесу.

Дети: - ели, сосны, рябины, малина, осины, калина, разные цветы…

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много разных названий деревьев, кустарников и цветов. А чем они похожи и чем отличаются, вы узнаете, когда соберёте разрезные картинки.

Дети делятся на три группы и на мольбертах собирают разрезные картинки (дерево, кустарник, цветок).


 

*Д\и «Собери картинку»

 

Воспитатель: - Дети, давайте рассмотрим все три картинки и определим, чем растения отличаются друг от друга и чем они похожи.

Дети сравнивают три группы растений, выделяют общее: стебель, ветки, листья, цветы; выделяют отличия: разный стебель (ствол у дерева, несколько тонких стволов у кустарника, травянистый стебель у цветка), на разных растениях созревают разные плоды.

Воспитатель: - Дети, представьте, что лес – это многоэтажный дом. А все растения жильцы дома… Как бы вы расселили этих жильцов по этажам.

Дети расселяют растения /на самые высокие этажи – деревья, на средние – кустарник, на нижний этаж – цветы, травы/.

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами находимся в осеннем лесу и поиграем в игру «Осенний листопад».


 

*Физминутка «Осенний листопад»

Ребёнок – «Осень»:

Листочки танцуют, листочки кружатся

И ярким ковром мне под ноги ложатся

Как будто ужасно они занятые,

Зелёные, красные и золотые…

Пурпурные, алые, даже бордовые…

Бросаюсь я листьями вверх наугад…

Для вас я устроить могу листопад.


 

Звучит плавная музыка, дети с листьями в руках покачиваются, поднимают попеременно руки, кружатся под музыку. Музыка замолкает, на слова: - «Детки, на ветки» дети разбегаются к «своим» деревьям.


 

Воспитатель: - С какого дерева упал листочек? Как называется листочек?

Дети: - С клёна. Кленовый листочек.

- С берёзы. Берёзовый лист

- С ели. Еловый листочек. И т.д.

Воспитатель: - Как красиво в нашем осеннем лесу. Но посмотрите, я вижу сухое дерево. Какое оно?

Дети: - Печальное, грустное, сердитое, угрюмое, подавленное, несчастное…

Воспитатель: - Я предлагаю помочь дереву.
 

*Д\и «Сухое дерево»

Дети по очереди прикрепляют листочки к веточкам «сухого дерева» и проговаривают как можно и как нельзя вести себя с растениями в лесу, что необходимо растениям для их роста.


 

Воспитатель: - Молодцы ребята, посмотрите, как преобразилось наше дерево. Каким теперь оно стало?

Дети: - Весёлым, цветущим, живым, красивым, счастливым…

Воспитатель: - Говорят, что «Лес – это лёгкие планеты» Как вы это понимаете?

Дети: - Растения выделяют кислород, которым дышат люди, животные, птицы и насекомые.

Воспитатель: Правильно. Этой осенью в нашем Егорьевском лесу проходила акция «Живи, лес». Больше 8 тысяч саженцев сосны высадили жители Рубцовска. Мы с вами тоже сажаем и выращиваем разные растения. На нашем участке растёт лиственница, сосны, берёзы, черёмуха, цветы и другие растения. Я предлагаю вам игру «Вырасти дерево».


 

*Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «Вырастим дерево»


 

- Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды, на землю упал солнечный луч и согрел его. (дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками) Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся. (дети постепенно выпрямляются) Вот подросла одна веточка, потом другая. Постепенно деревце подросло и зазеленело весело покачивая своими веточками и шелестя листвой.(дети поднимают руки, покачиваются) Прошло лето, наступила осень. На дереве созрели плоды- семена. (дети складывают ладошки) Подул ветер и дерево рассыпало по ветру свои семена: - летите, растите… (дети распускают ладошки, как бы рассеивая семена).

 

Заключительная часть:

*Изготовление коллажа»


 

Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие по осеннему лесу? я предлагаю вам изготовить осенний коллаж на память о нашем путешествии.

Дети работают в подгруппах, выбирают понравившиеся картинки, распределяют выбранный материал на листе по своему желанию, приклеивают. Работу детей сопровождает мелодичная, спокойная музыка.

Воспитатель: - Я предлагаю отразить в коллаже ваше настроение.

 

*Игра «Моё настроение»

Дети выбирают листик с «настроением» ( один из предложенных вариантов: грустное, весёлоё, удивлённое, сердитое…) Объясняют свой выбор и закрепляют на коллаже.

Опубликовано в группе «Экология и мы.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.