Конспект НОД для детей подготовительной группы с нарушением речи «Путешествие в лес осенью»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игр, упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы для детей подготовительной группы с нарушением речи
Тема: «Путешествие в лес осенью»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
автор: Полухина Лариса Петровна,
Воспитатель высшей
квалификационной
категории
2018 год.
Цель: Расширять представление детей о растениях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять и систематизировать представления детей о характерных признаках разных групп растений;
- закреплять знания детей об условиях роста растений;
- закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;
- закреплять умение детей придумывать, загадывать и отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать интересы детей, любознательность и познавательную активность;
- развивать творческое воображение, художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы, выражая свои впечатления в детском творчестве;
- развивать двигательную активность;
- развивать эмоциональное восприятие детьми окружающего их мира;
- развивать внимание, логическое мышление, память и речь.
Воспитательные:
- воспитывать дружеское отношение детей друг к другу через совместную деятельность;
- воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.
Коррекционные:
- расширять словарный запас по теме «Растения»;
- закреплять навык составления небольшого описательного рассказа с опорой на картинку;
- закреплять умение образовывать новые слова;
- формировать навыки распространять предложение путём введения определения и однородных членов;
- коррекция мелкой моторики руки;
- контролировать поставленные звуки.
Интеграция познавательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
Активный словарь: обогащение словаря прилагательными : кленовый, дубовый, сосновый, еловый, ивовый, еловый, рябиновый, осенний, весёлое, нарядное, печальное, грустное.
Пассивный словарь: коллаж, стебель, ствол, угрюмое.
Предварительная работа: экскурсия в осенний парк; беседа с детьми о разновидности растений в природе; чтение стихотворений об осени: Бальмонт «Осень»,В. Берестов «Октябрь»,Г. Бурсов «Листопад», отгадывание загадок о растениях; заучивание загадок; художественно-продуктивная деятельность: рисование «Осенний лес», аппликация « Осеннее дерево» «Осенний ковёр»; д\и «Загадай, я отгадаю», «Детки с ветки»», «Собери картинку», «Так можно, а так нельзя»,и\пантомима «Зеркало»; р\и «Подбери похожие слова»; знакомство с техникой коллажа.
Оборудования и пособия: методический материал по теме «Деревья», «Кустарники», «Цветы»; гербарий «Листья деревьев и кустарников»; оборудование для д\игры «Сухое дерево», «Собери картинку», «Моё настроение»; материал для изготовления коллажа /иллюстрации по теме, фотографии, рисунки детей, засушенные листья и плоды разных растений/; мольберты, клеящие карандаши, клеёнки, салфетки для каждого ребёнка.
Технические средства: ноутбук для музыкального сопровождения.
Методы и приёмы:
Метод наглядного обучения ( использование дидактических карточек, рисунков детей, художественных работ по аппликации, иллюстраций).
Словесный метод ( рассказ воспитателя, беседа, составление предложений детьми, образование слов, придумывание загадок, использование загадок и стихотворения, пояснение, дополнение).
Игровой метод ( игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы «Я твой друг и ты мой друг», «Я радуюсь», «Вырастим дерево» «Моё настроение»; д\и «Собери картинку», «Сухое дерево»; п\и «Осенний листпад»; р\упражнение «Назови детку с ветки»).
Практический метод ( составление разрезных картинок, работа с «Сухим деревом», изготовление коллективной работы – коллаж)
Алгоритм занятия:
Вводная часть.
Вводная игра «Я твой друг и ты мой друг»
Игра-упражнение «Я радуюсь».
Основная часть:
Отгадывание и загадывание детьми загадок о растениях.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Физ.минутка. Подвижная игра «Осенний листопад».
Дидактическая игра «Сухое дерево»
Беседа «Как правильно вести себя в лесу» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «Вырастим дерево».
Заключительная часть:
Изготовление коллажа «Осенний лес».
Игра-упражнение «Моё настроение».
Ход занятия:
Вводная часть:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Теплота от наших рук
Побежит вокруг – вокруг
День начнётся с теплоты,
Теплоты и доброты.
Воспитатель: - Ребята, вы такие замечательны, дружные и весёлые. Расскажите мне, что вам приносит хорошее настроении, чему вы можете радоваться?
*Игра «Я радуюсь»
Дети:
- Я радуюсь, когда встречаю своих друзей.
- Я радуюсь, когда играю со своим котёнком.
- Я радуюсь, когда мне дарят подарки.
- Я радуюсь, когда хорошая погода во дворе.
Воспитатель: - Хотите узнать, чему я очень радуюсь? Я радуюсь, когда отправляюсь в путешествие! Предлагаю всем нам побывать в осеннем лесу.
Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, какие растения растут в лесу? Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать:
- Это дерево- трусишка
Всё трясётся как зайчишка
Листья – красные монетки
Целый день дрожат на ветке.
(осина)
- Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(черёмуха)
- Почки пахучие
Листья липучие
Плоды летучие.
(тополь)
Воспитатель: - Теперь вы загадываете загадки.
Дети:
- Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём, она грустит,
Никому не говорит
(ива)
- Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок?
(лиственница)
- Кустом в лесу, саду растёт
И белым зонтиком цветёт
Созреет красной, как малина,
Но это горькая –
(калина)
Воспитатель: Молодцы, умеете отгадывать загадки. А теперь сами придумайте и загадайте загадку.
Дети:
- Она всегда зелёная и колючая как ёжик.
- Она стройная, высокая
Наряжается в белое платье,
Носит серёжки.
- Он высокий, могучий
Плоды у него похожи на маленькие бочки
Их любят есть белки и свиньи.
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы! Предлагаю ещё раз назвать растения, какие растут в лесу.
Дети: - ели, сосны, рябины, малина, осины, калина, разные цветы…
Воспитатель: Молодцы, вы знаете много разных названий деревьев, кустарников и цветов. А чем они похожи и чем отличаются, вы узнаете, когда соберёте разрезные картинки.
Дети делятся на три группы и на мольбертах собирают разрезные картинки (дерево, кустарник, цветок).
*Д\и «Собери картинку»
Воспитатель: - Дети, давайте рассмотрим все три картинки и определим, чем растения отличаются друг от друга и чем они похожи.
Дети сравнивают три группы растений, выделяют общее: стебель, ветки, листья, цветы; выделяют отличия: разный стебель (ствол у дерева, несколько тонких стволов у кустарника, травянистый стебель у цветка), на разных растениях созревают разные плоды.
Воспитатель: - Дети, представьте, что лес – это многоэтажный дом. А все растения жильцы дома… Как бы вы расселили этих жильцов по этажам.
Дети расселяют растения /на самые высокие этажи – деревья, на средние – кустарник, на нижний этаж – цветы, травы/.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы с вами находимся в осеннем лесу и поиграем в игру «Осенний листопад».
*Физминутка «Осенний листопад»
Ребёнок – «Осень»:
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад…
Для вас я устроить могу листопад.
Звучит плавная музыка, дети с листьями в руках покачиваются, поднимают попеременно руки, кружатся под музыку. Музыка замолкает, на слова: - «Детки, на ветки» дети разбегаются к «своим» деревьям.
Воспитатель: - С какого дерева упал листочек? Как называется листочек?
Дети: - С клёна. Кленовый листочек.
- С берёзы. Берёзовый лист
- С ели. Еловый листочек. И т.д.
Воспитатель: - Как красиво в нашем осеннем лесу. Но посмотрите, я вижу сухое дерево. Какое оно?
Дети: - Печальное, грустное, сердитое, угрюмое, подавленное, несчастное…
Воспитатель: - Я предлагаю помочь дереву.
*Д\и «Сухое дерево»
Дети по очереди прикрепляют листочки к веточкам «сухого дерева» и проговаривают как можно и как нельзя вести себя с растениями в лесу, что необходимо растениям для их роста.
Воспитатель: - Молодцы ребята, посмотрите, как преобразилось наше дерево. Каким теперь оно стало?
Дети: - Весёлым, цветущим, живым, красивым, счастливым…
Воспитатель: - Говорят, что «Лес – это лёгкие планеты» Как вы это понимаете?
Дети: - Растения выделяют кислород, которым дышат люди, животные, птицы и насекомые.
Воспитатель: Правильно. Этой осенью в нашем Егорьевском лесу проходила акция «Живи, лес». Больше 8 тысяч саженцев сосны высадили жители Рубцовска. Мы с вами тоже сажаем и выращиваем разные растения. На нашем участке растёт лиственница, сосны, берёзы, черёмуха, цветы и другие растения. Я предлагаю вам игру «Вырасти дерево».
*Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «Вырастим дерево»
- Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды, на землю упал солнечный луч и согрел его. (дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками) Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся. (дети постепенно выпрямляются) Вот подросла одна веточка, потом другая. Постепенно деревце подросло и зазеленело весело покачивая своими веточками и шелестя листвой.(дети поднимают руки, покачиваются) Прошло лето, наступила осень. На дереве созрели плоды- семена. (дети складывают ладошки) Подул ветер и дерево рассыпало по ветру свои семена: - летите, растите… (дети распускают ладошки, как бы рассеивая семена).
Заключительная часть:
*Изготовление коллажа»
Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие по осеннему лесу? я предлагаю вам изготовить осенний коллаж на память о нашем путешествии.
Дети работают в подгруппах, выбирают понравившиеся картинки, распределяют выбранный материал на листе по своему желанию, приклеивают. Работу детей сопровождает мелодичная, спокойная музыка.
Воспитатель: - Я предлагаю отразить в коллаже ваше настроение.
*Игра «Моё настроение»
Дети выбирают листик с «настроением» ( один из предложенных вариантов: грустное, весёлоё, удивлённое, сердитое…) Объясняют свой выбор и закрепляют на коллаже.