Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности на тему «Автоматизация звука [р]» в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями речи
КОНСПЕКТ
индивидуальной организованной образовательной деятельности на тему: «Автоматизация звука [р]»
в подготовительной к школе группе для
детей с нарушениями речи
Цель: автоматизация звука [р] со стечением согласных в словах, словосочетаниях и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навык правильного произношения звука [р];
- закрепить умение определять количество слогов в слове;
- упражнять в согласовании существительных с глаголами множественного числа настоящего времени;
- совершенствовать навыки звукового анализа.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать тактильную чувствительность;
- развивать память, мышление;
- совершенствовать образную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: песочный стол с подсветкой, кинетический песок, лэпбук «В гостях у звука [р]», компьютер, колонки, презентация, фонограмма В.А. Моцарта «Музыка ангелов», трубочка для коктейля, влажные салфетки, видео физминутка, игрушки животных, камушки для звукового анализа.
Предварительная работа: выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений, беседа о животных жарких и холодных стран.
Методы и приёмы: музыкотерапия, хромотерапия, песочная терапия, лэпбук, использование компьютерной презентации, дыхательные упражнения, беседа, словесные и дидактические игры, составление синквейна.
Логопед: Дарина, ты знаешь, что дыхание может быть лечебным? Я предлагаю сделать упражнение «Очищающее дыхание» (включаю музыку). Спину держи прямо. Положи руки на колени так, чтобы ладони смотрели вверх. И давай представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (слайд №1 – мандариновый сад). Глубоко вдыхаем аромат мандаринов.
А теперь посмотри на голубое небо и представь, что ты вдыхаешь чистый свежий воздух (на слайде №2 голубое небо). Можно выдыхать своё беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, лёгкость. Вдох — пауза, выдох — пауза».
Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (слайд №3 – солнышко) – мы с удовольствием на него посмотрели, улыбнулись и настроились на занятие.
Логопед: Дарина, посмотри, в песке кто-то спрятался.
Ребёнок находит в песке фигурку тигра.
Логопед: веди пальчиком дорожку и рычи, как тигр.
Ребёнок проводит несколько линий.
Логопед: А теперь подуем на дорожки через трубочку, расчистим дорожку. Выдох должен быть сильным, но не резким.
Ребёнок выполняет.
Логопед: Возьми из лэпбука картинки со слогами. Прочитай слоги, чётко выговаривая звук [р].
Ребёнок читает.
Логопед: хорошо у тебя получилось, Дарина. Сейчас слушай меня внимательно: я буду говорить слоги и слова, а ты как услышишь звук [р], рисуй пальчиком на песке круг.
Логопед проговаривает ряды слогов и слов: кра, сло, бро, гры, слу, гру; слова: край, сладость, брат, друг, флаг, плот, крот и т.д.
После выполнения задания ребёнок вытирает руки влажной салфеткой.
Логопед: Ты любишь собирать пазлы? Я предлагаю собрать тебе картинку из частей и назвать все изображённые на ней предметы.
Ребёнок берёт из лэпбука разрезные картинки, выполняет задание, затем проговаривает собранные картинки (ведро, брусок, краски, трубка, грабли, гранат, круг, крот).
Логопед: Дарина, сейчас мы с тобой будем проговаривать чистоговорки, а ты из кинетического песка делать то, о чем мы будем говорить. Посмотри, про что мы будем говорить?
Ответ ребёнка: про виноград.
Логопед: возьми красный песок и пока будешь повторять за мной, слепи из песка виноград.
Ребёнок делает шарики, затем наклеивает из на заготовку.
Логопед: что ты слепила?
Ответ ребёнка: «Я слепила красный виноград»
Видео физминутка с Крошем.
Логопед: Дарина, в песочнице стоят тарелочки с разноцветным песком. Посмотри, что в них спрятано и дай полный ответ.
Ребёнок достаёт фигурки, проговаривая: «В красном песке спрятаны зебра и тигр. В оранжевом песке спрятались верблюд и морж. В розовом песке спрятались гепард и крокодил».
Логопед: Дарина, как ты думаешь, какое животное лишнее? Почему?
Ответ ребёнка: лишний морж, так как он живёт на севере, а остальные – это животные жарких стран.
Логопед: Верно, а сейчас начерти на песке столько полос, сколько слогов в словах «крокодил», «зебра».
Ребёнок выполняет задание.
Логопед: А слово «гепард» я сама разделю на слоги. Правильно я выполнила?
Логопед допускает ошибку, ребёнок исправляет.
Логопед: составь схему слова «зебра».
Ребёнок составляет камушками на песке схему слова.
Логопед: Молодец, ты отлично справилась с заданием. Дарина, давай составим с тобой синквейн о животном, которое тебе понравилось. Ты будешь рассказывать, а я записывать. А потом ты нарисуешь картинку и перепишешь свой синквейн.
Ребёнок составляет синквейн, логопед записывает.
Логопед: Очень интересный рассказ у тебя получился. Понравилось тебе наше занятие? Что было интересно? А были трудные задания? Сейчас возьми из лэпбука раскраску, которая тебе нравится. Что ты выбрала? Можешь дома её раскрасить. Наше занятие окончено. Ты сегодня отлично занималась!