Конспект занятия развития речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с нарушением речи «Путешествие в зиму»
Конспект занятия развития речи
с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с нарушением речи
«Путешествие в зиму»
Цель: Создание комфортных педагогических условий для развития у детей познавательного интереса к развитию речи для письма Деду Морозу.
Задачи:
Создать эмоционально-положительное (радостное) настроение у детей.
Развивать навык образовывать слова-признаки (прилагательные); существительные к глаголам; однокоренные слова.
Развивать навык составлять слова на заданное количество слогов; предложения.
Обогащать активный словарь детей, используя художественное слово.
Оборудование: картина с зимним пейзажем, условные обозначения стрелок лучей, расположенные по периметру зала, фонограмма П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года», мольберт, мнемотаблицы для рассказывания рассказов о зиме; аудиозаписи звуков природы, слоговые схемы слов (снеговики), шапка, шуба, сандалии, коньки, лопата, скакалка, санки, лыжи; листы бумаги по количеству детей, цветные карандаши, фломастеры; большой конверт; пиктограммы эмоций.
Организация детей
Дети приходят в музыкальный зал, обращают внимание на закрытый занавес.
I часть
Мотивация
Ведущий: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка тряхнет перинки. Над миром пушинки».
Дети: «Зима»
Открывается занавес с картиной зимним пейзажем
Ведущий: «Дети, я приглашаю вас в путешествие в зиму. Хотите узнать, что там?
Сначала давайте назовём, какие изменения в природе происходят зимой? Какие признаки зимы?
(Выпадает снег, реки и озера покрываются льдом, дни становятся короче, мороз, дует ледяной ветер, а солнце не греет, но очень ярко светит).
Зима - загадочное время года. В нашем путешествии вы увидите много загадочных игр и упражнений…
А двигаться мы будем с вами по направлению вот этих ярких морозных зимних солнечных лучей (условные обозначения стрелок лучей расположены по периметру зала).
II часть
1я стрелка луча. Словесное упражнение «Подбери слово». Какая зима?
Холодная, морозная, длинная, хмурая
Звучит фонограмма П.И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».
Появляется Зима.
Зима: «Мне грустно и обидно, что я холодная, колючая и длинная. Но я могу еще быть доброй. Дети, придумайте добрые слова про меня.
Серебристая, белая, пушистая, блестящая, снежная.
Зима: «Спасибо, дети. Очень приятно слышать добрые слова. А какие вы знаете пословицы про меня?»
Мороз не велик да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Зима не лето, в шубу одета.
Ведущий: «Зимушка, мы много изучали о тебе. И знаем не только пословицы, но и рассказы, и стихи».
Дети рассказывают описательные, сравнительные рассказы, стихи о зиме.
Ведущий: «Зима, пойдем дальше с нами».
2я стрелка луча. Танец Снежинок.
Игра «Семейка слов». Мальчики будут придумывать однокоренные слова слову «снег», а девочки - «зима».
3я стрелка луча. Игра: «Продолжи слова»
Ударили….Хрустит….Бушует…Замерзли…Скрипит….Метут….
Звучат аудиозаписи звуков природы
4я стрелка луча. Игра: «Помоги снеговикам составить слова» - по схемам.
Снеговику из одного снежного кома составить слова с 1 слогом: лед, снег.
Снеговику из двух снежных комков составить слова с 2 слогами: зима, холод, мороз.
Снеговику из трёх снежных комков составить слова с 3 слогами: сосулька, снежинка, снеговик.
5я стрелка луча. Игра «Зимняя прогулка». Выберите то, что нужно для прогулки из предметов: шапка, шуба, сандалии, коньки, лопата, скакалка, санки, лыжи.
С каждым словом составьте предложения.
Зима: «А еще, ребята, я веселое время года. Зимой можно покататься на лыжах, на коньках, спуститься с горки на санках».
Физкультминутка «Зимой» (импровизация движений)
«Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем
Все дружно лыжи одеваем.
Потом все встали на коньки
Зимой веселые деньки!
6я стрелка луча «указывает» на конверт.
Ведущий: «Именно зимой встречают самый главный праздник Новый год и приходит в гости Дед Мороз. Ребята, вы хотите написать письма Деду Морозу? Вы можете написать, а Зима их передаст Дедушке. Напишите Деду Морозу о своих желаниях и мечтах. Можете словами, а можете изобразить в рисунке».
Звучит волшебная музыка.
Дети рисуют и пишут вместе с ведущим и Зимой.
Затем письма складывают в большой конверт и отдают Зиме.
Зима: «Молодцы, дети, я обязательно передам письма Деду Морозу. А я приготовила для вас подарки – раскраски. У меня только белая краска, а вы цветными карандашами можете их раскрасить в группе».
Зима уходит.
III часть
Ведущий: «Дети, пора и нам возвращаться в детский сад, в свою группу. Вам понравилось путешествие в зиму. Что больше всего запомнилось? Что понравилось? Что было сложно?
Дети выбирают пиктограммы эмоций, соответствующие своему настроению.
Поделитесь впечатлениями о том, что написали Деду Морозу».
Вершинина Лариса Александровна
Филаткова Евгения