Занятие по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Весенняя песня»
«ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ»
Занятие по развитию речи для старшего дошкольного возраста
Тема занятия: «Весенняя песня»
Цель занятия: развитие лексической стороны речи (словарного запаса) по теме «Весна пришла».
Задачи:
1 Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Формировать умение отражать в речи наблюдения, связанные с весенними изменениями.
2. Активизировать речь детей, пополнять активный словарь, в том числе глагольный новыми словами.
3.Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. 4.Закреплять навык деления слов на слоги.
5.Прививать внимательное отношение к родной природе, умение видеть в малом - красоту.
Словарная работа:
Оттепель, веснянка, веснушка, капель, проталина.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Материалы и оборудование: ноутбук или активная колонка для проигрывания музыкального отрывка, «Волшебное ведёрко» с приметами (капелька, снежинка, птичка - свистулька, картинка девочки с веснушками, солнышко, ветерок, дождик, цветок, земля, небо, настроение), картотека «Перелётные птицы» (4 – 5) вариантов с разным количеством слогов), игра «Кто как голос подаёт?», коврики «травка» со съёмными цветами.
Предварительная работа:
Чтение литературы:
Н.Калинина «Про снежного колобка», К.Ушинский «Проказы Старухи-Зимы», русская народная сказка «Снегурочка»
Наблюдения: за изменениями погоды, увеличением продолжительности светового дня, за поведением животных, одеждой и настроением людей.
Экспериментирование: Опыт на основе рассказа Надежды Калининой «Про снежного колобка».
Ход занятия:
1.Организационный момент. Звучит музыкальный отрывок
Собираемся на большой поляне.
2. Введение в тему.
В: Какое время года мы с Вами встречаем?
Мимический этюд «Весеннее настроение».
3. Основная часть.
Игра «Скажи со словом весенний»,
В волшебном ведёрке от Старухи-Зимы спрятались признаки весны и её помощники. За зиму они очень ослабли и им требуется помощь.
(В случае, когда группа детей многочисленная объединяемся в пары).
Дети по очереди (пара) достают (-ёт) предмет или картинку из ведёрка и произносят название в согласовании со словом «весенний».
Весенний цветок, весенняя мелодия (песенка)… и т. д.
Вариант с продуктивной деятельностью: картинки помещаются на мнемосхему (работа в паре)
Солнышко припекает всё сильнее и на маленькой полянке стали появляться небольшие участки земли, как они называются? (проталины)
Переходим на весеннюю полянку (ковёр),
объединяемся в команды по 4-5 человек вокруг проталин, где проглядывает травка с цветами. (педагог заранее регулирует количество цветов на травке в зависимости от общего количества)
А кто громче всех весну встречает?
Птицы… Самые певучие возвращаются к нам весной.
Посмотрите, пожалуйста, может кто-то в травке спрятался…
(Находят карточки с перелётными птицами, дети произносят и отхлопывают количество слогов).
- А как одним словом можно назвать этих птиц? Они какие? (перелётные)
- Скажите, а голоса есть только у птиц? Кто ещё может весне песню спеть? (капель, человек, ветерок, кошка… подвести детей к ответу сначала про дождик, а затем про животных.)
Возвращаемся на большую полянку.
Физкультминутка с массажем спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впереди стоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!
Оказывается, не только дождик умеет песенки петь…
Поиграем…
«Кто как голос подаёт» (Игра для развития лексической стороны речи)
Цель: расширение глагольного словаря.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промолчал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
В. спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных.
Отвечаем одним словом, слушаем того, у кого готов ответ.
(«У кого готов ответ, пальчик вверх и весь секрет»)
4. Закрепление.
Случайно роняю карточки. Ой, наша песенка рассыпалась. Как же мы весну пригласим? Помогите мне собрать карточки, но пусть каждый возьмёт по одной.
Ой, а карточек не всем хватило…предлагаю песенку восстановить и роли всем-всем предложить! Вспомните, кого было много в песенке? (…лягушек)
Хорошо, а теперь встаньте по порядку, так как поют животные в стихотворении.
(Можно предложить роль автора ребёнку, который хорошо знает текст).
Рассказываем по цепочке, опираясь на карточки.
5. Подведение итогов.
В конце игра-шутка «поём» одновременно голосами всех животных, которые перечисляются в стихотворении Г.Сапгира «Кто как голос подаёт?»
АПЛОДИСМЕНТЫ всем певцам. Вам понравилось песню петь весне? Как Вы думаете весна услышала нашу песню? Да, кажется она прибавила шагу и скоро придёт самая настоящая красавица весна.
Самостоятельная деятельность после занятия: рассмотреть плакаты с изображением животных и подумать кто из них мог бы спеть песенку весне и как?
«КОГДА ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК»
СКОРАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Если дети во время занятия быстро устают можно включить упражнения по психогимнастике.
Хоровод
Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Котята
Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя
Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:
На ковре котята спят. Мур - мур.
Просыпаться не хотят. Мур – мур.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют)
Лапки вытянули. Мур – мур.
Потянулись и проснулись.
Снеговик
Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.
Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол.
Солнечный зайчик
Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Воспитатель с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.
Цветок
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка
Воспитатель произносит следующие слова, сопровождая их действиями:
- Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.
Дети передают своими движениями движения цветка.
Огонь – лёд
Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.
По команде «огонь» - стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде « лёд» - дети застывают в позе, которую застала команда.
Поделись своим теплом
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.
Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.
Волшебный цветок
Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.
Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.
6