Правовая игра «Весы закона»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -
филиал государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
им. ак. Степанова П.И.»
Социальный педагог
_____________ Канавиня Н.И.
Правовая игра «Весы закона»
Цель: Улучшение знаний студентов о законах, разъяснение и предупреждение о возможных правонарушениях несовершеннолетними, отработка действий в команде.
Задачи:
- Создать понимание правил жизни в обществе;
- На практике разъяснить, как применяются существующие законы;
- Научить принципам безопасного поведения в обществе;
- Улучшить знания студентов по законам;
- Помочь студентам в освоении, как правильно организовывать встречу, беседу, работу; как успешнее общаться, рассказывать о своей точке зрения и доказывать ее.
Вступление
Социальный педагог:
— Добрый день, студенты! Вы все прекрасно знаете, что как только рождается человек, он начинает обладать юридическими или, можно сказать, законными правами. Со временем к ним добавляются и обязанности. Сегодня мы постараемся вспомнить некоторые из наших гражданских прав. Кто-то из вас, возможно, узнает и что-то новое для себя. В этом нам поможет правовая игра «Весы законов». А начнем мы нашу встречу с важного исторического символа. Посмотрите, пожалуйста, ребята, на картинку. Вы знаете, кто на ней изображен?
(Ответ: Фемида. Богиня правосудия)
Социальный педагог:
— Молодцы. Верно, это почитаемая в древней Греции и Риме богиня правопорядка и закона. А как вы думаете, почему она изображена с завязанными глазами, с мечом и весами в руках?
(Ответ: Завязанные глаза символизируют беспристрастность. Весы в руках – символ меры и справедливости. На их чашах взвешиваются добро и зло совершенных поступков. Меч говорит о силе Закона и неотразимости наказания для виновного)
Социальный педагог:
— Да. Остаётся добавить, что атрибутика богини несет серьезное значение: повязка Фемиды так же означает, что перед богиней порядка все равны. И боги, и люди. Какой бы не был у них статус и социальное положение, никакие различия не повлияют на беспристрастность. Закон един для всех! Мантия на богине — это ритуальная одежда, не повседневная, она священна и отделяет дела в жизни от дел суда. То есть облачившийся в нее, словно оставляет все свои заботы и посвящает себя службе правосудия. Для Древних греков язык одежды имел большое значение, процессы были священными и ритуальными. В наше время сохранилась традиция судьям надевать мантию, тем самым принимая службу Фемиды и ее суть. Весы же она держит в левой руке от того, что древние считали эту сторону тела воспринимающей. Берущей. Поэтому получается, что Фемида принимает на весы знания тех, кого судит. А вот меч относится в первую очередь к духовной силе взявшего право выносить вердикт о виновности или невинности. Потом это уже возмездие за проступки, совершенные богами и людьми. Изначально, Фемида вместо меча держала рог изобилия, но римляне внесли свое представление и поместили ей в руку оружие. Знак правого дела, по их взглядам, реалистичней отражал суть Фемиды, которую римляне называли Юстиция. Сначала изображения богини, держащей меч острием вверх, указывало на божественную волю небес. Позже, Фемида чаще стала представать с мечом, опущенным острием вниз. Это уже говорило как опора на силу. Как вы думаете, почему в греческой трактовке у Фемиды был рог изобилия?
(Слушаем ответы студентов. Ведем небольшую беседу, опираясь на их слова)
Социальный педагог:
— В действительности рог изобилия, как инструмент воздаяния, был ужасающим греков орудием. Представьте, что невиновного не просто отпускали с суда, а по велению божественной воли одаривали изобилием всяческих благ. Которые можно себе обозначить, как реальными, сродни денежной выплаты, так и мистическими, словно удача! Что согласитесь не менее важно. Виновного же ждала страшная кара. Он лишался всех благ от богов, фактически речь шла о том, что ему суждено погибнуть в нищете и одиночестве, от голода, холода, болезни. Ну а что же римляне? Почему меч? Отчего такая переменчивость с ним вначале к небу, а потом к земле?
(Слушаем ответы студентов)
Социальный педагог:
— Римские граждане больше доверяли силе оружия, чем философии. Хотя и почитали богов. Считали, что собственную судьбу вершит верный удар своей вооруженной рукой. Чем могущественней становилась Римская империя, тем больше в ней уже опирались на тезис: «Сильный прав», а силен тот, у кого меч в руке. Боги могут и подремать, пока он вершит закон. Скажите, кому из вас, что ближе, греческая или ранняя римская, или же поздняя римская трактовка, понимание справедливости и свершения закона?
(Слушаем ответы. Ведем небольшой диалог)
Социальный педагог:
— Давайте теперь проведем штурм нашей памяти.
Этап №1. Разминка
Как называется основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу?
(Ответ: Конституция)
Как называется единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации?
(Ответ: Уголовный Кодекс)
Как называют участника гражданского процесса, в защиту субъективных прав и охраняемых интересов, которого заведено гражданское дело?
(Ответ: Истец)
Кто является главным законным представителем обвинения?
(Ответ: Прокурор)
Что является пониманием наличия объективных обстоятельств, свидетельствующих о непричастности подозреваемого или обвиняемого к инкриминируемому преступлению?
(Ответ: Алиби)
Как называется открытое хищение чужого имущества?
(Ответ: Грабеж)
Как называется насильственное хищение чужого имущества?
(Ответ: Разбой)
Как называется использование физической силы для причинения травм и убийства?
(Ответ: Насилие)
Как называется акт, принимаемый Государственной Думой Российской Федерации, в котором определяются условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также снятия судимости?
(Ответ: Амнистия)
Как называются действия, состоящие в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека?
(Ответ: Клевета)
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
(Ответ: С 14 лет)
Как называется причина совершения преступления?
(Ответ: Мотив)
Как называется предмет для поражения живой цели?
(Ответ: Оружие)
Что является ненормальной страстью к жестокости и наслаждением чужой боли?
(Ответ: Садизм)
Как называется лицо, которое склоняет другое для совершения преступления, путем уговоров, угроз и подкупа?
(Ответ: Подстрекатель)
Что является противоправным умышленным причинением смерти?
(Ответ: Убийство)
Что является хищением чужого имущества путем обмана или злоупотребление доверием?
(Ответ: Мошенничество)
Что определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей?
(Ответ: Терроризм)
Как называется международное преступление против человечества, крайняя форма расизма?
(Ответ: Апартеид)
Как называется срок, в течении которого осужденный должен своим поведением доказать исправление?
(Ответ: Испытательный срок)
Этап №2. Взрослое детство
Социальный педагог:
— Признавайтесь, как давно кто смотрел мультфильмы? Какие? Давайте вспомним один... Кто скажет, какое правонарушение совершает этот обаятельный персонаж и что ему грозит за наказание по закону?
| Ответ: Курение в общественных местах. Статья 6.17 Административный штраф от 1 000 до 1 500 рублей |
| Ответ: Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Статья 115 УК Штраф до 40 000 рублей Обязательные работы до 480 часов Исправительные работы до 1 года Арест до 4 месяцев Размер з/п или иной доход до 3 месяцев |
| Ответ: Кража. Статья 158 УК Штраф до 80 000 рублей Размер з/п или иной доход до 6 месяцев Обязательные работы до 3 лет Исправительные работы до 1 года Ограничение свободы до 2 лет Принудительные работы до 2 лет Арест до 4 месяцев Лишение свободы до 2 лет |
| Ответ: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Статья 166 УК. Штраф до 120 000 рублей Размер з/п или иной доход до 1 года Ограничение свободы до 3 лет Принудительные работы до 5 лет Арест до 6 месяцев Лишение свободы до 5 лет |
| Ответ: Нарушение неприкосновенности жилища. Статья 139 УК. Штраф до 80 000 рублей Размер з/п или иной доход до 3 месяцев Обязательными работами до 360 часов Исправительные работы до 1 года Арест до 3 месяцев |
| Ответ: Вандализм. Статья 214 УК. Штраф до 40 000 рублей Обязательными работами до 360 часов Арест до трех месяцев Исправительные работы до года Обязательными работами до 360 часов |
Этап №3. Княгиня
Социальный педагог:
— Сейчас я расскажу вам короткую сказку. Жили-были старая, но бодрая княгиня и ее сын князь. Вызвали однажды князя на сражение, которое происходило на границе государства. И пришлось ему княгиню оставить одну дома. Перед отъездом он строго настрого приказал ей не покидать родовое владение. Вот прошла неделя, вторая. Стало княгине скучно и решила она навестить своего старого знакомого барона. Путь к нему лежал через огромнейший лес. Прошла она через него и встретила барона. Побыв у того в гостях до вечера, отправилась домой. Но перед лесом встретила сумасшедшего. Тот сказал княгине, мол, войдешь в лес и я тебя убью. Испугалась княгиня и побежала к барону, но тот лишь отмахнулся, больно ему спать хотелось. Увидала княгиня лесника, который на повозке вез туши павших от болезней животных. На ее просьбу о помощи он ответил отказом, так как на службе находится и заразную падаль должен как можно скорей сжечь в положенном месте. Ну и решила княгиня, мол, была не была, пойду через лес домой, авось ничего и не случится. Но как только ступила княгиня в чащу, сумасшедший ее убил. Теперь, дорогие ребята, вы каждый для себя должны определить степень ответственности каждого героя и поделиться мыслями почему.
Этап №4. Сыщик
Социальный педагог:
— Сейчас мы перевоплотимся в знаменитого детектива. Кто какого знает и кому симпатизирует?
(Слушаем ответы)
— А самый известный детектив, опиравшийся на метод дедукции?
(Слушаем ответы)
— Давайте с помощью «Камень, ножницы, бумага» мы определим, кто у нас будет Мистером Холмсом. Зажимаем кулак, я считаю до трех и каждый на счет показывает с помощью чего собирается победить.
(Отсчет. Потом еще один и так пока не выявится один победитель)
— А теперь определим, кто у нас будет коварным злодеем Мориарти.
(Отсчет)
— Замечательно. Посмотрим, кто победит не в книге Артура Конан Дойла. Правила простые. Профессор Мориарти загадывает, где в помещении успел спрятать до прихода сыщика обличающую улику. Записывает это место на листке бумаги и передает его мне, чтобы не было соблазна у нашего известного короля преступного мира сменить тайник. Я не читаю, представляю на себе мантию Фемиды. Далее проницательный Холмс имеет право задать пять вопросов Мориарти, чтобы приблизится к улике. Профессор обязан отвечать да или нет. Когда попытки нашего уважаемого Холмса закончатся, его роль примерю я и тоже задам пять вопросов. По итогу сравним, кто окажется ближе к заветной цели, как можно по-разному применять дедукцию. До того как в финале я разверну бумагу с верным ответом о месте тайника, Мориарти обязан не выдавать тайну его нахождения. Начнём, пишите профессор...
(Даем листик и ручку Мориарти, отводим его писать там, где никто не подсмотрит. Написав, Мориарти складывает лист. Проводим конкурс. В конце социальный педагог должен задать свои 5 вопросов. Его вопросы связанны с разделением зоны нахождения улики от оси преступника. К примеру: «Улика справа?», получаем ответ, затем: «Улика слева?» и т.д. Подводим итог)
— Прекрасно, вот видите, как важно продумать варианты своих действий и слов. А кто скажет, почему были разрешены пять вопросов?
(Слушаем ответы)
— Дело в том, что в истории человечества есть история, где Бог дал свод законов людям. Наверняка вы слышали про полученных Моисеем десять заповедей. Верить в эту историю или нет — дело лично каждого, тут важно, что среди них были и пять относящихся не к вопросам веры, а именно к вопросу человеческого правопорядка. Может кто-то назвать эти пять заповедей или какую-нибудь из них?
(Ответ: Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего)
— Правда, они актуальны и сегодня, хотя прошли с момента появления этой истории тысячи лет?.. О чем нам это говорит?
(Слушаем ответы)
— Человеческое общество и его главные ценности, правила фактически не меняются. Потому что на их соблюдении держится создание цивилизации. Нарушение такого порядка грозит, как вы думаете чем?
(Слушаем ответы)
— Да, никому не понравится, если его жизнь, здоровье, собственность, будут без защиты и в любую секунду, кто угодно сможет напасть на него. Согласитесь, так наступит хаос и станет править закон джунглей. Где нет места магазинам, интернету, кафе, кино, играм и всему, что нам интересно. Останется выживать каждую секунду... Понимаете, почему важно соблюдать человеческие законы? Давайте сыграем еще в одну ролевую игру.
Этап №5. Казнить нельзя помиловать
Социальный педагог:
— Где же нам поставить запятую? Давайте выберем судью, адвоката, прокурора, обвиняемого, свидетеля и присяжных.
(Выбор по средствам «Камень, ножницы, бумага». Оставшиеся есть присяжные)
— Ситуация такая. Обвиняемому вменяют в вину кражу с отягчающими обстоятельствами. Он якобы забрался в дом и убил хозяина. Скрылся, похитив две каталки колбасы, несколько консервов и торт. Вот ваши роли.
(Обвиняемому дается текст, в котором указано, что он забрался в дом и действительно убил, похитил указанное. Свидетелю на бумаге указано, что он видел, как подозреваемый ударил погибшего и тот упал... Адвокату указано, что он выяснил, что у подозреваемого в тот вечер был день рождения дочери, которой исполнялось 7 лет. А он лишился работы месяц назад, единственный кормилец и не мог позволить торт. Увидел через окно торт на столе и открытую дверь. Забежал в дом. Но был застигнут хозяином, которого оттолкнул. Тот упал и погиб от удара головы об угол стола. Прокурор имеет записку настаивать на вине обвиняемого, так как тот вместо упорного поиска любой работы предпочел легкий путь. В ходе заседания нужно решить судье вину, присяжным вину и вынести приговоры... Этим будет показана разная степень восприятия закона)
Ковалева Галина Валентиновна
Канавиня Нина Игоревна
Аладышева Татьяна Петровна
Канавиня Нина Игоревна
Аладышева Татьяна Петровна
Канавиня Нина Игоревна
Аладышева Татьяна Петровна
Канавиня Нина Игоревна