Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5–6 лет на тему «Весна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 5-6 лет
Тема: «Весна»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2024
Цель: развитие фонематического, лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ТНР 5-6 лет по теме «Весна».
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: расширять и активизировать словарь по теме «Весна»; развивать фонематическое восприятие; подбирать прилагательные к существительным и наоборот; делить слова на слоги; выполнять элементарный звуковой анализ слов; определять позицию звука в слове; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; научить употреблять союз «потому что» в предложении; развивать связную речь посредством ответов полным предложением.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, любви к родной природе.
Оборудование: кружочки-символы звуков.
План:
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
- игра «Найди ошибку»
III. Изучение нового материала:
- беседа о весне;
- игра «Слушай внимательно»
- игра «Раздели слова на слоги»
- игра «Узнай звуки»
IV. Физкультминутка «Гулять пора!»
V. Закрепление изученного материала
- игра «Назови ласково»;
- игра «Почемучки»;
- игра «Весенний»;
- игра «Нелепицы»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети вспоминают названия времен года и их последовательность.
II. Сообщение темы занятия
Л.: Ребята, а какое сейчас время года? Как вы догадались?
Называются признаки весны.
Л.: Сегодня мы с вами поговорим о весне
Л.: Посмотрите на экран, здесь изображены картины с признаками весны. Это журчащие ручьи, прилетевшие перелётные птицы, тающий снег, капающие сосульки, зеленеющая травка, яркое солнышко.
- игра «Найди ошибку»
Дети хлопают в ладоши, услышав «правильный» признак лета. Если признак назван неверно, то топают ногой.
III. Изучение нового материала:
- беседа о весне
Л.: Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны. Для этого нам понадобятся картинки.
- Весной появляется луч солнца. Какой он? (яркий, теплый, ласковый)
- Весной снег какой? (липкий, рыхлый, грязный, мокрый, зернистый)
- Весной небо какое? (голубое, чистое, высокое, безоблачное, ясное, светлое)
- Весной сосульки какие? (тающие, капающие, падающие, скользкие)
- Прилетают птицы какие? (долгожданные, перелётные, весёлые).
- Весной ручьи какие? (звонкие, быстрые, разговорчивые, торопливые, журчащие)
- Весной появляются цветы какие? (первые, красивые, весенние)
- Весной оживают насекомые какие? (живые, торопливые, весёлые).
- игра «Слушай внимательно»
Л.: А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!
(Шкаф, апрель, тепло, кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)
- игра «Раздели слова на слоги»
Л.: поиграем в игру «Раздели слова на слоги». Вспомним, каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? (слоги). Сейчас я буду называть слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки (слова: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник, птицы, солнце, грач, ручей, проталины).
- игра «Узнай звуки»
Л.: Давайте придумаем «весенние» слова на звук С (сосульки, солнце, светло, скворцы). А теперь на звук П (птицы, подснежники, проталины, потепление). А еще на звук В (весна, ветер).
Разберем слово «весна». Сколько всего звуков в этом слове (5). Сколько слогов в этом слове? Сколько гласных в этом слове? (2 сколько и слогов) Назовите их (е,а). Давайте выложим слово кружочками-символами. Выкладываем красные кружки. А теперь узнаем первый звук в слове (Вь) Какой это звук? (согласный, он не пропевается) Какой согласный? Твёрдый или мягкий? (мягкий, ставим зелёный кружок) Выкладываем полностью всё слово.
IV. Физкультминутка «Гулять пора!»«Гулять пора!» (хлопки в ладоши).
Будем по лесу гулять, (шаг на месте)
Свежим воздухом дышать (остановиться, поднять руки вверх, развести их в стороны; делать вдох через нос, опустить руки, выдох воздуха через рот). На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдём (поворачиваться вправо и идти друг за другом на носочках, держа руки на поясе).
В маленькие лужицы
Не наступим, обойдём (идти друг за другом, высоко поднимая колени и держа руки за спиной).
Встали ёлки на пути
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно:
О ветки уколоться можно (идти змейкой друг за другом).
Вот сороки прилетели.
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки-белобоки:
-Весна идёт! Идёт весна! (бег по кругу на носочках, плавно взмахивать руками вверх – вниз).
За весною вслед пойдём,
Хоровод мы заведём, (идти по кругу, взявшись за руки)
Будем петь и танцевать –
Весну – веснушку встречать! (остановиться, поднять руки вверх, выполнить поклон).
V. Закрепление изученного материала
- игра «Назови ласково»
Л.: Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Посмотрите на картинки и назовете ласково, что изображено на них.
- Солнце – солнышко.
- Облако – облачко.
- Дерево – деревце.
- Цветы – цветочки.
- Трава – травка и т.д.
- игра «Почемучки»
Л.: Поиграем в игру «Почемучки». Я буду задавать вопрос, а вы отвечать словом «потому что»
Почему весной стало мало снега?
Почему весной мы сняли шубы и валенки?
Почему весной тает снег?
Почему весной бегут ручьи?
Почему весной набухли почки на деревьях?
- игра «Весенний»
Л.: Посмотрите на весенний лес и назовите всё, что видите со словом «весенний».
весенняя проталина
весенний лес
весенний скворечник
весеннее дерево
весеннее облако
весенний лист
весенний ручей
весенняя трава
весеннее солнце
весенний цветок.
- игра «Нелепицы»
Л.: Посмотрите на картинку и скажите, чего весной не бывает.
V. Итог занятия