Материал к уроку математики «Вычитание вида 16 −»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Вычитание вида 16 − □ ».
Цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 16 с переходом через десяток; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счёта.
Планируемые результаты: знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 16 с переходом через десяток; уметь решать простые задачи.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: уметь выполнять самопроверку по образцу, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач.
Личностные: имеют представление о моральных нормах поведения на уроке.
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Оборудование урока: счётный материал; презентация
Учебник: Математика 1кл., часть 1. Моро М. И. ,М. А. Бантова,
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Вот звенит для нас звонок-
Начинается урок
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись
Тихо сели
Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с героиней одной сказки. Послушайте загадку и скажите, как её зовут (Слайд 2)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
Ну, отгадайте, как звали её?
Дети - Красная Шапочка (Слайд 3)
Мама напекла пирожков и попросила дочку отнести их бабушке. Путь от своего дома к дому бабушки будет нелегким, но я думаю, что мы поможем Красной Шапочке добраться к бабушке.
Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.
Отправляемся вместе с Красной Шапочкой в путь. Нам предстоит пройти через лес. Чтобы нам не заблудиться в лесу, нужно выполнить задания
Математический диктант (Слайд 4)
Дети, сейчас мы подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
Я ладони раздвигаю и на кнопки нажимаю!
Раз, два, три, раз, два, три. Я играю посмотри!
Откройте тетради, запишите число. Запишите ряд чисел
2 9 10 5 1 7 3 6 8 4
Подготовьте цветные карандаши
Обведите в жёлтый кружок число, которое на 2 больше, чем 3
Обведите в зелёный кружок число, которое получится. Если сложить 4 и 5
Обведите в синий кружок число, которое получится, если из 9 вычесть 2
Обведите в красный кружок число, которое получится, если к 4 прибавить 2
Прибавьте к 4 столько же. Обведите оранжевым цветом число, которое получится.
Подчеркните наименьшее однозначное число
Давайте посмотрим на экран, всё ли так. Кто выполнил всё правильно, поднимите синий кружочек, кто ошибся – красный. (Слайд 5)
Вот и открылась дорога и пошла она дальше. Немного устала и решила отдохнуть
Физкультминутка
Только в лес мы все зашли.
Появились комары.
Руки вверх – хлопок.
Руки вниз - хлопок.
Дальше по лесу шагаем.
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем.
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим из куста.
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем.
И назад в гнездо кладем
Повторение изученного
Продолжаем наше путешествие (Слайд 6)
Шла, шла Красная Шапочка и встретила голодного, злого волка. Как же я тебе к бабушке пройду. Вспомнила, что несет бабушке 16 пирожков с капустой. Думает, отдам 6 пирожков волку и он меня пропустит. Отдала и думает, сколько же пирожков у меня осталось?
Ребята, как узнать, сколько пирожков у неё осталось?
16 - 6 =10
Волк предложил вспомнить состав числа 16
Работа в парах (Слайд 7)
У вас на партах лежат карточки. Поработаем в парах. Заполнить вот такие домики на состав числа 16.
Проверяем (Слайд 8)
Кто выполнил всё правильно, поднимите синий кружочек, кто ошибся – красный.
Изучение нового материала
На какие две группы можно разделить эти примеры? (Слайд 9)
8+7 , 12-7 , 16-9, 8+8, 9+7, 11-8 (группа – примеры на сложение, вторая группа примеры на вычитание)
8+7 12 - 7
9+7 11-8
8+8 16-9 (Слайд 10)
А какие примеры, мы ещё не учились решать?
Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока - путешествия?
Дети: Мы будем учиться решать новые примеры на вычитание.
Сегодня мы поучимся вычитать числа из 16.
Тема нашего урока так и называется «Вычитание вида 16 − □ » (Слайд 11)
Цель - научиться решать примеры нового вида.
Первичное усвоение новых знаний
На наборном полотне выложены кружочки
OOOOOOOOOO
OOOOOOO
Вычтите из 16 -7, как сделать удобнее?
Сначала отнимаем 6, а потом от 10 ещё 1.
16 – 7 = 16 – 6 – 1 = 9 Используя состав числа 16 16 – 7 = 9
^ ^
6 1 7 9
Первичное закрепление
Ученики у доски вычисляют значения выражений с объяснением.
16 – 8 = 16 – 6 – 2 = 8 16 – 8 = 8
^ ^
6 2 8 8
16 – 9 = 16 – 6 – 3 = 7 16 – 9 = 7
^ ^
6 3 9 7
Физкультминутка
По тропинке шли
Белый гриб нашли
Вот один грибок и еще грибок
Положили в кузовок
Работа с учебником. Решение задач (Слайд 12)
Откройте учебник стр. 110 Решим задачу№ 3
Давайте вспомним, из скольких частей состоит задача? (4)
Из каких? (условие, вопрос, решение, ответ)
Прочитайте условие задачи.
Прочитайте вопрос.
Сделаем схематический рисунок
OOOOOOOO
Составьте и запишите решение.
6 + 2=8(р.)
Ответ: 8 рыбок
Рефлексия. Подведение итогов (Слайд 13)
Все препятствия преодолены. Красная Шапочка у бабушки. Мы преодолели этот трудный путь, пора подвести итоги.
Как звучала тема нашего урока?
Какую цель мы ставили перед собой?
Достигли мы нашей цели?
Чему мы научились на нашем уроке?
Продолжите предложения:
Я узнал…
Я запомнил…
4
Потамошнева Наталья Алексеевна