Урок математики во 2 классе «Вычитание вида 11 -»

1
4
Материал опубликован 13 January 2018 в группе

Урок математики в 1 классе

Пояснительная записка

Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов ОКПЭиП.

Тема урока: Вычитание вида 11 - □

Презентация к уроку

Место урока в изучении темы: второй урок в изучении темы: «Табличное вычитание с переходом через десяток»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для формирования умений самостоятельно выводить правило и применять новые знания на практике.

Задачи:

Создать проблемную ситуацию.

Организовать поиск решения проблемы.

Составить таблицу вычитания для случаев вида 11 - □.

Обобщить полученные результаты.

Воспитывать ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Дети учатся: выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;

использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

Умения, характеризующие достижение этого результата:

решать примеры на вычитание вида 11 - □;

формулировать выводы из изученного материала:

отвечать на итоговые вопросы;

оценивать свои достижения на уроке;

работать в группе.

Актуальность: Технология системно – деятельностного подхода на уроках математики ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Технология: игровая.

По области деятельности: интеллектуальная.

По характеру педагогического процесса: обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая.

По игровой методике: сюжетная.

По предметной области: математическая.

По игровой среде: комнатная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение.

УУД:

1.Личностные:

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- действия смыслообразования, самооценка.

2. Регулятивные:

- целеполагание, планирование, контроль, оценка.

3. Познавательные:

- умение структурировать знания;

- поиск и выделение необходимой информации

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений.

4. Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Развивающий аспект: способствовать развитию мыслительных операций, воображению детей, интереса к предмету.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, «Чудо – дерево» с картинками, карточки с названием темы, цели, вывода, с примерами.

Список используемой литературы: МОРО учебник «Математика» 1 класс.

Технологическая карта урока открытия нового знания

Этапы урока

Цель этапа

УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Актуализация необходимых ЗУН.

Пробное учебное действие.

Фиксация затруднения.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, прогнозирование.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планироывание, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические-моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

5.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУд постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

8

Включение в систему знаний и повторений.

Включение нового знания в систему знаний, повторений и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Регулятивные: прогнозирование.

9

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморкгуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.


 

Этапы урока

Содержание урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, садитесь.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А какие? Отгадайте.

Девочка со зверем дружно жила.

Праздники справляли, гостей принимали.

Зверь был безобидный, добрый, терпеливый.

А его девчонка пела и цвела.

= Маша и Медведь. (Слайд)

- Какой была Маша?

- Какой был медведь?

- Маша собрала малину, но решила Медведю просто так не давать. Медведь получит столько ягод малины, сколько ребят правильно выполнит задание.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Откройте тетради. Подпишите число, классная работа.

- Я вам буду диктовать примеры, а вы в тетрадь записывайте только ответы.

Найти сумму чисел 3 и 2. (5)

5 увеличить на 4. (9)

Последующее число числа 13. (14)

9 уменьшить на 3. (6)

Найти разность чисел 8 и 1. (7)

1 слагаемое 9, 2 слагаемое 9, найти сумму.(18)

Найти разность 10 и 10. (0)

Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность равна.(6)

Предыдущее число числа 12. (11)

- Запишите к цифрам соответствующие буквы. (Слайд)

- Проверим, что у вас получилось. (Слайд) (Учитель постепенно открывает буквы)

5 9 14 6 7 18 0 6 11

в ы ч и т а н и е

- У кого получилось это слово, выйдите и подарите медведю малинку. (Ученики у интерактивной доски переносят картинки).

 

 

 

 

 

 

- Что связано в математике с вычитанием?

= В математике с вычитанием связаны примеры.

- Значит, как будет звучать тема урока?

= Примеры на вычитание.

4. Выявление места и причины затруднения.

- А какие примеры мы с вами должны сегодня научиться вычитать, нам подскажет Машенька. (Слайд)

На слайде рядом с картинкой напечатаны примеры:

10- 6, 6- 4, 11-5, 11-6, 11 – 9.

- На какие две группы можно разделить эти примеры? (На интерактивной доске ученики разбивают примеры на 2группы).

10 – 6          11 – 5

6 – 4            11- 6

                    11- 9

- Почему так составили группы?

= Примеры из первой группы мы уже умеем решать, а примеры из второй группы мы ещё не умеем решать.

- Значит, как будет звучать наша тема урока?

- Примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с темой вывешивается на доску).

- Цель нашего урока?

= Научиться решать эти примеры.

- Научиться решать примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с целью вывешивается на доску).

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас вы сами, работая в группах, попытаетесь решить пример на новое правило. Сформулировать это правило. Если вы всё правильно сделаете, то поможете украсить Медведю гирлянду. (Слайд)

Ученики разбиваются на группы, получают карточки с примерами.

11 – 2 = □               11 – 6 = □

□ □                          □ □

11 – 3 = □               11 – 7 = □

□ □                         □ □

11 – 4 = □              11 – 8 = □

□ □                         □ □

11 – 5 = □              11 – 9 = □

□ □                          □ □       

 

6. Реализация построенного проекта.

Ученики обсуждают решение примера, делают выводы по решению примера и записывают ответ.

Выходят к доске по очереди, рассказывают, как решали. Проговаривают правила решения примера. Если пример решён правильно, на интерактивной доске перемещают картинки игрушек на гирлянду. Каждый пример ученики записывают в тетрадь.

- 

 

 

 

 

 

 

 

- Какой вывод вы сделали?

= Вспоминаем состав числа вычитаемого. Сначала вычитаем единицы до десятка, а потом вычитаем остальные единицы. (Правило вывешивается на доску).

- Вы сами составили таблицу вида 11 - □ и сформулировали правило для решения таких примеров.

- Маша и Медведь живут в лесу, где есть волшебные деревья. Давайте отдохнём с одной такой ёлочкой. (Динамическая физкультминутка)

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Кому нравится мультфильм «Маша и Медведь»? Посмотрите отрывок из этого мультфильма.

- Решаем задачу, составленную по этому эпизоду. (Слайд)

«У Медведя было 11 ёлочных игрушек, а шаров на 5 меньше. Сколько шаров было у медведя?»

- Какие слова возьмём для краткой записи? (На интерактивной доске подготовлены слова: «Медведь», «Игрушки», «Сколько», «Мячи»).

- Передвиньте нужные слова. Дальше краткую запись пишете самостоятельно.

Подумайте, каким действием решается эта задача? Запишите решение и ответ.

Проверка решения задачи.

11 – 5 = 6 (ш).

Ответ: 6 шаров.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Устно составьте задачу про Машу и Медведя по выражению: 11 – 7.

- Запишите решение и ответ в тетрадь.

- Проверим:

11 – 7 = 4 ( )

Ответ: 4 ………

9. Включение в систему знаний и повторение.

- Медведь благодарит вас за ягодки, за помощь в оформлении гирлянды. Он подготовил вам подарки.

- 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы получить подарок, надо решить правильно пример, пользуясь правилом, которое вы сами вывели. Подарки висят на «Чудо – дереве».

Примеры написаны на картинках.

12 – 5           13 – 6

11 – 7           15 – 7

12 – 6           14 – 8

Ученик решает у доски, а остальные работают в тетрадях.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какое правило вы сегодня сами вывели?

- Если вы научились решать примеры, используя новое правило, подарите конфетку Маше, потому что именно с неё всё и началось. Если вы ещё не совсем поняли решение таких примеров, положите конфетку в конфетчицу, а если вы совсем не поняли решение таких примеров, положите конфетку на стол. (Работа на интерактивной доске)

- Я вижу, что урок даром не прошёл и многие из вас научились решать примеры вида 11 - □.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации. Урок интересный

17 January 2018

Презентация есть.

18 January 2018

Уважаемая Наталья Сергеевна! Ссылка на презентацию есть, но она не открывается, т.к. в формате notebook

20 January 2018

Это программа для интерактивной доски. Задания в презентации сделаны так, чтобы можно было выполнить их на интерактивной доске.

20 January 2018