Урок математики во 2 классе «Вычитание вида 11 -»
Урок математики в 1 классе
Пояснительная записка
Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов ОКПЭиП.
Тема урока: Вычитание вида 11 - □
Место урока в изучении темы: второй урок в изучении темы: «Табличное вычитание с переходом через десяток»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для формирования умений самостоятельно выводить правило и применять новые знания на практике.
Задачи:
Создать проблемную ситуацию.
Организовать поиск решения проблемы.
Составить таблицу вычитания для случаев вида 11 - □.
Обобщить полученные результаты.
Воспитывать ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Дети учатся: выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
Умения, характеризующие достижение этого результата:
решать примеры на вычитание вида 11 - □;
формулировать выводы из изученного материала:
отвечать на итоговые вопросы;
оценивать свои достижения на уроке;
работать в группе.
Актуальность: Технология системно – деятельностного подхода на уроках математики ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Технология: игровая.
По области деятельности: интеллектуальная.
По характеру педагогического процесса: обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая.
По игровой методике: сюжетная.
По предметной области: математическая.
По игровой среде: комнатная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение.
УУД:
1.Личностные:
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- действия смыслообразования, самооценка.
2. Регулятивные:
- целеполагание, планирование, контроль, оценка.
3. Познавательные:
- умение структурировать знания;
- поиск и выделение необходимой информации
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Развивающий аспект: способствовать развитию мыслительных операций, воображению детей, интереса к предмету.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, «Чудо – дерево» с картинками, карточки с названием темы, цели, вывода, с примерами.
Список используемой литературы: МОРО учебник «Математика» 1 класс.
Технологическая карта урока открытия нового знания
№ |
Этапы урока |
Цель этапа |
УУД |
1. |
Мотивация к учебной деятельности. |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. |
2. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Актуализация необходимых ЗУН. Пробное учебное действие. Фиксация затруднения. |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, прогнозирование. |
3. |
Выявление места и причины затруднения. |
Выявление и фиксация места и причины затруднения. |
Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планироывание, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические-моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
5. |
Реализация построенного проекта. |
Построение и фиксация нового знания. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУд постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
6. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. |
Применение нового знания в типовых заданиях. |
Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
8 |
Включение в систему знаний и повторений. |
Включение нового знания в систему знаний, повторений и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. |
Регулятивные: прогнозирование. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности. |
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморкгуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. |
Этапы урока |
Содержание урока |
1. Оргмомент. |
- Здравствуйте, садитесь. |
2. Мотивация к учебной деятельности. |
- Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А какие? Отгадайте. Девочка со зверем дружно жила. Праздники справляли, гостей принимали. Зверь был безобидный, добрый, терпеливый. А его девчонка пела и цвела. = Маша и Медведь. (Слайд) - Какой была Маша? - Какой был медведь? - Маша собрала малину, но решила Медведю просто так не давать. Медведь получит столько ягод малины, сколько ребят правильно выполнит задание. |
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. |
- Откройте тетради. Подпишите число, классная работа. - Я вам буду диктовать примеры, а вы в тетрадь записывайте только ответы. Найти сумму чисел 3 и 2. (5) 5 увеличить на 4. (9) Последующее число числа 13. (14) 9 уменьшить на 3. (6) Найти разность чисел 8 и 1. (7) 1 слагаемое 9, 2 слагаемое 9, найти сумму.(18) Найти разность 10 и 10. (0) Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность равна.(6) Предыдущее число числа 12. (11) - Запишите к цифрам соответствующие буквы. (Слайд) - Проверим, что у вас получилось. (Слайд) (Учитель постепенно открывает буквы) 5 9 14 6 7 18 0 6 11 в ы ч и т а н и е - У кого получилось это слово, выйдите и подарите медведю малинку. (Ученики у интерактивной доски переносят картинки).
- Что связано в математике с вычитанием? = В математике с вычитанием связаны примеры. - Значит, как будет звучать тема урока? = Примеры на вычитание. |
4. Выявление места и причины затруднения. |
- А какие примеры мы с вами должны сегодня научиться вычитать, нам подскажет Машенька. (Слайд) На слайде рядом с картинкой напечатаны примеры: 10- 6, 6- 4, 11-5, 11-6, 11 – 9. - На какие две группы можно разделить эти примеры? (На интерактивной доске ученики разбивают примеры на 2группы). 10 – 6 11 – 5 6 – 4 11- 6 11- 9 - Почему так составили группы? = Примеры из первой группы мы уже умеем решать, а примеры из второй группы мы ещё не умеем решать. - Значит, как будет звучать наша тема урока? - Примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с темой вывешивается на доску). - Цель нашего урока? = Научиться решать эти примеры. - Научиться решать примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с целью вывешивается на доску). |
5. Построение проекта выхода из затруднения. |
- Сейчас вы сами, работая в группах, попытаетесь решить пример на новое правило. Сформулировать это правило. Если вы всё правильно сделаете, то поможете украсить Медведю гирлянду. (Слайд) Ученики разбиваются на группы, получают карточки с примерами. 11 – 2 = □ 11 – 6 = □ □ □ □ □ 11 – 3 = □ 11 – 7 = □ □ □ □ □ 11 – 4 = □ 11 – 8 = □ □ □ □ □ 11 – 5 = □ 11 – 9 = □ □ □ □ □
|
6. Реализация построенного проекта. |
Ученики обсуждают решение примера, делают выводы по решению примера и записывают ответ. Выходят к доске по очереди, рассказывают, как решали. Проговаривают правила решения примера. Если пример решён правильно, на интерактивной доске перемещают картинки игрушек на гирлянду. Каждый пример ученики записывают в тетрадь. -
- Какой вывод вы сделали? = Вспоминаем состав числа вычитаемого. Сначала вычитаем единицы до десятка, а потом вычитаем остальные единицы. (Правило вывешивается на доску). - Вы сами составили таблицу вида 11 - □ и сформулировали правило для решения таких примеров. - Маша и Медведь живут в лесу, где есть волшебные деревья. Давайте отдохнём с одной такой ёлочкой. (Динамическая физкультминутка) |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. |
- Кому нравится мультфильм «Маша и Медведь»? Посмотрите отрывок из этого мультфильма. - Решаем задачу, составленную по этому эпизоду. (Слайд) «У Медведя было 11 ёлочных игрушек, а шаров на 5 меньше. Сколько шаров было у медведя?» - Какие слова возьмём для краткой записи? (На интерактивной доске подготовлены слова: «Медведь», «Игрушки», «Сколько», «Мячи»). - Передвиньте нужные слова. Дальше краткую запись пишете самостоятельно. Подумайте, каким действием решается эта задача? Запишите решение и ответ. Проверка решения задачи. 11 – 5 = 6 (ш). Ответ: 6 шаров. |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
- Устно составьте задачу про Машу и Медведя по выражению: 11 – 7. - Запишите решение и ответ в тетрадь. - Проверим: 11 – 7 = 4 ( ) Ответ: 4 ……… |
9. Включение в систему знаний и повторение. |
- Медведь благодарит вас за ягодки, за помощь в оформлении гирлянды. Он подготовил вам подарки. -
-Чтобы получить подарок, надо решить правильно пример, пользуясь правилом, которое вы сами вывели. Подарки висят на «Чудо – дереве». Примеры написаны на картинках. 12 – 5 13 – 6 11 – 7 15 – 7 12 – 6 14 – 8 Ученик решает у доски, а остальные работают в тетрадях. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
- Какое правило вы сегодня сами вывели? - Если вы научились решать примеры, используя новое правило, подарите конфетку Маше, потому что именно с неё всё и началось. Если вы ещё не совсем поняли решение таких примеров, положите конфетку в конфетчицу, а если вы совсем не поняли решение таких примеров, положите конфетку на стол. (Работа на интерактивной доске) - Я вижу, что урок даром не прошёл и многие из вас научились решать примеры вида 11 - □. |
Пластинина Галина Григорьевна
Жуйкова Наталья Сергеевна
Сафронова Елена Леонидовна
Жуйкова Наталья Сергеевна