Виды диктантов на уроках русского языка в начальной школе

2
1
Материал опубликован 28 March 2023

Виды диктантов на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Ригина Эльвира Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»



Данный материал поможет учителю начальных классов и родителям в проведении разнообразных словарных диктантов как промежуточных, так и контрольных. Материал подобран и систематизирован так, что с первых дней изучения слов с непроверяемым написанием можно пользоваться этим материалом. Работа построена в порядке последовательного изучения словарных слов по программе «Русский язык».

Свободный диктант — очень сложная, но интересная работа, во время которой раскрывается творческий потенциал учащихся.

Примерные задания

морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона, сорока, воробей

Диктант для знакомства

Из первых букв каждой группы слов «собери» новые слова и запиши их.

1. Мандарин, ослик, речка, корона, ослик, верёвка, 28-я буква алфавита. (Морковь)

2. Повар, ель, тетрадь, угол, хомяк. (Петух)

3. Дом, ель, вода, ослик, чашка, кастрюля, аист. (Девочка)

4. Масло, аист, лампа, 28-я буква алфавита, часики, искры, карта. (Мальчик)

5. Тапки, аист, рыба, ель, лейка, курица, аист. (Тарелка)

6. Вешалка, ослик, работа, ослик, нитки, атлас, (Ворона)

7. Солнце, ослик, ракета, ослик, карандаш. (Сорока)

Ветер, ослик, растение, ослик, болото, ель, йод. (Воробей)

Развивайте память, дети, и учите стихи эти

Выучите рифмовки и запишите их по памяти.

1. Моет Зиночка морковь,

У неё обед готов.

На столе салат, котлеты,

Сок морковный и конфеты.

2. У Тани тарелки на полке стоят

Красиво и ровно, как будто парад.

3. Олечка девочка —

Умница в школе.

Учит уроки,

Помощница в доме.

4. Игорь мальчик-баловник —

Самый худший ученик.

Порван у него дневник,

А тетрадь, как черновик.

5. Пётя, рыженький петух.

У тебя прекрасный слух.

Только на рассвете

Не буди нас, Петя!

6.Возле дома болтливая ворона

Каркает, ругается, никак не унимается.


7. Соня, глядя на сороку,

Уронила бутерброд.

Мама ей кричит в окошко:

«Не разевай ты, Соня, рот!»

8. Вова кормит воробья.

Ведь они теперь друзья.

Лексический диктант.

Замените каждое предложение, одним словом.

1. Огородное растение, корнеплод с утолщённым оранжевым сладковатым корнем. (Морковь)

2. Кукарекающая домашняя птица с красным гребнем на голове — часто с яркой окраской перьев. (Петух)

3. Ребёнок женского пола. (Девочка)

4. Ребёнок мужского пола. (Мальчик)

5. Столовая посуда круглой формы, с приподнятыми краями и широким плоским дном. (Тарелка)

6. Всеядная птица семейства вороновых, серая с чёрным или чёрная. (Ворона)

7. Птица чёрного цвета с белыми перьями в крыльях. (Сорока)

Маленькая серо-коричневая шустрая птичка. Живёт обычно вблизи домов. (Воробей)

Зрительные диктанты

Варианты заданий:

1) Запишите слова в алфавитном порядке.

2) Запишите слова по правилам «обратного» алфавита.

3) Запишите названия предметов в таком порядке: люди, птицы, овощи, вещи.

Т_релка, п_тух, мал(ь,-)ч_к, в_р_бей, с_рока, в_р_на, м_рков(ь-), дев_(чк, чьк)а.

Запишите слова, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы.

(В,в)_р_бей ) (С,с)тепан, (П,п)_тух (Г,г)оша, (С,с)_рока (В,в)асилиса, (М,м)ал(ь,-)ч_к (С,с)аша, (В,в)_рона (К,к)лава, (Д,д)ев_(чк,чьк)а (Ж,ж)еня.

Зрительно-слуховой диктант

Прочитайте слова, записанные на доске. Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь к письму под диктовку.

(Далее слова закрываются, проводится диктант. После выполнения работы выполняется взаимо- или самопроверка.)

С_рока, в_р_бей, п_тух, в_рона, мал(ь,-)ч_к, т_релка, м_рков(ь,-), дев_(чк,чьк)а.

Свободные диктанты

Запишите слова, добавляя имена собственные.

Мальчик, сорока, петушок, девочка, ворона, воробей.

От данных слов образуйте и запишите фамилии девочек.

Морковь — ___ (Морковкина), воробей — ___

(Воробьёва), ворона — ____ (Воронина), сорока —

(Сорокина), петух —___(Петухова), тарелка —

(Тарелкина).

От данных слов образуйте и запишите фамилии мальчиком

Морковь — _____ (Морковкин), воробей — _____

(Воробьёв), ворона —___(Воронин), сорока —___

(Сорокин), петух — ___ (Петухов), тарелка _____(Тарелкин).

Запишите слова, добавляя слова - названия действий.

Мальчик, воробей, девочка, ворона, морковь, тарелка, петух, сорока.

Запишите слова, добавляя слова - названия признаков.

Девочка, морковь, мальчик, воробей, сорока, ворона, тарелка, петух.

Догадайтесь, о каком предмете идёт речь, и запишите его.

Стоит, разбилась (тарелка); стрекочет, вертится (сорока); кукарекает, дерётся (петух); шныряет, крохи подбирает (воробей); играет в машинки и солдатики, прыгает, бегает (мальчик), заплетает косички, поёт, улыбается (девочка); каркает, летает (ворона); растёт, даёт витамин А (морковь).

Догадайтесь по словам-признакам, о каком предмете идёт речь, и запишите его.

Белобокая, вороватая (сорока); задиристый, боевой, заботливый (петух); крикливая, чёрная, любопытная (ворона); послушная, добрая, аккуратная (девочка), умный, воспитанный, смелый (мальчик); круглая, плоская, фарфоровая (тарелка); питательная, вкусная, сладкая (морковь); серенький, маленький (воробей).

Спишите предложения, добавляя слова по смыслу. (Слова для справок давать не обязательно.)

1. Утро. Во дворе______и______. Они клюют______. Вот летят_______. На ветке сидит_______.

Слова для справок: петух, куры, зерно, вороны, воробей.

2. ____ (В,в)аря и ______ (Д,д)има дома.

Они рисуют. Вот_____и______. А вот_____.Дети рады.

Слова для справок: девочка, мальчик, ворона, сорока, воробей.

Комбинированные диктанты

Варианты заданий:

1) Подчеркните слова-признаки.

2) Подчеркните слова-действия.

3) Подчеркните слова-предметы.

1. Бегает петух, вкусная морковь, сидит воробей, большая ворона, мальчик прыгает, пугливая сорока, девочка говорит, маленькая тарелка.

2. Пугливая ворона, рыжий петух, чирикает воробей, красивая сорока, глубокая тарелка, маленький мальчик.

3. Добрая девочка, серый воробей, мальчик чита-п, жадная ворона, злой петух, сорока кричит, соч-ная морковь.

4. Ручной воробей, кукла у девочки, сочная мор-конь, тарелочка на печке, петушиная песня, смелый м.ин.чик, ищу ворону.

Жильё вороны, чуткий мальчик, учусь у денечки, жизнь вороны, хочу морковь, пушистый воробей, петушиный клич, кричат сороки, стучу по тарелке.

6. Карандаши у мальчика, джинсы на девочке, добыча вороны, трещат сороки, широкая тарелка, прячусь от петуха, дымчатый воробей, кончик моркови.

7. Пять мальчиков, восемь девочек, шесть петухов, девять морковок, девять тарелок, говорить о вороне, умненькая сорока, думать о воробье.

Найдите и подчеркните имена собственные.

1. Петушок Петя, воробей Боря, сорока Катя, во-рои.1 Клара, мальчик Миша, девочка Маша.

2. Воробей Аркаша, девочка Саша, сорока Варвара, ворона Клара, мальчик Валя, петух Тоша, Петров Дима, Сорокин Сергей.

3. Катя Воронина, Вася Тарелкин, Маша Воробьёва, Сеня Петухов, Ира Сорокина, Дима Морковкин, Андрей Васильевич Воронцов.

4. Лида Тарелкина, Тоня Петухова, Игорь Воронин, Даша Сорокина, Костя Воробьёв.

Выборочные диктанты

Запишите только словарные слова. Объясните смысл пословиц и поговорок.

Сорока на хвосте принесла.

Куда ворона летит, туда и глядит.

Воробей на кошку чирикает.

Земля — тарелка: что положишь, то и возьмёшь.

Кому живётся, у того и петух несётся, а кому не живётся, так и курица не несётся.

Запишите имена-собственные.

Воробей Борька, девочка Лена, сорока Соня, ворона Клава, мальчик Митя, петух Задира.

Запишите слова, не являющиеся именами собственными.

Воробей Аркаша, девочка Ира, сорока Варвара, ворона Клаша, мальчик Витя, петух Гоша.

Запишите слова, которые обозначают признаки предметов.

Морковь, вороний, воробей, петушиный, воробьиная, ворона, морковный, мальчик, сорока, девочка, петух, тарелка.

Запишите слова, которые обозначают слова-действия.

Морковь сварилась, чирикает воробей, ворона каркает, играет мальчик, сорока сидела, девочка катала, бегал петух, стояла тарелка.

Запишите слова, которые отвечаю! на вопрос кто? Морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона, сорока, воробей.

Запишите слова, которые отвечают на вопрос что? Сорока, морковь, мальчик, воробей, девочка, тарелка, петух, ворона.

Запишите слова, состоящие из двух слогов.

Сорока, морковь, мальчик, морковка, воронёнок, петушиный, девчонка, мальчуган, воробей, девочка, тарелка, петух, ворона, петушок, ворон.

Запишите слова, состоящие из трёх слогов.

Тарелка, девочка, петух, воронёнок, сорока, морковь, мальчик, морковка, девчонка, петушок, мальчуган, ворон, воробей, ворона.

Запишите только словарные слова.

До — ре — ми — фа — соль — ля — си.

Сорока едет на такси.

А ворона прицепилась

И бесплатно прокатилась.

Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как белки?

(К.И. Чуковский)

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Он окошко открывает.

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей,

А за ними воробей.

5. Сидит воробей

Под большим лопухом

И спорит о чём-то

С моим петухом.

Буквенные диктанты

Запишите буквы гласных звуков, которые нужно запомнить.

Морковь, петух, девочка, мальчик, тарелка, ворона.

(12 34 56

о е о и а о)

Запишите первые буквы слов.

Петушок, девочка, мальчик, ворона, сорока, тарелка, воробей, морковь.

(12345678

пдмвствм)

Запишите последнюю букву каждого слова.

Девочка, сорока, петух, тарелка, морковь, ворона, воробей, мальчик.

(12345678 

аахаьайк)

Цифровой диктант

Зашифруйте в словах буквы непроверяемых гласных с помощью цифр: I — о; 2 — а.

Сложите числа и запишите ответ.

Воробей, тарелка, морковь, ворона, сорока, девочка.

(1, 1, 2, 1, 1,1,1= 8)

Диктанты с родственными словами

Варианты заданий:

I) Подчеркни слова-признаки.

2)Подчеркни слова-действия.

3)Подчеркни слова-предметы.

Морковка, воробушек, воробьиный, мальчуган, сорочата, воронята, девчата, петушок, тарелочка.

Петушиться, воробьиха, воронушка, воронёнок, мальчишка, девица, сорочий.

Петушиный, воробьиха, по-сорочьи, вороньё, девчонка, воробьишка, проворонить, тарелочный.

Этимологический диктант

Узнайте и запишите слова по их происхождению.

1. Это слово происходит от латинского талеар,

что означает резать. Первоначально оно означало

кусок доски, отрезанный для пищи. Похожие по смыслу и по звучанию слова существуют и в польском, и в немецком языке. Русское слово — это уменьшительно-ласкательное от польского тарель. (Тарелка)

Главное, чем славится эта птица — пение. Она своеобразные поющие часы. Это исконно русское слово, образованное от петь-. С ними на рассвете люди просыпались. С ними с заходом солнца ложились спать. (Петух)

Диктант с загадками

Отгадайте загадки и запишите отгадки.

1. Эта птица у природы,

Как живой прогноз погоды,

Громче всех она орёт,

Если скоро дождь пойдёт. (Ворона)

(В. Степанов)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

(Н. Артюхова)

3. С этой болтушкой просто морока,

С утра у окошка стрекочет... (сорока).

(Л. Яхнин)

Говорят, они воришки,

Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы,

Всё щебечут;

Чьи вы? Чьи вы?

(Воробей)

В деревне есть часы такие.

Не простые, а живые.

Ходят без завода.

Они — птичьего рода.

(Петух)

6.Любят в куколки играть,

Прыгать, бегать и читать.

На юбке стрелочки,

Кто же это?

(Девочки)

Слуховой диктант

Запишите слова под диктовку.

Тарелка, сорока, морковь, воробей, девочка, мальчик, ворона, петух.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Эльвира Владимировна, спасибо за публикацию!

28 March 2023