Викторина «Азбука дорожной безопасности» (3–4 классы)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Архангельской области
«Дворец детского и юношеского творчества»
Викторина «Азбука дорожной безопасности»
Автор: Педагог дополнительного образования Зажигина Лилия Сергеевна |
Архангельск, 2021
Пояснительная записка
Изучаемый предмет – Правила дорожного движения.
Ежедневно дети оказываются участниками дорожного движения: по дороге из дома в школу; из дома в магазин; из школы на прогулку с друзьями и так далее. И часто дети могут попадать в дорожные ситуации, с которыми они вынуждены справляться самостоятельно без помощи взрослых. Поэтому так важно развивать интерес у детей к изучению и соблюдению правил дорожного движения.
Одним из ярких и действенных способов развить интерес ребенка к изучению правил дорожного движения является викторина. Это инструмент, который задействует как вербальные, так и визуальные элементы, позволяющие привлекать и удерживать внимание детей. Интеллектуальная викторина способствует развитию логического мышления и памяти у обучающихся, прививает навыки критического мышления и познавательный интерес.
Цель викторины - проверить и закрепить знания правил дорожного движения.
Основными задачами данной викторины являются:
расширение словарного запаса по теме безопасного дорожного движения;
формирование интереса и мотивации к безопасному поведению на дорогах;
развитие логического мышления;
формирование умения работать в команде.
Условия реализации:
учебный кабинет с рабочими местами для обучающихся и педагога;
ноутбук/компьютер;
интерактивная доска.
Используемые материалы:
презентация на тему «Викторина «Азбука дорожной безопасности»»;
карточки с изображением звездочек;
конверты с набором карточек с изображением дорожных знаков, разрезанных на части;
призы (светоотражающие брелки/браслеты; наборы ручек; наклейки по теме ПДД)
Целевой аудиторией являются обучающиеся 3–4 классов средних общеобразовательных школ.
Данная викторина может быть использована педагогами, учителями, воспитателями на внеурочных занятиях, классных часах, мероприятиях по теме ПДД.
Слайды презентации «Викторина «Азбука дорожной безопасности»» представлены в Приложении 1.
Ход викторины
Этап занятия/мин. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Примечание |
Организационный/1 мин. | «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на места, мы начинаем наше занятие». | Приветствуют педагога. Рассаживаются по местам. | |
Вступительный/5 мин. | «Добро пожаловать на интеллектуальную викторину под названием «Азбука дорожной безопасности»! Сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете правила дорожного движения. И для начала вам необходимо поделиться на три команды. (Ведущий делит класс на 3 команды и рассаживает за разные столы). Теперь я дам вам одну минуту, за это время вам необходимо придумать название для своей команды». | Делятся на команды; придумывают названия для своих команд. | Слайд №1 |
Основной/6 мин. | «Ну что же, давайте начинать. Внимание на экран. Первый этап викторины состоит из вопросов. Каждой команде нужно ответить на четыре вопроса. (Ведущий поочередно задает вопросы командам. За правильный ответ выдает карточки с изображением звездочки)». | Отвечают на вопросы. | Слайды №2-№13 |
Первичная проверка/2 мин. | «Отлично, первый этап викторины подошел к концу. Давайте подсчитаем количество правильных ответов у команд». | Считают количество карточек за правильные ответы. | |
Основной/6 мин. | «Мы начинаем второй этап нашей викторины. Сейчас для каждой команды я буду загадывать загадки (по две загадки для каждой команды). Если команда знает правильный ответ, то получает карточку. Начинаем». Примостился над дорогой И моргает очень много, Изменяя каждый раз Цвет своих округлых глаз. (Светофор) Все водителю расскажет, Скорость верную укажет. У дороги, как маяк, Добрый друг - … (Дорожный знак). Место есть для перехода, Это знают пешеходы. Нам его разлиновали, Где ходить - всем указали. (Пешеходный переход) Тут машина не пойдет. Ведь здесь главный – пешеход. Чтоб друг другу не мешать, Нужно справа путь держать. (Тротуар) Две дороги долго шли. И друг к дружке подошли. Ссориться не стали. Пересеклись и дальше побежали. Что это за место? Всем нам интересно! (Перекресток) Командуя жезлом, Он всех направляет, И всем перекрёстком один управляет. Он словно волшебник, Машин дрессировщик, А имя ему - … (Регулировщик) | Отгадывают загадки. | |
Проверочный/2 мин. | «Отлично, второй этап викторины подошел к концу. Давайте подсчитаем количество правильных ответов у команд». | Считают количество карточек за правильные ответы. | |
Основной/10 мин. | «Ребята, вы большие молодцы! Отлично справляетесь с заданиями. Двигаемся дальше, и впереди у нас заключительный этап. Сейчас каждая команда получит конверт с набором карточек. По моей команде вы откроете эти конверты. Перед вами окажется несколько карточек, правильно соединив которые, вы получите изображения разных дорожных знаков. Задание на время. Когда я подам сигнал об окончании времени выполнения, у вас на столах должны лежать в собранном виде изображения двух дорожных знаков. Вам будет необходимо дать верные названия этих дорожных знаков и рассказать, где их можно встретить и что они обозначают». | Получают конверты с набором карточек. Выполняют задание. | |
Проверочный/ 6 мин | «Итак, каждая команда выберет одного участника, который расскажет нам о дорожных знаках, которые вам удалось разгадать в данном задании. (За каждый верно разгаданный дорожный знак команда получает по одной карточке с изображением звездочки)». | Рассказывают о своих дорожных знаках. | Демонстрация правильных ответов на экране для самопроверки. Слайды №14-№16 |
Итоговый/3 мин. | «А теперь настало время подвести итоги нашей викторины». (Педагог вместе с обучающимися подсчитывает количество карточек за правильные ответы за все этапы викторины. Выявляет команду-победителя. Команды получают призы в соответствии с занимаемым местом. | ||
Рефлексивный/3 мин. | «Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, что нового вы сегодня узнали, и все ли вам было понятно?» (Ведущий обсуждает с обучающимися моменты, вызвавшие затруднение в выполнении заданий). | Дают обратную связь по всей викторине. | Если остались вопросы, педагог дает на них ответы. |
Заключительный/1 мин. | «Ребята, сегодня мы проверили как хорошо вы знаете правила дорожного движения. Вы большие молодцы! Соблюдайте эти правила, будьте внимательны на дорогах, берегите себя. До скорой встречи!» | Слайд №17 |
Приложение 1
Слайд №1 | Слайд №2 | Слайд №3 |
Слайд №4 | Слайд №5 | Слайд №6 |
Слайд №7 | Слайд №8 | Слайд №9 |
Слайд №10 | Слайд №11 | Слайд №12 |
Слайд №13 | Слайд №14 | Слайд №15 |
Слайд №16 | Слайд №17 |
Список источников
Алексеев А.П. Правила дорожного движения 2020 с иллюстрациями / А.П. Алексеев. - М.: Эксмо, 2019. - 179 c.
Газета «Добрая дорога детства»/Интернет портал Всероссийской газеты //(http://www.dddgazeta.ru/about/)
Путешествие на зелёный свет или Школа юного пешехода/Н.Баринова. – Москва: ООО «Издательство «Кедр», 2017. – 48 стр.