Викторина по географии на тему «Африка» для 7 класса
Сценарий викторины по географии «Африка» для 7 класса
Цель: Закрепить и расширить знания учеников об Африке, развить интерес к предмету, стимулировать командную работу и соревновательный дух.
Участники: Класс делится на 3-4 команды (по 5-7 человек в каждой).
Оборудование:
Карта Африки (физическая, политическая).
Компьютер, проектор, экран (для демонстрации вопросов и результатов).
Бланки для ответов (по числу команд).
Ручки/карандаши.
Сигнальные кнопки/колокольчики (по числу команд).
Жетоны/баллы для ведения счета.
Призы для победителей (желательно тематические: книги о природе, карты, сувениры).
Персоналии:
Ведущий (учитель географии).
Жюри (2-3 человека: учителя, старшеклассники).
(Опционально) Помощник ведущего (следит за временем, подсчитывает баллы).
Ход викторины:
Приветствие и представление команд (5 минут)
Ведущий приветствует участников и зрителей, объявляет тему викторины.
Команды представляются (название, девиз, капитан).
Разминка «Африканская азбука» (5 минут)
Ведущий называет букву. Задача команд – вспомнить и записать на бланке слово, связанное с Африкой, начинающееся на эту букву (например, А – Атласские горы, Б – Бегемот, В – Водопад Виктория).
За каждое правильное слово – 1 балл.
Жюри проверяет ответы.
Раунд 1: «Географические координаты» (10 минут)
Ведущий демонстрирует на экране изображение контура страны или географического объекта Африки (например, озеро Танганьика, реку Нил, гору Килиманджаро).
Задача команд – определить, что это за объект и назвать его географические координаты (широту и долготу).
За точное определение объекта – 2 балла, за правильные координаты – еще 2 балла.
Время на размышление – 30 секунд.
Раунд 2: «Африканская флора и фауна» (10 минут)
Ведущий зачитывает описание африканского животного или растения.
Команды должны отгадать, о ком идет речь, и нажать на сигнальную кнопку (кто быстрее).
За правильный ответ – 3 балла.
Примеры вопросов:
«Это травоядное животное с длинной шеей, обитающее в саваннах Африки.» (Жираф)
«Это хищное животное, которое называют «царем зверей».» (Лев)
«Это дерево с очень толстым стволом, способное выдерживать длительную засуху.» (Баобаб)
Раунд 3: «Политическая карта» (10 минут)
Ведущий показывает на политической карте Африки страну.
Задача команд – назвать столицу этой страны и основные особенности ее экономики (например, основные ресурсы или отрасли промышленности).
За правильное название столицы – 2 балла, за правильное описание экономики – еще 2 балла.
Музыкальная пауза «Африканские ритмы» (5 минут)
Включить фрагмент африканской музыки (этнической или современной).
Задача команд – определить страну или регион, откуда происходит эта музыка.
За правильный ответ – 2 балла (опционально).
Раунд 4: «Африканские загадки» (10 минут)
Ведущий зачитывает загадки об Африке.
Команды должны отгадать, о чем идет речь, и нажать на сигнальную кнопку (кто быстрее).
За правильный ответ – 3 балла.
Примеры загадок:
«Я – самая длинная река в мире, протекаю по Африке и дарю жизнь многим.» (Нил)
«Я – огромная пустыня, занимаю почти всю Северную Африку.» (Сахара)
«Я – самый высокий вулкан в Африке, моя вершина всегда покрыта снегом.» (Килиманджаро)
Конкурс капитанов «Знатоки Африки» (10 минут)
Капитанам команд задаются индивидуальные вопросы по географии Африки (более сложные, чем в предыдущих раундах).
За каждый правильный ответ капитан приносит своей команде 5 баллов.
Примеры вопросов:
Назовите крупнейшее озеро Африки. (Виктория)
Какие основные климатические пояса представлены в Африке? (Экваториальный, тропический, субтропический)
Какие народы населяют Африку? (Берберы, бушмены, пигмеи, банту и др.)
Подведение итогов и награждение (5 минут)
Жюри подсчитывает баллы, объявляет результаты викторины.
Команды награждаются дипломами, грамотами и призами.
Ведущий благодарит участников и зрителей за активное участие.
Дополнительные идеи:
Включить в викторину вопросы, связанные с культурой и историей Африки.
Использовать интерактивные карты и онлайн-ресурсы.
Организовать конкурс презентаций об Африке, подготовленных командами заранее.
Предложить командам подготовить небольшие сценки или танцы, отражающие африканскую культуру.
Важно:
При составлении вопросов учитывать возрастные особенности учеников 7 класса.
Сделать вопросы интересными и познавательными.
Поддерживать дружелюбную и соревновательную атмосферу в классе.
Предусмотреть время для обсуждения результатов каждого раунда и ответов на вопросы.
Удачи в проведении викторины!