Викторина «Позитивная профилактика вредных привычек. Рецепт здоровья»

II Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучшую разработку викторины
по профилактике вредных привычек среди учащихся
Тема: «Позитивная профилактика вредных привычек.
Рецепт здоровья»
Подготовила:
Рысева Алена Александровна
социальный педагог
ГАУ ВО ЦППМС Кольчугинский филиал
г. Кольчугино, 2025
Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала, включающего в себя формирование осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Занятия по тематике здорового образа жизни школьников направлены на формирование у детей и подростков позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель занятия: закрепление знаний, установок, личностных ориентиров, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни.
Задачи занятия:
Образовательные:
- вызвать интерес к проблеме здоровья – самом ценном достоянии человека;
- сформировать представление о значении питания, физической культуры, закаливания в жизни человека;
- замотивировать школьников на негативное отношение к вредным привычкам.
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания;
- развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму;
- формировать коммуникативные навыки.
Участники викторины: учащиеся 8-11 классов
Оборудование: мультимедийное оборудование, листы А4, ручки, раздаточный материал.
Длительность: 40-45 минут
Ход занятия
Приветствие. Педагог. «Здравствуйте!» - так при встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровье очень важно, ведь если человек часто болеет, он мало успевает сделать. Здоровье зависит от самого человека, от того как он о нём заботится, от образа жизни. А что нужно для того, чтобы быть здоровым?
Необходимо хотя бы за режимом и гигиеной питания, употреблять витамины, заниматься физической культурой. От чего зависит здоровье?
Вклад различных влияний на здоровье следующий:
- 10% - уровень медицинской помощи,
- 20% - наследственность,
- 20% - окружающая среда,
- 50% - образ жизни.
И так, мы видим, что здоровье человека создаёт наш образ жизни: то, что мы едим, как мы двигаемся. Здоровье – это здоровый организм. Сегодня мы проведём наше занятие о ЗОЖ в форме викторины.
Для начала поделимся на команды.
1 этап – «Знакомство» (представление команд). Время - 5 минут (из них 1-2 минуты на подготовку).
- Презентация своей команды.
2 этап – «Разминка» (5 минут)
- Ответьте на легкие вопросы одним словом (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количествово баллов – 10)
1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье).
2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров этого вещества. Что это? (Вода).
3.Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия).
4. Рациональное распределение времени в течение суток. (Режим).
5. Тренировка организма холодом. (Закаливание).
6. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь).
7. Как называется наука о чистоте. (Гигиена).
8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб).
9. Добровольное отравление никотином. (Курение)
10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. (А.В. Суворов).
3 этап – «Викторина» (30 минут)
Педагог. Молодцы, продолжим.
Любой организм состоит из клеток. Каждые клетки соединены в большую и сложную систему, каждая клетка – часть огромного пазла нашего организма. Ваша задача на сегодняшнем занятии – собрать пазл «Рецепт здоровья».
Предлагаю вам закрепить свои знания и приобрести новые о своём здоровье, с помощью викторины. За правильно выполненное задание, ответ на вопрос, вы будете получать баллы и часть пазла, в конце занятия мы узнаем «Рецепт здоровья».
1) Как называется недостаток витаминов в организме человека?
- Гипервитаминоз
- Авитаминоз
- Гиповитаминоз
- Эпидемия
2) Как называется наиболее распространённая форма эрозии зубов?
- Аденома
- Псориаз
- Герпес
- Кариес
- Коррозия
3) Какие виды упражнений входят в легкую атлетику? Укажите неправильный ответ.
- Бег
- Прыжки
- Подвижные игры
- Спортивная ходьба
- Метание
4) Что мы понимаем под выражением «здоровый образ жизни».
- Активную трудовую деятельность в сочетании с отдыхом
- Активную деятельность, направленную на улучшение и сохранение здоровья
- Активный интерес к спортивным достижениям и состязаниям
5) Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей.
- Витамин Д
- Витамин А
- Витамин С
6) Что увеличивает вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний (особенно инсультов и инфарктов)?
- Употребление соли
- Употребление сахара
- Употребление молотого перца
(Если потребление соли уменьшить всего на 3 грамма в день, то вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний (особенно инсультов и инфарктов) сократится наполовину)
7) Что может отрицательно сказываться на состоянии зубов?
- Недосып
- Стресс
- Страх
(Во время стрессовых и напряженных ситуаций люди чаще сжимают зубы, что негативно сказывается на здоровье полости рта)
8) Что может замедлить старение кожи человека?
- Употребление чёрного шоколада
- Употребление зернистого кофе
- Употребление молока
(В ходе исследования ученые из Великобритании выяснили: несколько плиток черного шоколада в день замедляют процесс разрушения коллагеновых волокон и улучшают обмен веществ в нашей коже. Также чёрный шоколад помогает бороться с синдромом хронической усталости и бессонницей, улучшает память и обладает противовоспалительными свойствами)
9) Что вредно для слуха? Выберите несколько вариантов ответа.
- Прослушивание громкой музыки в наушниках
- Шум пылесоса
- Крик ребёнка
- Шум будильника
(Крик ребенка может достигать 90 дБ, что воздействует на внутреннее ухо сильнее, чем будильник (80 дБ) или шум пылесоса (70 дБ). Исследования показали, что ухудшение слуха начинается со звукового уровня около 85 дБ. Таким образом, длительное прослушивание громкой музыки или шум отбойного молотка или реактивного двигателя могут нанести непоправимый вред органам слуха)
10) Сок этого растения используют вместо йода
- Ромашка
- Чистотел
- Подорожник
(Чистотел используют вместо йода, потому что его сок оказывает на кожу раздражающее, прижигающее действие, похожее на действие йода. Млечный сок оставляет на коже буро-коричневые пятна, вызывая легкое жжение. Во многих областях России его издавна использовали вместо настойки йода)
11) Какой фрукт богат железом и он полезен при анемии (малокровии)?
- Банан
- Яблоко
- Груша
12) Как называется уличная гимнастика с использованием турников, брусьев и других спортивных конструкций?
- Тяжелая атлетика
- Кроссфит
- Воркаут
14) Здоровый образ жизни составляют?
- Отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств)
- Оптимальный двигательный режим
- Закаливание
- Рациональное питание
- Личная гигиена
- Положительные эмоции
- Всё выше перечисленное
15) Кто приказал изготовить чугунный орден «За пьянство»?
- Александр 1
- Екатерина 2
- Пётр 1
(С алкоголизмом боролись во все времена. Один интересный способ практиковал Петр I. Он приказал изготовить чугунный орден «За пьянство» весом около 7 кг без учета цепи, который предназначался для особо отличившихся пьяниц. Его вешали им на шею и крепили так, чтобы нельзя было снять, заставляя ходить в таком виде неделю).
Блок Б. 4 вопроса (со своим ответом)2 балла за правильный ответ 1) В какое время суток лучше совершать ежедневную пробежку и почему?
Правильный ответ: По мнению большинства врачей вечером ваше тело лучше использует кислород, который попадает в мышцы, а значит, вы можете преодолевать бóльшие расстояния.
Вы будете более расслаблены. Если на протяжении дня вы находитесь в состоянии стресса, то все системы организма работают в двойном объёме. А вечерние пробежки помогут вам восстановить силы, как бы парадоксально это ни звучало, расслабиться и в дальнейшем быть более устойчивыми к стрессу.
2) Для чего уже в Древнем Китае и Персии здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой?
Правильный ответ: Таким образом, заражённые люди переносили заболевание легче. Как прививка.
3) Как дружба сохраняет наше здоровье?
Правильный ответ: общение с друзьями поддерживает сердце. Люди, имеющие широкий круг общения, реже страдают от болезней сердца. Общительные люди меньше курят, у них ниже уровень сахара в крови и артериальное давление, — все это положительно отражается на работе сердца. На снижение иммунитета влияет затворническая жизнь. А вот постоянный контакт с близкими людьми и друзьями, на 60% усиливает иммунную систему.
4) «Разноцветные столы». Распределите продукты по столам:
- Зеленый стол. Продукты, которые нужно кушать регулярно.
- Желтый стол. Продукты, которые нужно кушать нерегулярно.
- Красный стол. Продукты, которые не нужно кушать.
1 группа продуктов: хлеб пшеничный и ржаной, овощи, фрукты, булочки, крупяные изделия, торты, чипсы;
2 группа продуктов: ягоды, сахар, молоко, сладости, маринованные продукты, пицца, сладкие газированные напитки.
3 группа продуктов: мясо, сыр, мед, яйца, рыба, масло, копчености.
Правильный ответ:
- Зеленый стол – это хлеб, овощи, фрукты, ягоды, сахар, молоко, мясо, сыр.
- Жёлтый стол – это булочки, крупы, сладости, маринованные продукты, мед, яйца, рыба, масло.
- Красный стол – торты, чипсы, пицца, сладкие газированные напитки, копчености.
- Блок С (задание)
- Максимальное количество баллов - 26 за все правильные ответы
В кроссворде зашифрованы названия фруктов, овощей и ягод. Найдите и запишите как можно больше названий за определённое количество времени. Всего слов - 26. Чья команда найдёт больше наименований за отведенное время, получит столько баллов, сколько отгадано слов. (Приложение №1)
Правильный ответ: морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.
4 этап – «Подведение итогов» (5 минут)
Педагог. Итак, мы ответили на все вопросы нашей викторины о ЗОЖ. Подведём итог и соберем вместе наш пазл «Рецепт здоровья» и обсудим, какие правила на каждый день необходимо соблюдать, чтобы правильно заботиться о своём организме. (Приложение №2)
Рефлексия. Педагог. Прошу вас поделится впечатлениями от сегодняшнего занятия и рассказать какая информация оказалась для вас новой, полезной, какую информацию о здоровом образе жизни вы уже знали.
Спасибо вам за работу. (Можно подсчитать баллы команд, поощрить победителей).
- Также в качестве рефлексии можно использовать Кубики Блума. Необходимо сделать кубик, бросать его и продолжить выпавшую фразу на кубике, поделившись эмоциями от занятия. (Приложение №3).
Список использованной литературы:
- Александрова, В.А. Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник /В.А. Александрова. - СПб.: Сова, 2005.
- Бабосов, Е. М. Здравоохранение с виртуальным компонентом: о возрастающей роли медицинских социальных сетей в системе охраны здоровья / Е. М. Бабосов // Беларуская думка. — 2018.
- Блюменталь, Б. Одна привычка в неделю: измени себя за год / Б. Блюменталь – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016.
- Колешко, В. М. Мобильные телефоны, смартфоны и старение организма / В. М. Колешко, Е. А. Воробей, Н. А. Хмурович ; под общ. ред. В. М. Колешко. – Минск : БНТУ, 2011.
- Самусева, Н. В. Формирование ценностного отношения к здоровью: потенциал семьи / Н. В. Самусева // Народная асвета. — 2022.
Приложения
Приложение №1
Кроссворд
Приложение №2
Пазл «Рецепт здоровья»
Приложение №3
Кубики Блума для рефлексии