Профилактика вредных привычек у школьников
Родительское собрание
Тема: Профилактика вредных привычек у школьников».
Цель: профилактика вредных привычек младших школьников.
Задачи: - ознакомить родителей с достоверной фактической информацией, которая заставит мыслить и анализировать, осуществлять рефлексию собственной жизненной практики и воспитательного опыта.
- Создать условия для выработки собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка (детей) в отношении окружающей молодежи.
- Создать условия для обретения родителями опыта поведения в сложных ситуациях и проецирования этого опыта на конкретные семейные ситуации.
Ход родительского собрания.
Актуализация темы. Еще вчера он был совсем маленьким, для него не существовало никого, кроме вас. Эмоциональный контакт с ребенком осуществлялся непроизвольно. А сегодня он уже почти взрослый, ваш ребенок. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Понять ребенка становится все сложнее. В подростковый период, когда ребенок стремится к самостоятельности, хочет избавиться от опеки, поддерживать эмоциональный контакт становится труднее, но необходимость его возрастает.
Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми вы сталкиваетесь. Сегодня я бы хотела предложить вам задуматься о вредных привычках, в частности курении. Причинах, вызывающих их, а так же рассказать о способах их появления.
Для начала давайте вместе попробуем ответить на ряд вопросов:
- Что такое привычка? (ответы родителей)
- Какие бывают привычки? (Хорошие, полезные, вредные и т.п.)
- Когда, где и как приобретают привычки? (Дома, на улице, в общении).
Вывод: привычка – это поведение, действия, ставшие для ребенка обычными или постоянными.
Многие привычки могут появиться в школьные годы. Многие привычки мы приобретаем в семье.
Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего нам трудно жить. Привычки бывают полезные и вредные.
Полезные привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестаёт задумываться, они, словно, совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Тревогу вызывают вредные привычки, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни. Они способствуют приобретению хронических заболеваний, преждевременному его старению. К таким вредным привычкам относятся курение, употребление алкоголя, наркотиков. Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:
- Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
- Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
- Хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов. При курении у подростков:
- сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти;
- замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила;
- под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва;
- частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление;
- никотин повышает внутриглазное давление. Прекращение курения в подростковом возрасте является одним из факторов предотвращения такого грозного заболевания, как глаукома.
- нарушается нормальный режим труда и отдыха в силу желания закурить, появляющегося во время занятий, в этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке;
Никотин – является нейротропным ядом, действует на проведение и передачу нервного импульса, нарушает действия центральной и периферической нервных систем.
К нему привыкают, и без него становится трудно обходиться.
-По расчётам наркологов, вероятность того, что ребёнок закурит в 12 лет достигает 80%, если в его семье курят трое взрослых, и 40%, если курит хотя бы один человек. Подумайте, может бросить курить ради того, чтобы ваш ребёнок не пристрастился к этой вредной привычке? Это будет сильный ход, подросток его оценит.
Не можете бросить, кайтесь! Объясните ребёнку, как глупо вы поступили, когда впервые закурили, как много вреда приносит эта привычка вам. Ни в коем случае не вставайте в позу: «Я – взрослый, мне можно, а ты ещё ребёнок.» Психологи считают, что так вы подталкиваете ребёнка к курению.
Посчитайте, сколько денег уходит на сигареты в год. Заключите с «юным курильщиком» договор, он подписывает индивидуальное обязательство на год а вы купите ему желаемую вещь.
Также педагог знакомит родителей с результатами анкетирования детей (анонимно):
Почему важно говорить правду?
-не знаю;
-просто так;
-правду говорить не обязательно;
-чтобы тебе доверяли.
Как ты относишься к тем, кто курит и пьёт?
-с интересом;
-с сочувствием;
-с завистью;
-с осуждением;
-безразлично.
Как по-твоему, курение действует на здоровье?
-ухудшает его;
-улучшает;
-не влияет на здоровье.
- Обсуждение результатов анкетирования.
Рефлексия.
- Давайте задумаемся о том, что видит ребенок с детства;
-как вы, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи относитесь к курению, спиртному;
-как у вас принято отмечать праздники.
-считаете ли вы курение не такой уж вредной привычкой, если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников;
Будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше — пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки
- Давайте узнаем, насколько хороший пример мы подаём детям, пройдя тест.
1. Соблюдаю ли я режим дня?
Да – 3, нет – 1
2.Делаю ли я утреннюю зарядку?
Да – 3, нет – 1
С удовольствием ли я занимаюсь спортом?
Да – 3, нет – 1
Занимаюсь ли я физическим трудом?
Да – 3, нет – 1
Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
Да – 3, нет – 1
Могу ли я несколько раз подтянуться?
Да – 3, нет – 1
Люблю ли я свежий воздух?
Да – 3, нет – 1
Считаю ли я алкоголь вредным?
Да – 3, нет – 1
Умею ли я плавать?
Да – 3, нет – 1
Обработка результатов: Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой степени физического развития вы находитесь.
9 – 13 баллов – низкая;
14 – 19 баллов – средняя;
20 – 27 баллов – высокая.