Викторина "Растения Владимирского края"

Викторина «Растения Владимирского края»
Цель: Углублять и расширять знания обучающихся о растениях Владимирского края.
Задачи:
Образовательные: - Формировать познавательный интерес к окружающей нас природе.
- Содействовать развитию речи обучающихся через обогащение активного и пассивного словаря.
- Формировать представления обучающихся о многообразии растительного мира Владимирской области..
- Обобщать и закреплять знания детей о растениях Владимирской области.
- Развивать творческое воображение через изготовление коллажа об охране природы.
Коррекционно-развивающие: - Развивать познавательные процессы мышления через выполнение игровых заданий. Игра «Собери картинку».
- Корригироваться мыслительные процессы анализа и синтеза через отгадывание кроссворда и загадок.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Обогащать словарный запас обучающихся через словарную работу.
- Корригировать зрительное восприятие и внимание обучающихся через работу с кроссвордом.
- Корригировать слуховое внимание через ответы на вопросы викторины.
- Развивать долговременную память через заучивание стихотворений.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
- Воспитывать любовь и уважение к природе России.
- Прививать любовь к растениям.
Словарная работа: Ладанка, антисептик.
Домашнее задание: подготовить мини рассказ об исчезающих растениях Владимирской области.
Оборудование: ММ-оборудование, компьютер, презентация, кроссворд, слова для словарной работы (Ладанка, антисептик), карточки на игру «Собери картинку», эмблемы для домашнего задания, Картинки для коллажа, клей, лист А3, карточки на рефлексию, магниты.
Ход занятия.
Сл.1.
В: - Добрый день, ребята. За окном у нас весна, природа пробуждается после зимы. Днем все теплее светит солнце. Я рада видеть вас на нашем занятии здоровыми, красивыми и в отличном настроении. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
В: - Ребята, у вас есть любимый цветок? Какой?
- Ответ детей
В: - Посмотрите, пожалуйста, на растения (на столе стоят 3 – 4 живые цветка в плошке), вам приятно на них смотреть?
- Ответ детей
В: - Какие чувства они у вас вызывают?
- Ответ детей.
В: Да, действительно, когда мы любуемся цветами, зеленым лугом, распускающимися листьями на деревьях, цветущими травами наш взгляд отдыхает, на душе становится спокойно и радостно.
В таком спокойном и радостном настроении я хочу предложить вам провести викторину, а тему вы мне сейчас подскажите сами, разгадав загадку:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг……
(Природа)
В: Правильно, ребята, мы поговорим с вами о природе, о растениях. Но разговор наш будет не просто о растениях, а о растительном мире области, в которой мы живем.
- А в какой области мы живем?
- Ответ детей.
Сл 1.
В: - Верно. Поэтому тема нашей викторины будет звучать так:
«Растения Владимирского края»
Наша область славится большим количеством хвойных и смешанных лесов, озер, разнообразием растительного мира. Но, несмотря на это, есть растения, которые уже оказались на грани исчезновения.
Сл.2. Поэтому во Владимирской области есть своя Красная книга, в которую занесены исчезающие растения10 (на слайде фото Красной книги Владимирской области). В Красную книгу Владимирской области занесено 169 видов растений.
Начнем мы нашу викторину с небольшой разминки:
Какие растения могут прожить без воды? (Никакие)
Как называются листья можжевельника? (Хвоя)
Что может вырасти из семечки? (Подсолнух)
От какого растения люди плачут? (Лук, хрен)
Какие растения носят мужские имена? (Иван чай, Василек)
Какое растение сначала было ватой, а потом стало рубашкой? (Хлопок)
Как называется сок медоносных растений? (Нектар).
- Молодцы. Наша разминка закончена. Второй этап нашей викторины «Домашнее задание». Ребята подготовили небольшую информацию об исчезающих растениях Владимирской области.
(у выступающих детей на груди эмблема растения, о котором он рассказывает)
Кувшинка белая (Сл. 3.) – Растет на озерах, в речных заводях, реках и прудах. Цветет с конца мая до августа. Цветы белой кувшинки раскрываются в 7 часов утра и закрываются в 5 часов вечера. Это одно из самых красивых растений, которому посвящено много легенд. В древние времена считалось, что белая кувшинка может одолеть нечистую силу, болезни и недуги. Её зашивали в ладанку и носили на груди (на доску вывешивается слово – ладанка).
Кубышка желтая (Сл. 4.) – Травянистое многолетнее водное растение. Встречается в прудах, озерах и реках со спокойным течением. Цветет с мая по август. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья крупные, плавают на поверхности воды. Цветы находятся на длинной ножке, которая отрастает от корневища. Срывая цветок, мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к гибели растения. Кубышка желтая используется в народной медицине.
Прострел (сон-трава) (Сл. 5.) – Удивительно нежный цветок. Это многолетнее растение. Только стоит пригреть солнышку, как из земли в лесах появляются на невысоких ножках фиолетовые мохнатые бутончики. Любимое место обитания – сосновые леса. Относятся к числу лекарственных растений, является сильным антисептиком. Успокаивающее растение, вызывающее сонливость. Распускается в апреле – мае (на доску вывешивается слово – антисептик).
Купальница (Сл. 6.) – Цветок этот назван купальницей за то, что растет обычно в очень влажных местах, любит воду. Любимые места – берега рек, болотистые луга. Эти цветы редко растут в одиночку. Чаще всего они растут, образуя яркий желтый ковер. Купальница стала редким растением и занесена в Красную книгу. Люди безжалостно рвут эти цветы, не жалея корней.
Колокольчик (Сл. 7.) - Занесен в Красную книгу. Численность уменьшается из-за массового сбора цветущих растений населением. Колокольчики – одни из самых любимых в народе растений. Зацветает в июле и цветет до конца августа. Встречается в смешанных и лиственных лесах.
- Ребята, большое вам спасибо. Ваши рассказы получились очень интересными и познавательными. В процессе рассказов о растениях, вами были произнесены некоторые слова, которые я разместила на доске. Многим из вас значение этих слов не понятны. Давайте прочитаем их и выясним, что же они обозначают.
Сл. 8. Ладанка – Это некий оберег, помогающий человеку в повседневной жизни. Представляет собой маленькую шкатулочку или компактный мешочек, в который кладут пахучие травы, талисманы и святую землю. Люди верили, что эти ладанки защищали их от жизненных неурядиц, оберегали от сглаза и плохих людей.
Сл. 9. Антисептик – Это антимикробное средство, которое наносится на кожу, чтобы уменьшить вероятность инфекции или гниения.
-Спасибо ребятам за интересные рассказы, а теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка. (видео ролик)
Сл. 10. В: - Продолжаем нашу работу. Следующим этапом нашей викторины будет командная игра «Собери картинку». Для выполнения этого задания вам необходимо разделиться на 2 команды (мальчики и девочки). Каждой команде необходимо собрать разрезанные картинки и сказать, какое растение изображено на ней (у мальчиков – колокольчик и прострел, у девочек (кубышка и купальница).
- Молодцы. Хорошо справились с этим заданием. 4-м этапом нашей викторины будет небольшой, но очень интересный кроссворд, разгадав который, вы узнаете и вспомните какие еще растения можно встретить во Владимирской области.
Сл. 11. По горизонтали: (картинки-отгадки на слайде)
1. Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растение, а маяк -
Это ярко-красный … мак (сл. 12)
Сл. 13. 2. Это дерево по моде,
Осенью одели вроде,
У зеленого пальто,
Пуговки красны зато.
(Рябина) (сл. 14)
Сл.15. 3. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка) (сл. 16)
Сл. 17. 4. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёза) (сл. 18)
Сл.19. 5. Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем.
(Тополь) (сл. 20)
Сл.21. 6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб) (сл. 22)
По вертикали:
Сл.23. 1.Хрупкий тоненький цветок,
С множеством оттенков.
Похожий на ромашку,
но в радужных рубашках!
(Космея) (сл. 24)
Сл.25. 2. В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой
(Ирис) (сл. 26)
Сл. 27. 3.Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза) (сл.28)
Сл.29. 4. Цветочек августа и сентября
На букву "А" в цветочном он кадастре
Царицей осени зовут ее не зря -
Ведь речь идет о ярко-звездной ……. Астре! (сл.30)
Сл.31. 5. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа) (сл. 32)
Сл.33. 6. Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш) (сл.34)
Сл. 35. В: - Очень хорошо. Продолжаем нашу работу. 5-м завершающим этапом нашей викторины будет творческое задание. Мы с вами много поговорили о природе, об исчезающих растениях, которые занесены в Красную книгу Владимирской области, и я предлагаю вам создать коллаж, который призывал бы к бережному и заботливому отношению к природе не только нас с вами, но и всех кто увидит этот коллаж.
(картинки растений, о которых рассказывали, дополнительные картинки растений из Красной книги, запрещающие знаки, надпись «Будь природе другом». На листе А3 карандашом нарисовать сердце – контур)
Для того чтобы нашу работу увидели не только участники нашей викторины. Я предлагаю фото нашего коллажа выложить на страничку нашего школьного сайта.
Сл. 35 звук (звучит легкая музыка «Звуки природы», ребята составляют коллаж)
В: - Наша викторина завершилась, все этапы пройдены, давайте подведем итог и вспомним о чем мы сегодня с вами говорили.
- Ответ детей (о природе, об охраняемых растениях Владимирского края);
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Что вам особенно понравилось?
- Ответы детей.
Рефлексия.
В: - Ребята, у вас на партах лежит по 2 цветочка. Если вам на занятии было интересно, вы любите природу, знаете и соблюдаете правила поведения в лесу, хотите чтобы наша планета была цветущим садом, тогда прикрепите на доску веселый цветочек.
- А если вам на занятии было не интересно, ничего нового вы не узнали, вас не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными, то прикрепите грустный цветочек.
В: Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Вы много знаете о бережном отношении к природе, выполнили интересное домашнее задание. И в завершении я предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения Сергея Острового «Доброта природы».
И я не раз ещё, наверно,
Природой буду изумлён.
Она, как песня, соразмерна.
Равна со всеми, как закон.
Пройди по ней. Лесами. Лугом.
Пей чудеса, как из ведра.
И если сможешь стать ей другом —
Не расточай её добра.
Сл.36.
В: Спасибо вам за работу. Наше занятие окончено. Можете быть свободны.