Занятие «Виноград. Использование его в народной и научной медицине» (1–6 класс)

2
0
Материал опубликован 4 May 2019

                                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

«ВИНОГРАД. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В НАРОДНОЙ И

НАУЧНОЙ МЕДИЦИНЕ»

 

                                                                       АВТОР: ПАНЕНКОВА  ИРИНА  МИХАЙЛОВНА,                                                                                      ПЕДАГОГ   Д/О                                    

                                                              Г. ВЯЗЬМА

2019 ГОД

Занятие объединения: Виноград. Использование его в народной и научной  

                                         медицине. Выращивание.

Форма: занятие объединения.

Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемно - поисковый,  

                 наглядный, практический.

Цели: учить биологическим особенностям винограда, его лечебным

           свойствам, агротехнике выращивания; развивать внимание, логическое

           мышление, творческие способности; воспитывать коллективизм,

           любовь к природе.

Наглядные пособия: ребус «Виноград», гроздья винограда - натуральная и  

                                      искусственная, изюм, слайды «Выращивание      

                                      винограда», кроссворд «Виноград», листовка

                                      «Виноград», выставка о винограде.

Оборудование: фруктовая шкатулка, указка, карандаши, стирашки,

                            альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I. 1. Вводная беседа с целью ознакомления с темой занятия.

    2. Демонстрация ребуса «Виноград».

-Ребята, отгадайте ребус. – Правильно, ребята. А кто не отгадал? (в букве и находится буква н, получается вин, у лимона мы убираем лишние буквы, остаётся о, выходит вино, и видите град идёт, в итоге – виноград).

II. 1.  Эпиграф:   Виноградную косточку в тёплую землю зарою,

                             И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

                              А иначе зачем на земле этой грешной живу…

                                                                                                 (Булат Окуджава).

    2. Демонстрация листовки «Виноград».

    3.  Рассказ с элементами беседы: Виноград – кустарник, одно из самых древних окультуренных растений на Земле, упоминающееся ещё в Ветхом Завете. По отпечаткам листьев, побегов, семян, найденным при раскопках, можно судить о том, что уже в верхнемеловой период существовали растения, близкие к современным представителям семейства виноградовых. История Древнего Ближнего Востока неразрывно связана с виноградом. Высокое развитие и почитание виноградной лозы отличало и Древнюю Элладу. Немало античных мифов посвящено Дионису – покровителю растительных сил природы, богу виноградарства и виноделия. Он обошёл всю землю, одаривая людей виноградными лозами. Сохранились старинные статуи Диониса, изображающие стройного юношу с венком из виноградных лоз на голове, с чашей и кистью винограда в руках.

           В глубокой древности виноградная лоза служила символом мира и плодородия.

           В переводе с латыни слово «виноград» означает «жизнь». С готского означает «сад» и «ограда». Скорее всего это связано с практикой защиты виноградников ограждением и бытового взгляда на них как на «сады вина». А ботаническое название происходит от латинского слова «плетистый».

    4. Загадочное описание. Воины на Востоке перед дальним походом запасались сушёными плодами винограда, смешивали полученный кишмиш с орехами и пользовались этим самодельным лекарством в самых тяжёлых переходах. - Ребята, отгадайте, что лежит в этой фруктовой шкатулке? –Правильно, изюм. Если крупный виноград высушен вместе с косточками, его называют изюмом. Мелкий виноград без косточек раньше было принято называть кишмишем или коринкой, но если скажете «изюм», всё равно не ошибётесь.

           Раньше виноград рос только в субтропиках, но в 50 – е годы прошлого века селекционерам удалось вывести морозостойкие сорта винограда, некоторые из которых вызревают даже в Подмосковье и  в нашей области.

           На земном шаре виноград распространён очень широко. Его семейство объединяет 10 родов и около 600 видов. Большинство из них произрастает в Северном полушарии в районе субтропиков. Четыре вида дикорастущего лесного винограда произрастает на юго-западе европейской части России и на Кавказе. Наибольшее распространение получил виноград культурный.

           Виноград – уникальное, перспективное, но непростое растение. В своё время Ленц Мозер сказал: «Лучший из имеющихся специалистов по виноградарству – само виноградное растение».

           Виноград – род лазящих  деревянистых растений – лиан семейства виноградовых, или ампельных. Это многолетнее, листопадное, стелющееся растение, которое цепляется за опору усиками. Виноградная гроздь (кисть) состоит из плодоножки, прикрепляемой к побегу, разветвлённого гребня и плодоножек, заканчивающихся подушечками, к которым крепятся ягоды. У разных сортов винограда грозди имеют различные размер, форму, массу и плотность.

           Плод – ягода, состоящая из кожицы, мякоти, сосудистых пучков и семян или без них. Кожица покрыта восковым налётом, предохраняющим ягоду от воздействия неблагоприятных внешних условий. А как радостно видеть наливающиеся ягоды, цвет которых может быть самым разнообразным! - Ребята, давайте скажем, какой может быть ягода винограда.

- Красной. – Синей. – Фиолетовой. – Чёрной. – Зелёной. – Оранжевой. – Белой. – Бордовой. – Жёлтой. – Молодцы!

Красящие вещества у подавляющего большинства сортов сосредоточены в кожице ягод, что придаёт им цвет, который каждый из вас назвал. - А мякоть и сок, чаще, какими, ребята, бывают?  - Бесцветными.

    5. Эпиграф:   Мне мил и виноград на лозах,

                           В кистях, созревший под горой,

                           Краса моей долины злачной,

                           Отрада осени златой…

(А. С. Пушкин).

           Виноград обладает высокими пищевыми и вкусовыми  качествами.    В нём содержатся  легкоусвояемые сахара, органические кислоты – винная, яблочная и др., пектиновые и минеральные вещества, а также красящие и ароматические вещества и значительное количество воды. Сейчас известно, что виноград обладает не только лечебными, но и фитонцидными свойствами.

           Каждая составная часть винограда оказывает своё действие на организм. Легко всасывающийся сахар служит прекрасным питательным средством, особенно для мышечной системы и сердечной мышцы. Кроме того, глюкоза благоприятно действует на усвоение кислорода тканями. Кальций и фосфор имеют определённое значение для роста. Железо благотворно действует на органы кроветворения и окислительные процессы. Органические кислоты способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия. Калийная соль виннокаменной кислоты обладает небольшим мочегонным и слегка послабляющим действием. Щёлочи уменьшают кислотность мочи. Вводимая с виноградом вода улучшает процессы выделения из организма обменных шлаков. Общее влияние на организм человека складывается из совокупного действия всех составных частей винограда, благодаря чему укрепляется весь организм, оживляются процессы обмена и излечиваются многие заболевания желудка, печени, кишечника, лёгких.

           Показания для виноградолечения весьма разнообразны. Это и расстройство пищеварения от разных причин, и болезни лёгких – начальные формы лёгочного туберкулёза, хронические бронхиты, бронхиальная астма и болезни пищеварительного тракта – функциональные нарушения деятельности желудка при различных степенях кислотности, хронические запоры, и некоторые заболевания печени, и болезни обмена веществ – подагра, мочекислый диатез, и состояние вторичного малокровия, и некоторые болезни почек, и неврозы.   Противопоказаниями для виноградолечения служат: диабет, все острые заболевания, язвы полости рта, желудка и кишечника, хронические поносы, декомпенсация сердца, тяжёлый туберкулёз, ожирение, гипертония, а также идиосинкразия, то есть повышенная чувствительность к винограду. Виноградолечение же проводится под наблюдением врача.

    6. Демонстрация натуральной грозди ягод и искусственной. Виноград в садах нашей области становится уже не редкостью, а обыкновенной садовой культурой, которая представлена множеством сортов.

В настоящее время, отмечают многие ампелографы, число сортов винограда превышает 20 000.

           Чаще всего встречаются две крайности. Первая, более распространённая – виноград, выращиваемый, а, точнее, растущий сам по себе, как дерево. Его не обрезают годами. Он уходит под крыши, заплетает деревья по самые макушки; часто оказывается в тени и гонит десятиметровые плети или превращается в дикую шевелюру, в которой лишь немногие побеги нормально вызревают и сохраняются до весны. Другая крайность – хозяин крепко уяснил: чем больше срежешь – тем лучше! «Раскусив» буйную виноградью натуру, он, без сомнения, срезает почти всё, что наросло за лето, то есть «омолаживает» и так молодой куст, и заодно избавляет себя от большей части будущего урожая. В этих крайностях виноградарство считается непостижимым искусством.

           Для винограда в саду нужно отвести самое тёплое и солнечное место. В первую очередь южную сторону любого строения – дома, сарая, беседки, забора. Здесь, как правило, температура на 1-2 градуса выше, чем в другом месте. А за весь сезон набежит порядка 200-300 градусов активной температуры. Это скажется на сладости ягод и их быстрейшем вызревании. Почва «на юге» весной быстрее оттаивает, а осенью позже замерзает.

           -Ребята, а почему нельзя сажать виноград с северной и восточной сторон?  - Не имеет смысла – холод и дефицит солнца скажутся на ягодах.

           Виноградник сажают один раз на многие годы (до 100 лет): чем старше куст, тем крупнее и слаще ягоды.

   7. Презентация слайдов.  Слайд 1. Перед посадкой вбейте в почву на глубину 60см столбы длиной 2 м на расстоянии 2,5 – 3,5 м друг от друга. Натяните проволоку в 40 см над землёй. Над ней через каждые 30 см натяните по две проволоки, перекрещивая их между столбами. Вставьте рейку для каждого растения.  Слайд 2. Посадите в приготовленную почву лозу. Глубина ямы - 70см, длина – 80 см, ширина - 40 см. Готовую яму заполните плодородной смесью: по 1 части перегноя и песка, по 2 части дерновой земли и низинного торфа. Одновременно внесите на 1 кв. м по 250 г извести, суперфосфата, древесной золы и 100-150 г калийной соли. Примните почву и всё хорошенько пролейте водой, чтобы земля уплотнилась. Если посадить саженец в рыхлую почву, то после дождя она начнёт оседать и потянет за собой растение, обрывая вновь образовавшиеся небольшие корешки. Подвяжите лозу к опорной рейке. Обрежьте стебель, оставляя две хорошие почки выше места прививки или от уровня почвы.    

Слайд 3. Внесите комплексное минеральное удобрение, а также сернокислый калий. Мульчируйте каждое растение 5 - 8 см слоем перепревшего компоста. Повторяйте ежегодно. Слайд 4. В первый год с апреля по сентябрь дайте развиться одному побегу, формируя его вертикально по рейке. Обрезайте все остальные побеги, сохранив по 1 листу на каждом. Слайд 5. В конце вегетации укоротите стебель примерно до 40 см над уровнем почвы, оставив три хорошие почки. Слайд 6. Во второй год с апреля по август сформируйте вертикально три стебля. Обрезайте на один лист все боковые побеги по мере их появления. Слайд 7. В ноябре привяжите одну замещающую ветку к нижней проволоке влево, а другую – вправо. Укоротите их, оставив около 60 – 75 см  сильного прироста. Оставшийся прирост обрежьте на три хорошие почки. Слайд 8. В третий и последующие годы с апреля по август сформируйте вертикально три побега в центре. Обрезайте все боковые побеги на них до 2-3 см по мере их появления. Плодоносящие ветки направьте вертикально между двойной проволокой. Над верхней проволокой укоротите их до трёх листьев. Слайд 9. В конце вегетации обрежьте две плодоносившие летом плечевые ветки на уровне ветвей замещения. Одну ветвь замещения привяжите влево, другую – вправо. Укоротите обе, оставив 60 – 75 см сильного побега. Обрежьте оставшийся прирост на три хорошие почки.

    8. Отгадывание кроссворда «Виноград».

    9. Творческий конкурс «Чей виноград лучше?

III. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующего занятия.

Рефлексия.

Комментарии
Комментариев пока нет.