Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации «Современная педагогика: теоретические и методические основы преподавания русского языка»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификации
«Современная педагогика: теоретические и методические основы преподавания русского языка »
Анализ урока русского языка в 7 классе.
Автор выпускной работы,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 109» г. Перми ______________ М. Г. Ширинкина
Консультант _______________________ О. В. Власова
Пермь 2018
Анализ урока русского языка в 7 классе.
Учитель: Крюкова Екатерина Александровна.
Тема урока: «Причастие как часть речи».
Цель урока: выявить, доказать, объяснить, а самое главное понять и разрешить противоречия в теории причастия.
На уроке учителем достигались следующие задачи: образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать причастие от других частей речи (глагола, прилагательного);
- обогащать словарный запас учащихся (образование причастий);
развивающие:
- развитие внимания;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- формирование логических умений;
- развитие умения формулировать проблему;
воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Для достижения цели и успешного решения поставленных задач учителем была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:
Урок начался с организационного момента: приветствие учителя. Используется принцип психологической комфортности.
Актуализация знаний. На этом этапе учитель сразу привлекает внимание учащихся к экрану. Момент неожиданности. На картинке изображено существо древнегреческой мифологии – кентавр. В чем необычность и противоречивость этого существа? (полуживотное, получеловек). Учитель тонко подводит связь существа, изображенного на картинке, к теме беседы.
И вновь учитель старается заинтересовать учащихся: «Вот какие необычные, противоречивые кентавры есть и в русском языке».
В ходе беседы учащиеся вспоминают известные им части речи, опираясь на «Российскую грамматику», изданную М.В.Ломоносовым в 1755г.; используют известные части речи (сущ., глаг., прил.) для описания картины.
Далее учитель моделирует проблемную ситуацию, добавив к описанию картины новые слова: стремящийся, бегущий, летящие, сиявшие, потемневшие. Учащиеся обсуждают, формулируют гипотезу «какой будет картина», на какие вопросы отвечают данные слова, выходят на противоречие: «К какой части речи относятся слова? Глаголы? Прилагательные? Как разрешить это противоречие? (отнести к одной части речи- причастие).
Учитель помогает учащимся ответить на вопрос: почему причастие? (Слова причастны к глаголам, прилагательным).
Формируются УУД: личностные, регулятивные (проблемная подача учебного материала), коммуникативные.
Сообщение темы урока. Учащиеся с помощью учителя записывают тему урока «Причастие как часть речи».
Постановка цели урока. Цель урока учащиеся и учитель определяют вместе. (М.В.Ломоносов разрешил одно противоречие, их у этой части речи еще немало. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (дети высказывают предположения). Мы уже решили, что противоречивая часть речи – причастие. Значит, что мы должны выявить? ( Эти самые противоречия выявить, доказать, объяснить). А самое главное? Понять и разрешить в теории причастия).
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, задач).
Наблюдение над фактами. При помощи сравнения, сопоставления фактов нужно было выделить существенные признаки предметного понятия (постоянные и непостоянные признаки; отличие причастия от других частей речи, отличие причастий с помощью суффиксов). Закреплялись знания упражнениями: работа с карточками, лингвистическая работа над словами «торс», «круп», морфемный разбор слов «висячий, висящий»; подбор прилагательных с суффиксами –уч-, -ач- к причастиям с суффиксами –ущ-, -ащ- (индивидуальная работа на рабочих листах, проверка); работа по рядам «Стрелы кентавра».
На данном этапе формируются УУД: познавательные (умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления); регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение).
Групповая работа. Учащиеся выступают в роли изобретателей.
На данном этапе формируются УУД: коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества); регулятивные (пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности); познавательные (умение исследовать материал, делать выводы).
Подведение итогов. Рефлексия. Индивидуальная работа по карточкам «Автобиография причастия». Можно было работать в парах.
Слово учителя: «Каким было это занятие?» Учащиеся отвечают на вопрос, используя в речи прилагательные и причастия с противоположным признаком.
УУД: познавательные (умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи, сотрудничество – работа в парах).
Домашнее задание. Приглашение учащихся присоединиться к творческой группе, которая решает изобретательские задачи. Учитель дает электронный адрес своей почты. Задание: поищите интересные данные, факты по причастию, попробуйте составить либо изобретательские загадки, либо задачи о причастии.
Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы соблюдены, осуществлялся логический переход от одного этапа к другому.
На уроке было использовано сочетание таких приемов и методов, как:
- поисково – исследовательский;
- групповой;
- наглядно - иллюстративный метод (ИКТ, карточки);
- коммуникативно – ориентированный (процесс общения);
- репродуктивный (восприятие и запоминание информации);
- словесный метод (элементы беседы);
- метод стимулирования учения (ситуация занимательности);
Учитель успешно сочетает формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Все использованные приемы работы соответствовали возрастным возможностям учащихся. Учитель использовал и укреплял на уроке межпредметные связи (литература: существо древнегреческой мифологии – кентавр, «Российская грамматика» М.В.Ломоносова, обращение к церковно – славянскому языку, сказки, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин).
Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. По ходу урока учителем активно использовался дидактический материал, доска. В процессе урока учитель предъявлял единые требования к учащимся.
Оценка деятельности учащихся выражалась не отметкой, а только в виде похвалы.
При проведении урока были учтены такие психологические основы урока: развитие и поддержание внимания, развитие памяти, мышления, воображения.
Качество ответов учащихся, на мой взгляд, было на среднем уровне, учителю постоянно приходилось помогать учащимся: задавать дополнительные вопросы, организовать работу в одной из групп; в конце урока возникали проблемы с дисциплиной.
В процессе урока учитель продемонстрировал такие личные качества как собранность, доброжелательность в обращении с учащимися, умение прислушиваться к ответам учащихся. Речь учителя отличалась грамотностью, свободой изложения.
Я считаю, задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.