12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шедова Зоя Дмитриевна16


Шедова Зоя Дмитриевна

педагог-организатор Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ЦРТДиЮ «Полярис»




ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


Разум – это не сосуд, который нужно наполнить, а пламя, которое необходимо зажечь.

Плутарх



   Сегодня человеку в стремительно меняющемся мире невозможно прожить без постоянного обновления и систематизации знаний, а тем более педагогу. Мы выросли и учились в одно время, а преподавать и воспитывать нам приходится в другом. Как научиться шагать в ногу со временем, стать мобильным, гибким, универсальным, готовым к любым переменам и стрессовым ситуациям? Как научиться находить взаимопонимание с поколениями, у которых другие ценности, другие взгляды на жизнь? Как сделать из современного ребёнка человека с большой буквы? Всё очень просто: найдите и пройдите интересные и полезные курсы повышения квалификации!

   Об одних таких мы сегодня вам расскажем. Это не просто курсы – это целая программа-испытание, пройдя которую ты поймешь стоит тебе быть педагогом и работать с детьми или лучше подыскать другую профессию. На курсы подготовки «Школа-семинар по подготовке туристских кадров» мы записались в феврале 2012 года. Несмотря на то, что прошло уже почти десять лет, к сожалению, ничего подобного больше в этой области встретить так и не удалось. Курс состоял из трех этапов – практического (тренинги, практикумы по различным направлениям деятельности и многое другое), практического (водный поход 2 категории сложности, практикумы по туристской деятельности, ориентированию, воспитательной работе и многое другое) и практического (стажировка в лагере «Большое приключение в Карелии»). Вы спросите, а где же теория? Теория несомненно была, но в таких малых дозах, что о ней можно говорить, как о незначительном дополнении к той практике, которую мы получили.

   Идея подобной системы подготовки кадров пришла в голову команде единомышленников, создавшей в конце прошлого века туристский палаточный лагерь «Большое приключение в Карелии», которую возглавляли отец и сын Дмитрий и Матвей Шпаро. Осознавая всю ответственность, которая ляжет на их плечи, совместно с Федеральным центром детско-юношеского турима они разработали курсы подготовки инструкторов, которые полностью дублировали программу лагеря, и которые от начала и до конца готовили к тому, с чем инструктор может столкнутся в осуществлении туристской деятельности с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями по здоровью или имеющими проблемы с законом. Во время этих курсов мы прошли через все с чем могли встретится дети лагеря «Большое приключение», время от времени мы сами становились детьми. Можно отметить то, что курсы эти были абсолютно бесплатными, деньги нужны были только на дорогу.

   Наш первый этап проходил в Истре Московская область. Построен он был практически на всех известных технологиях обучения. Это и технология проблемного обучения, и технология развивающего обучения, технология активного (комплексного) обучения, и технология игрового обучения, и технология саморазвития.  Все десять дней с утра до вечера были четко распланированы. Утренняя зарядка, завтраки, тренинги, туристская практика, обеды, организация и проведение творческих мероприятий, сдача контрольных нормативов, курсы и практикум по первой помощи, спортивные мероприятия, обучение работы со слабовидящими, слабослышащими (глухими) детьми и с детьми ЗПР, ужины, заполнение маршрутной книжки, работа с картами, схемами, вечерние «свечки» и многое другое пронеслись как один миг. Нас распределили на четыре группы по десять человек. К каждой группе был прикреплен опытный инструктор и куратор – психолог. То есть мы не просто обучались, за всеми нашими действиями следили специалисты и на вечерних сборах не просто давали анализ нашей деятельности, а подводили нас самих к этому. Это помогло открыть глаза на многие вещи в работе с детьми, о которых порой мы даже не задумывались. Были моменты полного переосмысления того что ты делаешь и как ты это делаешь, и что оказывается можно все сделать совсем по-другому. После первого этапа мы получили полный пакет для работы инструктором, который включал в себя «Программу лагеря «Большое приключение», Методические материалы для работы инструктора с группой, План обязательных учебных занятий для многодневного похода и еще много различных памяток, удобных в использовании.

   Второй этап – водный поход второй категории сложности – проходил на Валдае. Мы сплавлялись по реке Мсте на катамаранах теми же четырьмя группами. И снова это был не просто поход. Нам опять предстояло стать участниками лагеря «Большое приключение» от начала и до конца. Мы изучали сборку и разборку катамарана, технику посадки на катамаран, технику прямого и обратного гребка, технику фигурной гребли, технику метания спасконца, динамику водного потока, отрабатывали прохождение порогов и страховку на воде, оказывали первую помощь в полевых условиях и транспортировали пострадавших на катамаранах, сдавали зачет по ориентированию на реке и многое другое. С нами провели все те занятия, которые мы в дальнейшем должны были проводить с детьми. По вечерам у костра каждый по очереди проводил для своей группы воспитательное мероприятие, в рамках зачета по выполнению домашнего задания. И опять по окончании мы получили полный пакет документов по организации и проведению водных походов с детьми. Это был самый полезный и познавательный поход в нашей жизни! Столько знаний, впечатлений и опыта получить пока больше нигде не удавалось.

   И, наконец третий этап, самый интересный и продолжительный. Нам предстояло отработать в лагере «Большое приключение в Карелии» инструкторами по водному туризму на двух группах. Это был этап, про который можно сказать словами Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Мы были «вооружены до зубов» не просто знаниями, а практическими знаниями. К каждой группе был прикреплен куратор-психолог, который помогал инструктору решать возникавшие проблемы как с детьми, так и с сопровождающими. Многие ребята впервые попадали из домашней обстановки в условия полевого лагеря, и нашей общей задачей было за короткий срок – три дня, подготовить их к длительному походу от шести до одиннадцати дней. Программа лагеря очень насыщена и расписана по часам. Это и занятия, которые проводит инструктор: с катамаранами на суше и на воде, ориентирование в лабиринте, заготовка дров, метание спасконца – «морковки», и прогулки с хаски, и упражнения веревочного курса, и занятия по основам вождения велосипеда, и игра «Катастрофа в лесу», и вечерние беседы у костра и многое, многое другое. Затем группа уходит в поход по маршруту, который индивидуально подбирается для каждой группы, в зависимости от общей физической подготовки всех участников и опыта инструктора. В походе так же проводятся занятия по плану и игровая деятельность. И еще в походе ребята готовят номер, который они должны представить на заключительном общем сборе. После окончания похода ребята обязательно посещают баню, затем на следующий день проходят Верёвочный курс- 3, проводят анализ похода, заполняют анкету и так далее. Задача инструктора в конце этого этапа оформить отчет о походе в соответствии с требованиями. На этом курсы повышения квалификации считались законченными. Говорить о них можно бесконечно, повторюсь, что таких курсов больше пока нигде не встречала. На протяжении последующих нескольких лет мы ездили летом работать в Карелию. Каждая смена в «Большом приключении» не забываема!

    Почему мы решили сегодня рассказать вам так подробно об этих курсах? В нашей системе подготовки педагогических кадров есть небольшой пробел, а именно подготовка педагогов дополнительного образования. Молодой специалист, с педагогическим дипломом не спешит попасть в эту систему, так как здесь присутствует существенная разница между обязательным образованием и образованием для себя, самообразованием. Перед педагогом дополнительного образования стоят задачи: увлечь ребенка, повести за собой, помочь ему в выборе ценностей, сделать его досуг ярким, и в тоже время безопасным, сделать так «чтоб не хотелось покоя» К сожалению, не каждому это бывает под силу. Мы считаем, что подобные курсы повышения квалификации очень помогли бы многим начинающим педагогам. Практика, практика и еще раз практика, вот что нужно для развития личности педагога и совершенствования педагогического опыта. Если бы все курсы повышения квалификации стали похожи на эти, то может быть и педагогов дополнительного образования стало бы чуточку больше?


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.