Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в «Музей истории художественных промыслов Нижегородской области» НГИАМЗ
Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в
«Музей истории художественных промыслов Нижегородской области» НГИАМЗ
Цель: организовать деятельность детей для развития познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и ремеслами, приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям.
Задачи:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать желание пользоваться специальной терминологией, для ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- обобщить представления о промыслах и ремеслах Нижегородской области (резьба по дереву, коклюшечное кружево, городецкая роспись, игрушки, деревянная посуда с росписью хохлома); учиться выделять характерные особенности промыслов.
- воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства; прививать любовь к русскому народному фольклору.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, картинка «Ваза», картинка «Фото семьи», видеоролик «Сказочница», нитки и деревянные палочки (по количеству детей), дидактическая игра «Запутанный узор», музыка «Городецкая роспись».
Планируемые результаты: Дети предполагают, выдвигают свои идеи по поводу ситуации с Настей; называют волшебный предмет - помощник; могут отличить резьбу по дереву от росписи, называют коклюшечное кружевоплетение и могут сказать, почему оно так называется; дети могут найти среди картинок, персонажи и образы городской росписи; определить название игрушки по внешнему виду; могут рассказать об особенностях городецкой росписи и хохломы.
Этап | Объект аудио и визуализации | Содержание |
Мотивация | Письмо от девочки Насти Слайд 2 Гиперссылка «Ваза» Гиперссылка «Семейное фото» | Доброе утро дети! Вчера на почту детского сада пришло письмо, а что было в этом письме я вам сейчас расскажу: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Настя, сегодня у меня день рождение и мне исполняется 5 лет. Что бы поздравить меня, из деревни позвонила моя бабушка и рассказала о том, что у нас дома, в деревянной вазе, хранится для меня старинное фото семьи. На этом фото моей прапрабабушке Нюре тоже 5 лет. После разговора я побежала искать вазу. Но вдруг вспомнила, что вазу передали в музей. Девочки и мальчики помогите мне, пожалуйста, разыскать вазу и фото, мой подарок от бабушки. Ребята, вы хотите помочь Насте узнать, где она может найти вазу и фото? (ответы детей). |
Восприятие | Гиперссылка «Ваза» Слайд 3 Анимация «Яблочко» Слайд 4
Гиперссылка Сказочница Слайд 5 Анимация «Яблочко» Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 8 (музыка) Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Анимация «Яблоко» Слайд 12 Слайд 13 | Страна у нас большая, великая. Как же ребята, нам найти вазу? (ответы детей) Придется обратиться к волшебным предметам. Какой волшебный предмет может помочь нам отыскать нужное место? (ответы детей) Из самой сказки к нам на помощь поспешило золотое блюдечко с наливным яблочком. Золотое блюдце показывает карту Нижегородской области, а яблочко поведет нас по верному пути и поможет найти музей. Смотрите ребята, куда нас яблочко привело! В Музей истории народных художественных промыслов». А что такое народные промыслы (Ответы детей) Русские народные промыслы — это изделия народных мастеров. Отправляемся на 4 этаж 1) Показывает нам яблочко Городецкий район, там мастера славились резьбой по дереву. Выставка «Резьба по дереву» Мебель, ворота, деревянные украшения для дома. Здесь мы можем побывать в крестьянском доме с его резными наличниками и ставнями. А как вы думаете для чего нужны были ставни? (ответы детей) Сказочница сейчас вам покажет! А вот перед вами узорные двери и ворота. 2) Мы в Балахинском районе, здесь в почете мастерство - коклюшечное кружевоплетение. «Коклюшечное кружево» Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Кружево – это сетчатая, прозрачная ткань, из ниточных узоров - фигур, цветов, веток с листьями, животных, зверей и птиц. Кружево значит «кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава, воротник красивой узорной цветной каймой». Главные инструменты для плетения: подушка-валик образец кружевного рисунка – сколок (узор на сколке наколот или напечатан точками, в которые должны втыкаться булавки для образования кружевного узора) коклюшки (деревянные палочки с шейкой, на которую наматывается нить), булавки с маленькой головкой, вязальный крючок. Кружевоплетение называлось в старину «женским замышлением», а кружевницы — плетеями. Подвижная игра «Моталочка». Цель: развивать скорость реакции, моторику рук через мотание нитки на деревянную палочку. 3) Наливное яблочко перенесло нас в Городецкий район «Городецкая роспись» Едет в город Городец Покупать товар купец Разрисованные прялки Люльки, доски и качалки Городецкая роспись - русский народный промысел зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном черной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, как символ богатства и образ птицы – символ счастья. Дидактическая игра «Запутанный узор» Цель: найти среди изображений, персонажи и образы городской росписи. Дети выбирают детали городецкой росписи и наклеивают их на досточку. 4) Дети, яблочко нам показывает выставку «Игрушки», может среди них есть Настина ваза?! В Семеновском районе, в деревне Мериново, русские мастера изготавливали самые многоместные матрешки. Матрешка, она как мама красивая, нарядная, сильная, здоровая. Самая большая матрешка которую изготовили с Семеновском районе была 72 местная; В Лысовском районе мастера славились выточкой Топорной игрушки. Топорная игрушка - игрушка рубленная топором. Самый любимый персонаж - конь. Его украшают росписью по красному, желтому, лиловому или черному фону. Так же изготавливают двухпалубные пароходы, каталки, качели и украшают узором с зелеными листочками, лиловыми и красными ягодками, алыми цветами. Физкультминутка: Конь. Конь меня в дорогу ждет, (растирание ладоней) Бьет копытом у ворот (поочередно топаем правой и левой ногой) На ветру играет гривой (3-4 стр. махи ладонями из стороны в сторону) Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскочу (приседаем) Не поеду – полечу (прыгаем на двух ногах) Цок-цок-цок-цок (прыгаем поочередно на правой и левой ноге) Там за дальнею рекой (прикладываем ладонь ко лбу) Помашу тебе рукой (помахать ладонями обеих рук) В Городецком районе, в деревне Жбанниково, живут мастера волшебники. Они изготавливают необычные глиняные свистульки. В этих старинных игрушках есть нескольких свистков внутри одной формы. А в Нижнем Новгороде есть фабрика Ариэль, в которой мастера выдувают свои фирменные стеклянные елочные украшения. Стеклодувы выдувают шары и разнообразные фигурки из стеклянных трубок, а художники их расписывают. В Семеновском районе, деревне Федосеева, производят щепные игрушки. Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, сколачиваются гвоздиками и раскрашиваются цветочками. Самое интересное в игрушках, то, что они могут двигаться. Крутятся колёсики, можно повертеть и ручки у капитана многопалубного парохода. Самые любимые — это конечно кони, многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики. Волжские пароходы многоэтажны, на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, трещётки, карусельки, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки В Ковернинском район, в деревне Ермилово родились Ермиловкские игрушки. Опилки смешивают с клеем и вылепливают 2 половинки игрушки, а затем их склеивают, раскрашивают и покрывают лаком. Интерактивная игра «Дом для игрушек» Цель: определить название игрушки и найти ее место в домике. 5) Привело нас яблочко в город Семенов. В старину люди ели из деревянной посуды. Искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Вы не знаете, ребята, От чего и почему, Очень часто называют Золотую Хохлому? Разве золотом покрыты В ней деревья и дома? Может, всюду там сияют Золотые терема? Деревянная, резная Расписная Хохлома! Удивительной посудой, - Вот чем славится она. Этот тонкий, этот дивный Золотистый завиток! Раз увидишь, не забудешь, И хотел бы, да не смог. Ветка плавно изогнулась, Рядом с листиком трехпалым, Земляника цветом алым Засияла, поднялась Сладким соком налилась А трава, как бахрома Золотая… (Хохлома). Скажите ребята, почему остановилось яблочко на этой выставке? – Ответы детей Что вы видите на полочках? - Ответы детей Что мы с вами ищем? - Ответы детей -Найдите похожую вазу на выставке? - Ответы детей -Каким узором расписана ваза? - Ответы детей Хотите посмотреть, что в ней? -Ответы детей В вазе оказалась старинная фотография, которую ищет Настенька. Давайте сообщим ей об этом? - Ответы детей Сейчас я позвоню по телефону Насте, и мы расскажем ей, где находится ваза и как вернуть семейное фото домой. (Звонок Насте) |
Осмысление | Слайд 15 | Дети, как вы думаете, почему яблочко нам сразу не показало Настину вазу в музее? Что для вас оказалось самым интересным? Самым сложным? О чем вам хочется рассказать родителям? Как нам пригодятся наши знания в жизни? Спасибо за внимание! |
Семейное фотоDOCX / 134.18 Кб
Дидактические игрыDOCX / 397.81 Кб
ВазаDOCX / 72.45 Кб
Музей истории народных художественных промысловPPTX / 67.94 Мб
7