Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в «Музей истории художественных промыслов Нижегородской области» НГИАМЗ

2
0
Материал опубликован 9 February

Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста в

«Музей истории художественных промыслов Нижегородской области» НГИАМЗ

Цель: организовать деятельность детей для развития познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и ремеслами, приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям.

Задачи:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать желание пользоваться специальной терминологией, для ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

- обобщить представления о промыслах и ремеслах Нижегородской области (резьба по дереву, коклюшечное кружево, городецкая роспись, игрушки, деревянная посуда с росписью хохлома); учиться выделять характерные особенности промыслов.

- воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства; прививать любовь к русскому народному фольклору.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, картинка «Ваза», картинка «Фото семьи», видеоролик «Сказочница», нитки и деревянные палочки (по количеству детей), дидактическая игра «Запутанный узор», музыка «Городецкая роспись».

Планируемые результаты: Дети предполагают, выдвигают свои идеи по поводу ситуации с Настей; называют волшебный предмет - помощник; могут отличить резьбу по дереву от росписи, называют коклюшечное кружевоплетение и могут сказать, почему оно так называется; дети могут найти среди картинок, персонажи и образы городской росписи; определить название игрушки по внешнему виду; могут рассказать об особенностях городецкой росписи и хохломы.


Этап

Объект аудио и визуализации

Содержание

Мотивация

Письмо от девочки Насти

Слайд 2




Гиперссылка «Ваза»

Гиперссылка

«Семейное фото»

Доброе утро дети! Вчера на почту детского сада пришло письмо, а что было в этом письме я вам сейчас расскажу:

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Настя, сегодня у меня день рождение и мне исполняется 5 лет. Что бы поздравить меня, из деревни позвонила моя бабушка и рассказала о том, что у нас дома, в деревянной вазе, хранится для меня старинное фото семьи. На этом фото моей прапрабабушке Нюре тоже 5 лет. После разговора я побежала искать вазу. Но вдруг вспомнила, что вазу передали в музей. Девочки и мальчики помогите мне, пожалуйста, разыскать вазу и фото, мой подарок от бабушки.

Ребята, вы хотите помочь Насте узнать, где она может найти вазу и фото? (ответы детей).


Восприятие

Гиперссылка

«Ваза»






Слайд 3

Анимация «Яблочко»



Слайд 4




 


Гиперссылка Сказочница

Слайд 5

Анимация «Яблочко»






Слайд 6












Слайд 7





Слайд 8




Слайд 8 (музыка)




Слайд 9











































Слайд 10


Слайд 11

Анимация «Яблоко»








Слайд 12























Слайд 13


Страна у нас большая, великая. Как же ребята, нам найти вазу? (ответы детей)

Придется обратиться к волшебным предметам.

Какой волшебный предмет может помочь нам отыскать нужное место? (ответы детей)

Из самой сказки к нам на помощь поспешило золотое блюдечко с наливным яблочком. Золотое блюдце показывает карту Нижегородской области, а яблочко поведет нас по верному пути и поможет найти музей.

Смотрите ребята, куда нас яблочко привело! В Музей истории народных художественных промыслов».

А что такое народные промыслы (Ответы детей)

Русские народные промыслы — это изделия народных мастеров. Отправляемся на 4 этаж

1) Показывает нам яблочко Городецкий район, там мастера славились резьбой по дереву.

Выставка «Резьба по дереву» Мебель, ворота, деревянные украшения для дома.

Здесь мы можем побывать в крестьянском доме с его резными наличниками и ставнями.

А как вы думаете для чего нужны были ставни? (ответы детей)

Сказочница сейчас вам покажет!

А вот перед вами узорные двери и ворота.

2) Мы в Балахинском районе, здесь в почете мастерство - коклюшечное кружевоплетение.

«Коклюшечное кружево»

Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Кружево – это сетчатая, прозрачная ткань, из ниточных узоров - фигур, цветов, веток с листьями, животных, зверей и птиц. Кружево значит «кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава, воротник красивой узорной цветной каймой». 

Главные инструменты для плетения:

подушка-валик

образец кружевного рисунка – сколок (узор на сколке наколот или напечатан точками, в которые должны втыкаться булавки для образования кружевного узора)

коклюшки (деревянные палочки с шейкой, на которую наматывается нить),

булавки с маленькой головкой, вязальный крючок.

Кружевоплетение называлось в старину «женским замышлением», а кружевницы — плетеями. 

Подвижная игра «Моталочка».

Цель: развивать скорость реакции, моторику рук через мотание нитки на деревянную палочку.

3) Наливное яблочко перенесло нас в Городецкий район «Городецкая роспись»

Едет в город Городец

Покупать товар купец

Разрисованные прялки

Люльки, доски и качалки

Городецкая роспись - русский народный промысел зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном черной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, как символ богатства и образ птицы – символ счастья.

Дидактическая игра «Запутанный узор»

Цель: найти среди изображений, персонажи и образы городской росписи.

Дети выбирают детали городецкой росписи и наклеивают их на досточку.

4) Дети, яблочко нам показывает выставку «Игрушки», может среди них есть Настина ваза?!

В Семеновском районе, в деревне Мериново, русские мастера изготавливали самые многоместные матрешки. Матрешка, она как мама красивая, нарядная, сильная, здоровая. Самая большая матрешка которую изготовили с Семеновском районе была 72 местная;

В Лысовском районе мастера славились выточкой Топорной игрушки. Топорная игрушка - игрушка рубленная топором. Самый любимый персонаж - конь. Его украшают росписью по красному, желтому, лиловому или черному фону. Так же изготавливают двухпалубные пароходы, каталки, качели и украшают узором с зелеными листочками, лиловыми и красными ягодками, алыми цветами.

Физкультминутка:

Конь.

Конь меня в дорогу ждет, (растирание ладоней)

Бьет копытом у ворот (поочередно топаем правой и левой ногой)

На ветру играет гривой (3-4 стр. махи ладонями из стороны в сторону)

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскочу (приседаем)

Не поеду – полечу (прыгаем на двух ногах)

Цок-цок-цок-цок (прыгаем поочередно на правой и левой ноге)

Там за дальнею рекой (прикладываем ладонь ко лбу)

Помашу тебе рукой (помахать ладонями обеих рук)

В Городецком районе, в деревне Жбанниково, живут мастера волшебники. Они изготавливают необычные глиняные свистульки. В этих старинных игрушках есть нескольких свистков внутри одной формы.

А в Нижнем Новгороде есть фабрика Ариэль, в которой мастера выдувают свои фирменные стеклянные елочные украшения. Стеклодувы выдувают шары и разнообразные фигурки из стеклянных трубок, а художники их расписывают. 

В Семеновском районе, деревне Федосеева, производят щепные игрушки.

Деревянные щепочки, дощечки да чурочки, сколачиваются гвоздиками и раскрашиваются цветочками. Самое интересное в игрушках, то, что они могут двигаться. Крутятся колёсики, можно повертеть и ручки у капитана многопалубного парохода. Самые любимые — это конечно кони, многообразная кукольная мебель, стульчики, диванчики, шкафчики. Волжские пароходы многоэтажны, на главной палубе стоит капитан. Автомобильчики, в кузове которых можно перевозить грузы, трещётки, карусельки, лодочки, санки и даже игрушечные швейные машинки

В Ковернинском район, в деревне Ермилово родились Ермиловкские игрушки.

Опилки смешивают с клеем и вылепливают 2 половинки игрушки, а затем их склеивают, раскрашивают и покрывают лаком.

Интерактивная игра «Дом для игрушек»

Цель: определить название игрушки и найти ее место в домике.

5) Привело нас яблочко в город Семенов.

В старину люди ели из деревянной посуды. Искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Ветка плавно изогнулась,
 И колечком завернулась,

 Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась

 А трава, как бахрома

 Золотая…  (Хохлома).

Скажите ребята, почему остановилось яблочко на этой выставке? – Ответы детей

Что вы видите на полочках?

- Ответы детей

Что мы с вами ищем?

- Ответы детей

-Найдите похожую вазу на выставке?

- Ответы детей

-Каким узором расписана ваза?

- Ответы детей

Хотите посмотреть, что в ней?

-Ответы детей

В вазе оказалась старинная фотография, которую ищет Настенька. Давайте сообщим ей об этом?

- Ответы детей

Сейчас я позвоню по телефону Насте, и мы расскажем ей, где находится ваза и как вернуть семейное фото домой.

(Звонок Насте)

Осмысление







Слайд 15

Дети, как вы думаете, почему яблочко нам сразу не показало Настину вазу в музее?

Что для вас оказалось самым интересным?

Самым сложным?

О чем вам хочется рассказать родителям?

Как нам пригодятся наши знания в жизни?

Спасибо за внимание!


​​​​​​​Семейное фотоDOCX / 134.18 Кб
Дидактические игрыDOCX / 397.81 Кб
ВазаDOCX / 72.45 Кб
Музей истории народных художественных промысловPPTX / 67.94 Мб

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.