Виртуальная экскурсия – цикл занятий «Мой любимый край или по следам Карлсона» Байкальский лимнологический музей

1
4
Материал опубликован 9 February

Виртуальная экскурсия – цикл занятий

«Мой любимый край или по следам Карлсона»

Байкальский лимнологический музей

Цель: создать условия для развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с обитателями озера Байкал в рамках виртуальной экскурсии.

Задачи:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать желание пользоваться специальной терминологией, для ведения конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

- систематизировать и закрепить знания детей о природе нашей области и ее богатствах; дать представления об озере Байкал и его обитателях.

- обратить внимание детей на красоту родного края, вызвать желание бережно относиться к природе.

- воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация, видео- фрагменты «Карлсон собирается в дорогу», «Вход», «Сколько лет живет омуль?», «Можно ли читать газету через головомянку?», «Аквариумный зал», «Лаборатория», «Погружение на батискафе», 2 банки, чистая и грязная вода, мелкие предметы, рыбки-игрушки, сосуд с воронкой, фильтр (бумажная салфетка, вата, слой бинта),

Планируемые результаты: Дети предполагают, ищут ответы на вопросы. Рассказывают: где находится Байкальский лимнологический музей, почему музей называется лимнологическим, что такое спирогира, какие уникальные виды обитателей живут в озере Байкал, может ли озеро превратиться в болото, что делают в лаборатории. Дети самостоятельно могут сделать фильтр и процедить воду.

Этап

Объект аудио - и визуализации

Содержание

Мотивация

Слайд 1


Слайд 2



Слайд 3.1

Слайд 3.2

Слайд 3.3


Слайд 3.4


Слайд 3.5


Слайд 4 Гиперссылка «Карлсон собирается в дорогу»

Слайд 5.1


Слайд 5.2

Слайд 5.3

Слайд 5.4

Слайд 6

Здравствуйте ребята! Сегодня произошла такая история: «Мой друг Карлсон – путешественник и защитник природы, возвратившись из путешествия, отметил флажком место на карте, где он уже побывал. Рассказывая о поездке, он включил телевизор, чтобы посмотреть свои любимые

Экологические новости. И что же он увидел?! Диктор вещал о том, что оз. Байкал загрязняется, мелеет и зарастает у берегов водорослями... Мелководье у берегов заселила водоросль спирогира. Вода в некоторых местах превратилась в зеленый кисель, а побережье загажено гниющим ковром из разлагающейся растительности. Может ли самое глубокое озеро на планете превратиться в болото? Какие уникальные виды байкальских обитателей мы рискуем потерять в ближайшее время? Карлсон в ужасе отбежал от телевизора со словами «Во всем нужно разобраться!!! Я отправляюсь к озеру…»

Карлсон быстро собрался и отправился в путь…



Дальше от Карлсона пришло смс: «Я на месте: здесь из озера Байкал вытекает река Ангара; здесь все окружено горами и холмами; это место назвали в честь деревьев, которых здесь очень много; а самое главное, тут находится Байкальский лимнологический музей!!! Один я, не смогу разобраться, приезжайте скорее…»

Известий больше не было…

Что же делать? Ребята, а вы готовы отправиться в след за Карлсоном и помочь ему узнать какие уникальные виды обитателей могут пострадать от водоросли спирогиры? И почему её стало так много в нашем озере?

Хотите? Приглашаю.

Восприятие



Слайд 7.

Слайд 7.1

Слайд 7.2.

Слайд 7.3.

Слайд 7.4.






Гиперссылка «Вход»

Слайд 8.

Артикуляционная гимнастика «Звуки Байкала» и

физкультминутка «Прогулка»
















Слайд 9









Слайд 10



Гиперссылка 1












Гиперссылка 2



Слайд 11.1

Слайд 11.2

Гиперссылка «Аквариумный зал»






Слайд 12.













































Слайд 13.




Гиперссылка «Лаборатория»


Слайд 15.

Гиперссылка Погружение на батискафе



Слайд 16.

Как вы думаете, ребята, где находится Карлсон? Какое место он описывал в смс?

Ответы детей…Листвянка

Итак, здесь действительно река Ангара прощается со своим отцом Байкалом (по легенде). Горы окружают озеро со всех сторон. И вот он Байкальский лимнологический музей.

Как вы думаете, почему музей назван лимнологическим? (Дети рассуждают). Если дети не смогли ответить:

Я открою вам секрет:

Лимнология – это раздел науки, который посвящён изначально озёрам, а в последствии и другим крупным пресноводным водоёмам. Лимнологический музей возник из лимнологический института.

Входим в музей.

Ребята, пройти первый зал мы сможем, если

представим себя частью природы.

«Рыбки» – втянуть щеки и вытянут губы «как рыбки»

«Пузырьки» – болтание языком

«Шум моря» – звук «ш-ш-ш» и шуршание ладошками

«Камушки» – смыкаем губы и издаем глухой звук

«Ветер» – дуем ртом, «слабый ветер», «сильный ветер».

- «Покажите, какие высокие деревья растут в нашей тайге» - Дети тянут руки вверх

- «Подул сильный ветер – закачались даже деревья» - Плавные наклоны в стороны

- «А молодые, не окрепшие деревца, пригнулись к самой земле» - Наклоны вперед с касанием рук пола

- «Я по травке на лугу в красных тапочках бегу» - Бег на месте

- «А трава хорошая, ну-ка тапки сброшу я!» - Махи ногами

- «Ой, трава щекочется! Мне смеяться хочется!» 

Ребята   присаживаются на стулья)

Вот мы и во втором зале. Отгадайте загадку, о каком обитатели Байкала идет речь?

Хищная, пятнистая

Ловкая и быстрая

Если зазевался,

К ней на зуб попался!

Может даже цапнуть руку.

Угадали? Рыба - (Щука)

А вы сможете найти щуку на слайде? Дети показывают.

А вот и наш Карлсон!!! Кажется, он запутался во всем многообразии обитателей! Давайте поможем ему разобраться? Ответы детей.

Начинается на «о», 
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале. 
Вы, случайно, не слыхали?

(Омуль)    

Ребята, а вы знаете сколько лет может прожить омуль? (Ответы детей)

Ответ даст эксперт-экскурсовод Байкальского музея.

Что за рыбка невеличка, 
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна – 
Студена вода, нужна.

А на солнце рыбка тает.
Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка иностранка.
Это рыбка…(Голомянка)    

Ребята, как выдумаете, действительно ли рыбка тает на солнце? (Ответы детей) Давайте послушаем.

Для того чтобы познакомиться с другими обитателями озера можно отправиться в аквариумный зал музея. Этот зал, пожалуй, самый любимый для Карлсона. Там можно встретить бычков, омуля, семейство осетровых и т.д. Скажите, а сможете ли вы помочь Карлсону определить виды рыб, которые представлены на видео?!

Как вы думаете дети, только ли рыбы обитают в Байкале? Кто ещё? А знаете ли вы, что есть такие обитатели, которые сложно рассмотреть невооруженным глазом? Чтобы их рассмотреть лучше, как вы считаете, куда нужно отправиться?

Ответы детей?

Поспешим дальше и отправимся прямиком в лабораторию. Лаборатория располагается на третьем этаже Байкальского лимнологического музея. В лаборатории проводятся разнообразные опыты, а вы ребята хотите стать лаборантами и провести опыт?

Предлагаю вспомнить уже известные свойства воды, обратить внимание на банки и сравнить воду в них:

- Одинаковая ли вода?

- Чем отличается вода?

Для уточнения проводим опыт.

Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.

- В какой банке предметы видны? ( В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).

Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.

Предлагаем назвать прозрачные предметы в группе. (Стекло окна, стакан, баночки, ваза).

Подвести детей к аквариумам и спросить: «Одинаковая ли в них вода?»

(Нет, в одном чистая, прозрачная, а в другом, вода мутная, ничего не видно).

- Как вы думаете, в каком аквариуме рыбам хорошо?

(В том, где вода чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли; в другом вода мутная, ничего не видно).

Далее воспитатель спрашивает, прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? ( Дети высказывают свои суждения)

- А в речке, озере, море, океане, какая вода?

- Почему необходимо, чтобы там была чистая вода? ( Если вода будет грязной, то погибнет всё живое).

Предлагаем провести опыт по очистке воды:

Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.

Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.

Таким естественным биологическим фильтром в озере Байкал является рачок – эпишура-эндемик.

Вы растите, детки, сами,
Не до вас огромной маме.
Омулята косяками.
За ветвистыми рачками
Цвета манной крупки
Тоненькой да хрупкой.
Миллиарды среди вод,
Каждый корм себе берет.
Год за годом пир горой.
Звать рачка Эпишурой (Т.Г. Долбунова)

На её ротовых щетинках, как на сите остаются одноклеточные водоросли и даже бактерии, а чистая вода возвращается в Байкал. Но вот удивительно, рассмотреть его можно только при помощи микроскопа – размеры эпишуры 1-3 мм.

Итак, вашему вниманию предстает рачок-эпишура. Давайте рассмотрим её под микроскопом. То, что видит микроскоп, отображается на экране компьютера.
Всех ли обитателей Байкала мы с вами помогли определить Карлсону? Может быть, кого то забыли? А чтобы это узнать, предлагаю отправиться в подводный мир Байкала на батискафе. Когда мы всплывали на батискафе. Нерпа рассказала нам о причине надвигающейся экологической катастрофы. Но так как было шумно, мы не смогли её расслышать. А вот Карлсон успел сфотографировать нерпу с посланием. Давайте послушаем, что говорит нам нерпа.

Осмысление

Слайд 17.

Дети сможем ли мы теперь ответить на вопросы: Может ли самое глубокое озеро на планете превратиться в болото? Какие уникальные виды байкальских обитателей мы рискуем потерять в ближайшее время, если и дальше будем загрязнять озеро отходами? Что сегодня вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? Что бы хотели изменить?


​​​​​​​
Презентация Байкальский лимнологический музейPPTX / 8.2 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Юлия Михайловна, хотелось бы увидеть заявленную презентацию.

9 February

Презентация по ссылке в конце работы. Спасибо, прекрасная работа!

9 February

Спасибо, увидела.

9 February

Благодарю за оценку) к сожалению не удалось прикрепить видеофрагменты к гиперссылкам (эпизоды из мультфильма "Малыш и Карлсон" и реальное видео из Байкальского Лимнологического музея)

9 February