Виртуальное учебное пособие по ИЗО «Благовещенск в красках»
Последовательное изложение собственной методической разработки в форме учебного пособия по ИЗО «Благовещенск в красках»
Виртуальное учебное пособие : www.obuchebnik.ru
«Рисование – процесс дыхания души», - отмечал Василий Кандинский. Изобразительное искусство не столько фактическая передача увиденного, сколько выражение своих чувств, эмоций, психологическая разгрузка - средство самораскрытия личности. Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир; для него рисунок – это своеобразный способ общения с внешним окружением: возможность выражения своей радости или боли, страха, вопросов, фантазии, отношение к окружающей действительности. К сожалению, в последнее время у школьников наблюдается снижение мотивации к изодеятельности, познавательной активности и, как следствие, отказ от выполнения заданий уроков изобразительного искусства. Казалось бы, демонстрация наглядного материала может возбудить новые силы, позволит преодолеть утомляемость, но обнаруживается недостаточное оснащение этого самого демонстрационного материала, нет возможности в полной мере познакомить школьников с творчеством мастеров изобразительного искусства.
С целью помощи учащимся разного уровня обучения познать окружающую действительность в красках, изобразить ее на примере краеведческого материала, развить наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать чувство прекрасного, развития личностных способностей я разработала пособие «Благовещенск в красках».
Практика педагогической деятельности показала, что при использовании только электронных пособий, у детей теряется возможность общения со своими сверстниками; поэтому пособие «Благовещенск в красках» должно использоваться только как дополнительная форма обучения, где время нахождения за компьютером учащихся лимитировано и чередуется с подвижными действиями в основном на воздухе.
Известно, что дети по - разному воспринимают и запоминают информацию, эти различия в значительной мере определяются тем, какая сенсорная система является ведущей у данного конкретного ученика. В связи с этим разделы пособия «Благовещенск в красках» мною составлены по рекомендации членов психолого медико – психологической комиссии города Благовещенска, заведующей кафедры начального образования ИРО РБ Э.А.Ижбулатовой с учетом психофизиологических особенностей учащихся города, зрительной, слуховой, кинестетической и сенсорной системы. Учебный материала пособия перемежен: текст, объяснение, образное (графическое) представление, музыкальное сопровождение, видеофрагменты, разноуровневые задания. Структура предложенного материала, заложенная в пособии «Благовещенск в красках», зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное. В каждом разделе по-разному соотносится деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) – главных действующих лиц обучения.
Краеведческий материал даёт не только информацию о родном городе, но и активирует мотивацию к её изучению, заставляет задуматься школьников, в каком городе они живут, и, выходя на улицу, по-иному смотреть на такие привычные и вдруг ставшие такими интересными, «ожившими», архитектурные постройки, улицы: оживают старые улицы: цокают копыта лошадей, скрипят повозки… Эмоции детей, положенные на бумагу, помогают трансформировать свой семантический образ в художественный и словесный (при написании сочинения), что делает его более прочным, понятным. В данном пособии учащимся предложено прикоснуться к старине города Благовещенска и начать с малого: многое могут рассказать бытовые вещи о своём хозяине и о времени, когда они были в ходу. На этапе практической работы предложен метод «внутренней речи»: ребёнок не пассивно срисовывает объект, а ведёт внутренний монолог, проговаривая действия. В разделе «Интерактивная экскурсия по городу Благовещенску» учащиеся наблюдают разные типы домов, обращают внимание на острохарактерные по образу, размышляют о контрасте старых заброшенных и обжитых домов: первые - неухоженные, с заколоченными или висящими на одной петле ставнями, многие ушли до окон в землю; другие – высокие и крепкие, с красивыми палисадниками и покрашенными, обновлёнными наличниками. Подобные наблюдения всегда находят отклик в детской душе. В виде грусти и сожаления в первом случае и радости во втором.
Ряд заданий пособия «Благовещенск в красках» предусмотрен таким образом, что учащиеся вовлекаются в процесс коллективного сочинения творческих работ. Практика подобного коллективного сочинительства не только помогает оформить испытываемые эмоции в осмысленный образ, но и даёт возможность ученикам с бедным эмоциональным опытом услышать и сформировать выразительный образ, что даст им в практической части урока, занятия большей уверенности и результативности в создании композиции. По возможности участвует каждый, привнося в общий рассказ свои семантические ощущения. Например, в разделе «Экскурсия по городу» предлагается сочинить два полярных рассказа о доме - горемыке и доме-счастливце, где в рассказ вплетаются не только визуальные наблюдения типа украшенных ставней, стройных ворот или перекошенного забора, но и цветовые, фактурные, обонятельные ощущения. В дальнейшем предлагается создать образ окна «радостного или грустного» дома. Этот приём развивает умение внутренне рассуждать, формирует образное и логическое мышление.
Данное пособие направлено на формирование художественно – изобразительной компетенции учащихся 5-8 классов; сохранение исторического наследия, памяти о своих корнях, о своей Родине, качества культурного человека. Материалы разделов являются фактическими и наглядными дополнениями сведениями к урокам изобразительного искусства, основанные на принципе содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принципе постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира через историю малой Родины. Принцип «от жизни – через искусство – к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры изобразительного искусства. В процессе практической работы учащиеся имеют возможность:
- получить первичные навыки изображения городского пейзажа, символов - оберегов;
- научиться владеть материалами живописи, графики на доступном возрасту уровне;
- развивать наблюдательность, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения.
Представленная мною методическая система в форме учебного пособия в комплексе тесно взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых методов, приемов, ресурсов и форм, используемых в учебно-воспитательном процессе, составляет фундамент процессов планирования и прогнозирования педагогической деятельности, формирует художественные знания и умения о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения; поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории родного города; способствует созданию культурного контекста между поколениями, между людьми; роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, архитектуре, войлочного искусства; о существовании стилей и направлений в искусстве; роли творческой индивидуальности художника.
Фролова Елена Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Лариса
Сорокина Светлана Валерьевна
Лариса
Лариса
Лариса
Миннигалеев Артём Рустемович
Мещанинова Татьяна Антоновна
Елена Шестерикова(Сапожникова)
Гайбадуллина Разиля Фануровна
Людмила
Александр