Публикация по теме «Функциональная грамотность, как механизм повышения качества образования»

29
0
Материал опубликован 19 August 2023 в группе

Я начинающий учитель математики. У меня позади всего три ОГЭ. Пришла в школу из системы среднего профессионального образования. В колледже я преподавала физику. Очень часто приходилось слышать от студентов фразу «Зачем мне это надо?». Поэтому на всех занятиях необходимо было показывать связь своего предмета с жизнью, его роль в профессиональном мире. Тогда это назывался «компетентностный подход», а сегодня – «функциональная грамотность». Хотя, само словосочетание у меня вызывает ассоциации с механизмами, роботами и никак не со школьниками.


На сайте «Педсовет» 24 июля 2023г появилась публикация Выпускники о том, что из школьных лет им пригодилось во взрослой жизни (pedsovet.org). Редакция сайта задала ребятам пять вопросов:

  1. Расскажите, что из опыта школьных лет вам пригождается больше всего в студенческой/профессиональной жизни?
  2. Какие специальные знания из школьной программы вам пригодились за последний год?
  3. Назовите три полезных жизненных навыка, которые вы переняли у своих учителей.
  4. Чему самому важному стоит научить детей, которые в этом году пойдут в первый класс? А что, на ваш взгляд, необязательно?
  5. Какое самое сильное впечатление связано у вас со школьной жизнью? Скучаете ли вы по гимназии?
         И вот что они ответили:
Александра Беляк: «Школа научила меня не бояться неудач»

В школе мы научились учиться. Вместе с преподавателем определяли источники знаний, изучали литературу, а затем обсуждали творческий проект.

Почти вся школьная программа в той или иной мере пригодилась в студенчестве. В этом году в лаборатории мне неожиданно помогло знание информатики: базовые основы программирования существенно облегчают решение многих рутинных задач. Ну и английский язык, конечно. Почти вся профессиональная литература выходит на английском.

Главное, что я вынесла для себя из общения с учителями, — умение не бояться неудач. Позволять себе делать ошибки.

Нужно научить детей получать удовольствие от процесса, а не от финального результата. Мало внимания уделяется тому, чтобы ребенок учился слышать себя, понимать, чего ему на самом деле хочется и какой он человек. От завышенных ожиданий только лишний стресс и недовольство собой.

Мое самое сильное школьное впечатление связано с первой любовью: мой супруг тоже учился в гимназии. На самом деле я не очень скучаю по школьным годам, потому что все самое лучшее, что мне дала школьная жизнь, до сих пор со мной: мой муж, друзья, учителя, которых я вижу, приезжая в гости в гимназию. А знания и навыки, полученные в школьные годы, ведут меня по жизни, каждый день которой я проживаю с жадностью и интересом: что же будет дальше?


Карим Сафаров: «Учителя помогли мне понять, чего я хочу»

В студенчестве мне очень пригодился опыт подготовки курсовой работы в десятом классе. Все этапы, от поиска идеи до реализации конечного продукта в виде проекта и его защиты, очень важны.

Мне кажется, что пригодилось вообще все: от мини-проектов по разным предметам до личных инициатив, которыми мы занимались с учителями, чтобы улучшить нашу гимназию. Хочу отметить спортивный комплекс, в котором я каждый день после уроков играл в большой теннис, футбол, шахматы, катался на лыжах. Мы часто ездили с учителями в другие города, где могли в необычной обстановке пофилософствовать о жизни. Запомнились профильные экскурсии в разные компании, где мы могли изнутри увидеть профессии будущего.

В гимназии меня научили критически мыслить, анализировать, выявлять причинно-следственные связи и дискутировать по разным темам. Все это помогает принимать обоснованные решения и облегчает учебу в университете. Думаю, эти навыки пригодятся мне на протяжении всей жизни.

Самое важное, чему нужно научить детей, — умению быть открытыми к новым знаниям и опыту. В мире, где и технологии, и общество постоянно меняются, способность к обучению и адаптации — ключевые навыки для успеха в будущем. Детям нужно дать уверенность в своих способностях, а также поощрять их творческое мышление и поддерживать любопытство.

Я сильно скучаю по гимназии, там было очень много ярких моментов. Самые сильные впечатления в моей памяти оставило посвящение в гимназисты. Для меня в этом событии крылся некий сакральный, немного магический эффект. Все мы, учителя и ученики, становились одной большой семьей, у которой есть важные цели: развиваться, двигаться вперед, открывать новое и просто быть счастливыми.


Полина Харитоненко: «В школе меня научили презентовать себя»

Школа стала хорошим фундаментом для меня и дала всю необходимую базу для движения дальше. Она научила работать с большим объемом задач. Не могу не упомянуть и тренинги от ИКРЫ, на которых нас научили выступать на публике, работать в команде и делать модные презентации. В наше время это пригодится в любой сфере, ведь умение себя презентовать — залог успеха!

Никогда бы не подумала, что мне в реальной жизни пригодится геометрия, но она пригодилась. У меня есть свое небольшое дело: мы с девочками делаем ароматические свечи и диффузоры для дома, и нам нужно было рассчитать размеры наклеек на диффузоры разных объемов. Мы знали только размер наклейки на самый маленький объем, а чтобы высчитать размеры других, пришлось прибегнуть к пропорции. А еще нам нужно было понять, какого размера заказать упаковку, исходя из длины палочек для ароматерапии. Пришлось вспомнить теорему Пифагора, представив палочки «в роли» гипотенузы, а длину и ширину коробки в качестве катетов. Кстати, все получилось!

Учителя научили меня не бояться трудностей, всегда идти к поставленной цели и добиваться ее несмотря ни на что, верить в себя и никогда не опускать руки! А еще смотреть на все с позитивом и искать плюсы во всем! По правде говоря, учителя дали мне много важных навыков и советов, которыми я пользуюсь ежедневно, но для меня это что-то очень сокровенное, поэтому я просто хочу сказать, что я бесконечно им благодарна!

Наверное, это даже больше не про знания, хотя их роль и так все знают, а про социализацию, про формирование личности, где в тебя закладывают все самое ценное.

Школьных впечатлений очень много. Безусловно, последний звонок — это воспоминание на всю жизнь, помню каждую пережитую эмоцию. Очень часто вспоминаю наши поездки с классом. Их было много, все они были классными. Помню, как в раздевалке играли в прятки в темноте, заказывали пиццу в школу, когда были волонтерами на «Павловской ласточке», как ходили на экскурсию в школьный подвал.


Как видно из ответов, молодые люди говорят не только о предметных знаниях, полученных в школе. Еще им важна наработка личностных качеств, способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний, т.е их функциональная грамотность.

Так же следует отметить, что в современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Уже доказана неэффективность предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Собственно, поэтому основным направлением для повышения качества образования становиться план мероприятий (действий) по развитию функциональной грамотности школьников. И уроки математики здесь подходят, как нельзя лучше - поскольку одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, свойственные успешному человеку. Это привело к изменению в методике преподавания математики и развитию внеурочной деятельности.


А еще, с 2020 года КИМ ОГЭ по математике дополнились задачами, формирующими умение применять навыки в реальных ситуациях. Задания 1–5 – практико-ориентированные задачи. Для их решения просто необходима хорошо сформированная функциональная грамотность обучающихся. ГИА 2021 года запомнилась многим по провалу и большому числу несдавших. Для меня – это был первый экзамен, первый опыт, первые «грабли». При решении типовых вариантов из сборника заданий для подготовки к ОГЭ учащиеся столкнулись с различными трудностями. Часть из которых была вызвана слабым развитием у школьников различных направлений функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной и др.

Учителям математики известны примеры межпредметных задач из первых пяти заданий экзамена ОГЭ. Рассмотрим, например, задачи на «Террасы» (математика + география). Для того чтобы успешно решить задание 1, необходимо обладать читательской (уметь анализировать текстовую информацию) и математической грамотностью. Задание 2 содержит в себе все виды грамотности: естественно-научная (условие выращивания культур на террасах), читательская (не упустить в тексте правило вычисления тангенса угла склона), математическая (вычисления тангенса угла склона). Решение этой задачи не вызовет трудности, если внимательно вчитаться в комментарии к задаче. Рассмотрим задание 3. Для решения необходимы навыки читательской и математической грамотности. При решении задачи 4 – использовать прием «ключевые слова»; – провести смысловой анализ текста задачи, сравнив информацию в задаче с исходным текстом, описывающим суть заданий с первого по пятое (навыки читательской грамотности); – применить математическую грамотность (умение решать задачи на проценты). Эта задача проверяет читательскую грамотность (умение анализировать и сопоставлять исходный текст и текст задачи), естественно-научную грамотность (определение оптимального выбора культур), математическую грамотность (математический расчет).


Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках математики состоит из блоков: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и финансы, геометрия.

Самыми простыми приемами для формирования функциональной грамотности в обучении служат регулярные вопросы к ученикам: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?» и систематическое включение в урок заданий на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задач на ориентацию в жизненной ситуации.


Вот ответ моей ученицы, Кулдыкиной Кати, выпускницы 2022 года и студентки 2 курса многопрофильного колледжа Пензенского государственного университета по специальности «Экономика и бухгалтерский учет»:

«В 8 классе есть параграф «Элементы статистики». Из него я узнала о том, как происходит сбор и группировка статистических данных. Что представление информации в виде диаграмм и таблиц лучше помогает понять информацию. И в таком виде с ней удобнее работать.

Математические задания, которые входят в этот параграф, полезны всем. Поскольку при изучении общественных явлений или явлений природы всегда проводятся специальные статистические исследования. Например, такое задание:

«В таблице приведены данные о производстве приборов заводом в первом полугодии (по месяцам)

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

Число приборов, тыс. шт.

15

23

25

26

18

14

Представьте данные с помощью линейной диаграммы (полигона).»

Решением данной задачи является диаграмма:

t1692470262aa.png

Школьникам, которые никогда не будут использовать математику в работе, всё равно придётся принимать в жизни решения, которые будут основаны на анализе сложившейся ситуации, на анализе входных данных. Эти данные могут быть текстом договора, надписью на информационном щите, инструкцией к электроприбору и так далее.

При изучении «Элементов статистики» мы решаем задания, с помощью которых можем научиться отвечать на вопрос «следует ли из этой информации тот или иной вывод?». Такие задачи убеждают нас в необходимости и практической полезности изучения математики; показывают, что математические задачи рождаются из обычной жизни».


В сегодняшнем учебнике математики Виленкина есть рубрика «Применяем математику». И это – здорово! Значит уже можно не листать просторы Интернета, в поисках подходящей задачи или ломать голову над ее изобретением, а все найти в одном месте. Теперь работу по формированию функциональной грамотности можно проводить систематически, начиная с 5 класса, регулярно включая в работу на уроке и дома практико-ориентированные задания по разным темам. Например, в 5 классе представление информации в виде диаграммы, 6 класс изображение плана комнаты в теме «Масштаб», в 7-9 классах измерения на местности. Даже без знаний геометрии ученики 5-6 классов вполне могут решить несколько заданий по плану дачного участка. Легко найти гипотенузу по клеточкам без знания теоремы Пифагора. А в 7 классе я даю ученикам задания на «Тарифы».

Практическая ценность при решении практико-ориентированных задач в современных условиях в том, что приобретается опыт мыслительной деятельности. Знания, умения и навыки, которые получает школьник, он использует для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Тем самым помогая выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.


Обучение с использованием практико–ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения задач.

Гораздо интереснее искать ответ, например, к таким задачам:

  1. Один килограмм конфет стоит 520 рублей. Мама купила 0,5 килограмма конфет и отдала 1 тысячу рублей. Сколько рублей сдачи мама должна получить?
  2. Магазин открывается в 8 часов утра, а закрывается в 8 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 13 до 14 часов. Сколько часов в день открыт магазин?
  3. Семья из трех человек едет из Санкт Петербурга в Москву. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд стоит 1150 рублей на одного человека. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 48 руб. за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
  4. Магазин канцелярских товаров закупает карандаши по оптовой цене 12 рублей за один и продаёт с 40-процентной наценкой. Сколько будут стоить 3 таких карандаша, купленных в этом магазине? И т.д.


Мои наблюдения показали, что чем лучше сформирована функциональная грамотность, тем заметнее становится рост качества обучения, увеличивается активность учащихся и степень их реализации в жизни. Отследить рост качества образования можно по результатам ОГЭ.

год ГИА

кол-во выпускников

9 класса

уровень обученности, %

качество знаний, %

2021

6

100

17

2022

9

100

33

2023

14

100

50


В своем выступлении я хотела показать значимость формирования функциональной грамотности на примере уроков математики. Сегодня она стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

В заключении, хочу отметить, что роль математики в самых обычных жизненных ситуациях велика. Хотелось бы, чтоб в учебниках математики было больше задач, применяемых на практике. Для меня особую ценность составляют задания, показывающие где ученики могут применить полученные знания и выводы для практической жизни, в конкретных ситуациях. Ведь когда знаешь зачем учить, то учиться становиться интереснее.

Презентация: 


сопроводительная презентацияPPTX / 4.89 Мб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации