Выступление на методическом объединении на тему «Обучение детей с аутизмом»
Выступление на методическом объединении
Тема: «Обучение детей с аутизмом»
Аутизм – широкое понятие, к нему относят ряд психических расстройств и отклонений в поведении у детей и взрослых. Многие считают аутизм самой страшной психической болезнью у детей. Но на самом деле, не всегда аутизм имеет тяжелые формы, при лёгких формах личность взрослого человека с диагнозом «аутизм» мало чем отличается от человека, у которого нет данного диагноза, и такие люди могут достигать больших успехов в тех областях, где другие люди не могут.
Например, при аутизме встречается синдром саванта или савантизм – редкий феномен, при котором люди с отклонениями в развитии имеют неординарные, порой гениальные способности в какой-либо сфере деятельности. Дети аутисты с таким синдромом могут писать стихи с 8 лет, у них фотографическая память, может быть абсолютный слух. В список знаменитых людей с признаками аутизма или установленным в детстве диагнозом вошли: Альберт Эйнштейн, Микеланджело, Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Сэр Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин.
Существует 2 классификатора заболеваний:
МКБ10 – международная классификация болезней, где формы аутизма имеют шифр F 84.0 – F 84.9
DSM -V – американская система классификации заболеваний психики, где аутизм со всеми его формами объединили в «расстройства аутистического спектра» (РАС).
Все виды аутизма можно условно разделить на лёгкую и тяжёлую форму.
Лёгкие формы аутизма
Лёгкие формы аутизма при условии своевременной терапии и коррекции, позволяют детям успешно учиться в обычных школах и высших учебных учреждениях, а во взрослом возрасте могут найти работу и самореализоваться.
К лёгким формам аутизма можно отнести:
Высоко функциональный аутизм
Синдром Аспергера F 84.5
Атипичный аутизм F 84.12 без УО (умственная отсталость).
Тяжёлые формы аутизма
Для тяжелых форм аутизма характерно снижение функциональности или ее отсутствие в областях коммуникации, социального взаимодействия и поведения. Дети нуждаются в специальных образовательных программах, серьезном лечении, реабилитации и коррекции, но даже этого порой недостаточно для успешной социализации и полноценной жизни, ведет к инвалидности.
F 84.0 Синдром Каннера
F 84.11 Атипичный аутизм с УО (умственная отсталость)
F 84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (Синдром Хеллера, и др.)
F 84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
Расстройство аутистического спектра по-разному проявляется и по-разному лечится у разных людей. И это составляет проблему, когда мы пытаемся определить, как обучать страдающих аутизмом детей. Хотя каждый ребенок-аутист может по-разному реагировать на методы обучения, вот несколько стратегий, которые обычно применяются, чтобы помочь детям с аутизмом добиться успеха в образовательных целях.
Установите границы пространства обучения. Это необходимо, потому что у детей с аутизмом часто возникают проблемы со сменой окружающей среды или с хаотичным пространством.
Обустройте пространство обучения отдельными и определенными пунктами, например, игрушками, и оденьтесь соответственно.
Разместите физические признаки установленного пространства на полу, например, коврики для каждого ребенка, где он сможет играть, очерченный лентой квадрат для зоны чтения, и так далее.
Создайте предсказуемый график. Многие дети-аутисты преуспевают, когда есть предсказуемый график, поэтому было бы очень полезно дать им знать, чего ждать каждый день.
Повесьте на стену четко видимые аналоговые часы и приклейте на них изображения, которые будут показывать дневные занятия и время, когда ими будут заниматься. Обращайтесь к этим часам, упоминая время, когда какой деятельностью будете заниматься.
Позвольте детям идти по собственному плану уроков. Дети с аутизмом столь же способны к обучению, как и дети, не страдающие этим заболеванием. Просто им нужно найти стратегию надлежащего впитывания информации.
Наблюдайте за тем, к каким предметам тяготеет ребенок. Ему нужно ходить, чтобы перечесть алфавит? Удерживание одеяла в руках помогает ему читать вслух? Что бы это ни было, позвольте ребенку учиться по своей собственной структуре.
Обучайте детей с аутизмом социальному моделированию. У многих детей, страдающих аутизмом, возникают сложности со способностью настраиваться на эмоции, мотивацию и другие социальные сигналы, которые инстинктивны для детей, не страдающих аутизмом.
Читайте истории, чтобы показать правильное поведение в различных ситуациях. Например, прочтите историю о ребенке, который грустит, и покажите хмурый взгляд или слезы как пример грусти, чтобы помочь ребенку-аутисту научиться понимать эмоции. Ребенок может учиться путем запоминания.
Используйте фиксирование, чтобы облегчить процесс обучения. Многие дети-аутисты фиксируют свое внимание на определенных предметах и это можно выгодно использовать в обучении.
Например, если ребенок фиксирует внимание на машинках, используйте их в преподавании географии, “заезжая” машинкой в разные страны.
Не используйте длинные словесные команды. Это может привести к замешательству, так как у детей-аутистов часто есть проблемы с пониманием последовательностей.
Если ребенок умеет читать, запишите инструкции.
Давайте инструкции небольшими шагами.
Не кричите на ребенка. У детей, страдающих аутизмом, чувствительные уши. Крики только навредят. Например, то, что для вас будет шепотом, для ребенка с аутизмом будет звучать как обычный разговор.
Старайтесь использовать забавные и творческие способы обучения ребенка. Так будет лучше, потому что дети с аутизмом больше реагируют на такие способы.
Используйте доски с выбором изображений, чтобы у ребенка был способ выражать свои желания, если он не любит разговаривать.
Не повторяйте имя ребенка-аутиста снова и снова и снова, если он не отвечает. Он может не понимать того, что вы ему говорите.
Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.
Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.
Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.
Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.
У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение. То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.
Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.
9. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?
Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.
Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.
10. Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?
Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут обороняться в ответ на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку.
Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.
Список используемых источников
1. https://vemakids.com.ua/educenter-syndrom-kannera-vysokofunkcyonalnyy-autyzm
2. http://www.liceum9.ru/index.php/inkljuzivnoe-obrazovanie1/2079-kakie-osobennosti-mogut-byt-u-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra