Выступление по теме «Использование технологии модульного обучения на коррекционных занятиях при обучении детей с ОВЗ»
Выступление по теме: «Использование технологии модульного обучения на коррекционных занятиях».
С недавнего времени в отечественной образовательной системе стала набирать силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, т. е. повышается роль инклюзивного обучения. (Слайд 1.)
Одним из вариантов совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников может служить организация модульной технологии обучения, которая позволяет учитывать потенциальные возможности каждого ребенка.
Главное преимущество использования модульной технологии в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. (Слайд 2)
Я обучаю ребёнка на дому по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью 1 вариант. У моего ученика очень плохо развита память, речь и логическое мышление. На коррекционных занятиях я активно применяю модульную технологию.
Данная технология дает возможность формировать практические творческие навыки, самостоятельность, развивать познавательные способности и расширять кругозор. Модуль – это система взаимосвязанных междисциплинарных занятий. Междисциплинарный подход – основа интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно. (Слайд 3)
Характерной особенностью уроков с применением модульной технологии является активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся, периодическое проведение контроля, дополнительная работа с учащимися с особыми образовательными потребностями, т.е. проведение повторного цикла обучения. (Слайд 4)
В модуле сочетаю разнообразную деятельность на занятия: познавательную и творческую. Разнообразие форм и методов работы, реализуемых через модуль, способствует становлению целостной, гармонически развитой личности. Присутствие элемента творчества при модульной технологии делает работу более интересной, насыщенной и продуктивной.
Для составления модульного урока я использую следующий алгоритм.
ПРОСМОТР ВИДЕО
Мое занятие было построено по следующему плану модуля. Рассмотрим каждый этап более подробно.
1. Познавательный блок:
2. Творческий блок.
3. Оценочный блок.
Данное занятие было проведено в рамках подготовительного этапа к изучению геометрических фигур, углублению представления о них.
Коррекционное – развивающее занятие по теме «Геометрические фигуры». (Модуль «Геометрические фигуры») Подготовительный этап.
Цель: создать условия для закрепление представлений о квадрате, треугольнике и круге.
Задачи:
Образовательные:
Узнавать и называть геометрические фигуры;
Сравнивать формы геометрических фигур;
Соотносить и находить их форму в реальных предметах и объектах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, творческое мышление, тактильное восприятие; общую и мелкую моторику.
Формировать приемы умственной деятельности через игровые упражнения и задания, направленные на коррекцию мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, умозаключении.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Фрагмент:
1. Актуализация знаний:
На доске прикреплены разные геометрические фигуры. Некоторые повторяются.
- Коля, посмотри внимательно на доску. Здесь изображены различные фигуры. Попробуй их поделить на группы. (Ребенок передвигает фигуры).
- Расскажи, как ты будешь называть каждую группу. (Квадраты, круги, треугольники).
- Вспомни, какие предметы могут иметь форму квадрата? Круга? Треугольника?
2. Практическая работа.
- Сегодня мы будем с тобой делать узор из геометрических фигур и в конце занятия ты сделаешь узор сам.
- Посмотри внимательно на мой узор, который уже изображен на доске. Посчитай сколько квадратов, треугольник и кругов я использовала.
- Теперь ты должен повторить мой узор при помощи фигур у себя на столе. (Ребенок выполняет узор).
- Замени в своем узоре все круги на яблоки, а квадраты на цветочки.
- Какие картинки ты будешь использовать? (фрукты).
- Скажи, а чем полезны фрукты? А сейчас зимой можно ли сорвать фрукт с дерева? Какие фрукты еще ты знаешь?
- Теперь попробуй составить свой узор, используя картинки. Посчитай, сколько картинок ты использовал всего?
- Попробуй построить домик из геометрических фигур. Какие ты возьмешь фигуры?
- Коля, оцени свою работу на занятии. Улыбнись, если тебе все удалось, сделай грустное лицо, если было трудно.
Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силы, создаёт благоприятный эмоциональный настрой.
Используемая литература:
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004
Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. – М.. 1995
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. – М.: Народное образование, 1996
http://www.refcity.ru/content/22189.html
Ссылка на презентацию
https://docs.google.com/presentation/d/1tBVqNY5Zi-wUHk_u7Bd-f6XKL7Ygk3O_/edit?usp=sharing&ouid=103895213856534158372&rtpof=true&sd=true
Дементьева Ирина Михайловна
Власенко Марина Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна