Выступление на педагогических чтениях: «Задания творческого характера на уроках музыки»

8
0
Материал опубликован 7 March 2016

Выступление на педагогических чтениях:

«Задания творческого характера на уроках музыки»

Цели:

1. Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.

2. Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.

3. Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной

особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как

следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает

развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на

прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.

Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области

речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с

некоторыми из них я хочу поделиться.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих

способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в

симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют

тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ

каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется

формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности:

музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает

себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в

музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается

придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это

небольшие четверостишия.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные

образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них

серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных

произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного

мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная

ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою

историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся

на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение.

Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих

заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального

произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к

старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они

слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их

построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь

изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить

историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)

образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание

данного музыкального произведения.

6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание:

составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе

литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс

Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три

глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны

повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его

музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре

группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует –

Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая

жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом:

после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке,

не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к

уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради.

Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная –

стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание.

Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как

обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с

ними план, по которому они делают презентации.

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в

конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные

формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты,

где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный

материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый

значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных

представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики,

формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных

образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет

огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.