Выступление на педагогических чтениях: «Задания творческого характера на уроках музыки»
Выступление на педагогических чтениях:
«Задания творческого характера на уроках музыки»
Цели:
1. Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.
2. Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
3. Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.
Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной
особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как
следствие, творческая активность школьников.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает
развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на
прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.
Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области
речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с
некоторыми из них я хочу поделиться.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих
способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в
симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют
тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ
каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется
формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности:
музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает
себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в
музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается
придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это
небольшие четверостишия.
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные
образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них
серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных
произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного
мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная
ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою
историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся
на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение.
Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих
заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального
произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к
старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они
слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их
построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь
изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить
историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)
образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание
данного музыкального произведения.
6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание:
составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе
литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс
“Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три
глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны
повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его
музыку – классик;
б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре
группы музыкальных инструментов – коллектив;
в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует –
Иван Крылов написал басню – ансамбль;
г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая
жемчужина неправильной формы – стиль.
8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом:
после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке,
не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к
уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради.
Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная –
стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...
9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание.
Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как
обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с
ними план, по которому они делают презентации.
10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в
конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные
формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты,
где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный
материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый
значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.
Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных
представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики,
формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных
образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет
огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.