Статья на тему «Ментальная арифметика и учащиеся начальной школы»

5
0
Материал опубликован 22 October 2021

 

 

 

В последнее время можно заметить, что в сети появляется много высказываний о том, какие молодцы дети, которые занимаются ментальной арифметикой, что обучение ментальной арифметике («быстрого счета») является очень интересным и увлекательным процессом. Оказывается эти занятия набирают сейчас большую популярность, а выглядят поразительно и немного даже пугающе: двигая в воздухе невидимые костяшки, ребята перелопачивают длинные ряды трехзначных чисел и за какие-то секунды дают правильный ответ.

Какую пользу несут в себе занятия ментальной арифметикой и есть ли отрицательные стороны этой методики? Что же такое ментальная арифметика?

Математика – фундаментальная наука, о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на операциях подсчета, измерения и описания формы объектов.

Арифметика – это раздел математики, изучающий простейшие виды чисел (целые, натуральные, рациональные), их отношения и свойства. Предметом арифметики является понятие числа, вопросы о его происхождении, развитии и свойствах, измерения, вычислительные операции и приемы вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление).

Ментальная – можно перефразировать как воображаемая, образная.

Ментальность – (от лат. mens – сознание, ум) – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. Ментальный – имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т. д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме).

Таким образом получается, что ментальная арифметика — это система, позволяющая производить быстрые и точные арифметические расчеты с помощью счета в уме.

Еще примерно в четвертом веке до нашей эры было изобретено первое счетное устройство. Его создатель – ученый Абакус, его именем и был назван прибор. Выглядел он следующим образом: глиняная пластинка с желобами, в которые складывались камни, обозначающие числа. Один желобок предназначался для единиц, а другой для десятков.

В переводе с греческого «абакус» – это счетная доска. И теперь может называться абакусом любой прибор, который может использоваться для десятичной системы исчисления. Так, абакусом могут называться привычные нам счеты, разлинованный лист бумаги или доски, и вбитые в школьную доску гвозди, на которые вешают карточки с числами.

Первоначально абакусом мог служить стол или деревянная дощечка покрытая пылью или песком, чтобы на ней можно было нарисовать полоски палочкой. Каждая полоска предназначалась для определенных разрядов чисел. Первая – единицы, вторая – десятки, третья – сотни и так далее. В начерченные полосочки счетоводы обычно складывали камешки

Из этого следует, что принцип абакуса очень старый, поэтому со временем в разных странах эти счеты начали называться и выглядеть немного по-разному. Так абакус в Китае - суаньпань, в Японии - соробан, в России - русские счёты. Эти вычислительные приспособления почти похожи друг на друга, их отличие в количестве спиц и косточек.

Проще говоря абакус - это счёты непривычного для русских людей вида. У него есть: рамка (обрамление абакуса, нужна для крепления спиц, и чтобы косточки с них не падали), перекладина (разделяет косточки на спице на две части. В одной части 4 косточки, и они всегда находятся внизу, поэтому получили название «земные косточки». Верхняя косточка - одна и получила название «небесные косточки», соответственно находятся вверху), спицы (палочки, на которые насажены косточки, их 13), косточки.

Работая с абакусом нужно придерживаться определённых правил:

на абакусе счёт ведётся двумя пальцами: большим и указательным.

большим пальцем поднимают косточки, а указательным - опускают.

небесные косточки двигают только указательным пальцем.

операции с однозначными выполняются правой рукой, а с многозначными обоими руками.

сброс косточек делается указательным пальцем и большим.

Так вот, выяснилось, что ментальная арифметика - одна из методик обучения устному счёту. Сначала дети учатся считать с помощью счётов - абакуса (соробана). Затем они производят вычисления в уме, воображая абакус.

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ. Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России.

Школы, которые обучают ментальной арифметике, стали очень популярными в России после нескольких передач по телевизору, в которых дети демонстрировали невероятную скорость вычисления различных примеров с двух- и трёхзначными числами. Телепередачи, ролики на Youtube сделали своё дело: многие родители захотели, чтобы их дети тоже демонстрировали чудеса устного счёта и развили обещанные рекламой навыки.

Оказалось, что в нашем городе Владикавказе тоже есть школы, где обучают ментально считать задачи и примеры любой сложности. Самые популярные из них это «Смарткидс» («SmartyKids»), «АмаКидс» («AMAKids»), «Учмас» («Uchmas»).

Как выяснилось, вся программа в школах ментальной арифметики по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий. В своей работе ребенок использует абакус. Этот предмет позволяет ему совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корень. Потом постепенно переходят со счетов на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе абакус. Во время прохождения второго этапа дети обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. После овладения методикой счета дети перестают пользоваться абакусом, поскольку они потом просто представляют воображаемое счетное оборудование и выполняют счет любых чисел в уме. При этом, как правило, шевелят пальцами обеих рук.

В чем же польза от занятий ментальной арифметикой?

Итак, достоинства этой методики в следующем:

Тренировка головного мозга. Развитие обоих полушарий мозга. Левое – за рациональность действий, логику, правое – за фантазию, воображение.

Развивается логика, воображение. Ребенок решает задачи в уме, воображая бусины и передвигая их мысленно..

Увеличивается объем памяти. Принцип ментальной математики заключается в запоминании большого количества комбинаций цифр, движений пальцами.

Концентрация внимания становится лучше.

В большинстве случаев растет успеваемость. По всем предметам ребенок занимается лучше.

Самооценка у ребенка повышается.

Ребенок привыкает думать быстро.

Самостоятельность. Малышам в обучающих школах никто не помогает, только подталкивает к правильному решению.

Несмотря на все достоинства, ментальная арифметика не всегда оправдывает ожидания. Среди недостатков методики можно выделить:

Многочисленные ошибки в вычислениях. Дети слишком самоуверенны, привыкли давать ответ быстро.

Большая часть детей научатся хорошо считать, но память, внимание, усидчивость остаются на том же уровне.

Методика таких занятий новая, большого опыта у специалистов в России нет.

Прогрессивный метод обучения быстрому счету вызвал шквал мнений родителей. Они не всегда положительные.

Изучив отзывы родителей, размещенных на сайтах школ ментальной арифметики, получилось, что только около 70% родителей (всего взято за основу 50 отзывов) заметили результаты после 3-4-месячных занятий ментальной арифметикой (ребенок стал более самостоятельным, стал лучше разбираться в понятии числа, научился быстро считать и т.п.).

А что же считают учителя начальной школы об этой методике устного счета, сталкиваясь с учениками ментальных школ в своих классах:

учителя знают о системе устного счета под названием ментальная арифметика.

почти в каждом классе есть дети, которые либо уже прошли курс ментальной арифметики, либо еще посещают эти занятия (всего 12 учеников в нашей начальной школе).

дети «ментальной арифметики» допускают ошибки в вычислениях (привыкают считать быстро, торопятся на уроках показать свои способности).

навык быстрого счета для школьной программы не столь важен (в системе общего образования важна не скорость).

по результатам итоговых оценок по триместрам успеваемость учеников, посещающих занятия ментальной арифметикой, по математике следующая: 5 учеников - «отлично», 5 учеников - «хорошо», 2 ученика - «удовлетворительно».

учителя считают, что развивать логику, память, внимание можно и другими методами (например, разгадывать кроссворды, ребусы - это будет эффективнее, чем сложение и вычитание шестизначных цифр на скорость).

результаты занятий не пригодятся в жизни.

Мнения учителей о ментальной арифметики можно заменить словами основателя образовательной платформы Учи.ру Ивана Коломиеца. Он утверждает: «Для способных ребят заниматься ментальной арифметикой не вредно, но и не особенно полезно: время можно было бы потратить на что-то действительно развивающее – например, на настоящую математику, которая куда интереснее сложения и вычитания на скорость». Вот с таким утверждением я полностью согласна!

Итак, ментальная арифметика – это уникальная методика развития умственных способностей детей от 4 до 16 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь по данной методике, ребенок может решать любые арифметические задачи за несколько секунд (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня числа) в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.

Не следует зацикливаться на ментальном обучении, ведь по мнению психологов, излишнее увлечение одним занятием затупляет другие навыки и способности малыша. Тренировать мозг можно разгадыванием кроссвордов, изучением иностранных языков, чтением книг.

Сами занятия ментальной арифметикой, на мой взгляд, вряд ли навредят ребёнку. А вот стоит ли посвящать два-три года изучению этой методики и тратить на это немалую сумму денег, решать только нам самим.

 

 


 

Библиографический список

 

Багаутдинов Р. Ментальная арифметика. Знакомство / Багаутдинов Р., Ганиев Р. – М.: Траст, 2015 – 112 с.

Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16 лет / Демидов Г. – М.: Демидов Георгий, 2016 – 60 с.

Интернет-ресурсы:

https://soroban.ru/blog/nejropsixolog-o-mentalnom-schete-vrede-polze-mifax

https://tass.ru/obschestvo/5390135

https://www.pravmir.ru/schitayut-vsluh-no-ne-umeyut-myslit-i-druzhit-pochemu-otdat-rebenka-na-mentalnuyu-arifmetiku-spornaya-ideya/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.