Выступление на педагогическом совете по теме: «Проектная деятельность в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Проектная деятельность в начальной школе»
Разработала
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
Полякова Ольга Владимировна
Кизел
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.
1. Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, навыки решения творческих задач и навыки поиска и анализа информации.
2. Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в условия, требующие думать, рассуждать, правильно излагать свои мысли, уметь применять имеющиеся у них знания на практике.
В настоящее время образовательный процесс связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию творческих способностей. Это необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой в виде творческой продукции. А это влечет за собой поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Проектная деятельность учащихся – это сфера, где нужен союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает дружеское сотрудничество. Что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проект хорош тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
В настоящее время детям поступает большое количество информации. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное, находить связи, структурировать информацию, выделять главное.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
· Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников
· Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
· Приобретают коммуникативные умения, работая в группах
· Развивают у себя исследовательские умения
· Развивают системное мышление.
Основные требования к проектной деятельности:
· Наличие главной в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения
· Проблема в проекте должна быть оригинальной, если нет, то оригинальным должно быть ее решение
· В основе деятельности должна быть самостоятельная работа учащихся, а также групповая или парная.
· Использование исследовательских методов.
· Выполненная работа должна соответствовать установленным формальным критериям, наличие творческих достижений.
Этапы проекта:
1. Знакомство класса с темой
2. Выбор подтем ( областей знаний )
3. Сбор информации
4. Выбор проектов
5. Работа над проектами
6. Презентация проектов.
Для ученика проект – это возможность раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
1. Проявить себя
2. Попробовать свои силы
3. Приложить свои знания
4. Принести пользу
5. Показать публично достигнутый результат.
Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться поставленными перед ними задачами. Да и стандартом определено, что работа над проектом строится вместе со взрослыми. Поэтому работу надо начинать с проведения родительского собрания в 1 классе, на котором объяснить родителям о целях и задачах проектной деятельности.
Правила, по которым нужно строить свою работу в проектной деятельности:
1. Подходить творчески к любому проекту ученика
2. Поощрять инициативу детей
3. Развивать самостоятельность в поиске информации для проекта
4. Избегать прямых инструкций
5. Обучать учеников умениям анализировать свою деятельность
6. Сотрудничать с родителями.
Памятка для защиты проектов:
1. Я подготовил проект на тему…
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи…
3. В ходе проекта я решил проблему…
4. Для своего проекта отобрал материал…
5. Использовал литературу…
6. Продукт моего проекта…
7. Я хочу рассказать…
8. На … изображено…
9. Я использовал эти фотографии или рисунки, потому что…
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к я узнал…
11. Мой продукт можно использовать…
12. Актуальность моего проекта заключается в том, что…
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в проект.
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.