Занятие на тему «Витамины» (Окружающий мир, 3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 с. Харагун
Конспект
«Витамины»
Подготовил:
Батуева Лариса Дмитриевна,
учитель начальных классов
для 3 класса
с. Харагун
2018г.
Класс __3_____
Тема «Витамины»
Тип урока - Урок - игра.
Авторы УМК - Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.
Цель урока - познакомить со значением витаминов для организма человека.
Планируемые образовательные результаты:
предметные - познакомится с понятием «витамины», «авитоминоз»; раскрыть значение витамин в жизни человека.
личностные - воспитывать чувство товарищества, коллективизма
метапредметные - развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету посредством игр, развивающих занимательных упражнений.
Оборудование - проектор, компьютер, таблички со словами,таблички с пословицами, таблички с рисунками, набор продуктов для игры, меню.
Ход занятия:
1.Организация начала занятия:
Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на Урок Здоровья пришел.
Кто хочет прожить без врачей и таблеток.
Вам – бодрым, веселым - спасибо за это!
2. Актуализация знаний, умений:
– Самое сложное и удивительное создание из всего, что есть на Земле - это Человек. Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. Человек мыслит, обладает речью, трудится. А что же самое главное у человека? (мнения детей)
-Верно это здоровье. А значит, его надо беречь.
Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз – здоровье! Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить, здоровье нужно сохранить.
– А какие пословицы о здоровье вы знаете?
-Ребята, чтобы продолжить наше занятие, мы делимся на 3 команды. Каждая команда должна набрать наибольшее количество баллов. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
-Итак, первая игра:
Игра «Найди продолжение пословицы о здоровье» (у каждой команды на столах конвертики с половинками пословиц, нужно правильно сложить пословицу)
Команда 1.
В здоровом теле… (здоровый дух)
Здоровье всему (голова)
Кто спортом занимается (тот силы набирается)
Забота о здоровье лучшее (лекарство)
Двигайся больше, проживешь (дольше)
Команда 2.
Здоровье в порядке (спасибо зарядке)
Здоровье дороже (денег, богатства)
Береги платье снову (а здоровье смолоду)
Болен лечись, здоров (берегись)
Здоровье сгубишь, новое (не купишь)
Команда 3.
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоровье сбережёшь – от беды уйдёшь.
Без здоровья нет хорошей жизни.
Здоровьем дорожи – терять его не спеши!
Здоровому – всё здорово!
– Ребята, без каких правил питания нельзя сохранить здоровье? (Ответы детей)
– Сегодня на нашем уроке здоровья мы узнаем о полезных продуктах. Поговорим какие полезные продукты, а какие нет. У вас на столах лежат карточки с названиями продуктов. Обсудите в командах, какие из них самые полезные.
Игра «Выбери самые полезные продукты» На столах наборы карточек с названиями продуктов. (карточки прикрепить к доске). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
фрукты
овощи
конфеты
чипсы
газированная.вода
хлеб
торты
печенье
– Почему вы выбрали именно эти продукты? (Они богаты витаминами.)
– Вот о них-то и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
3. Постановка цели, планирование:(Цель: постановка и реализация плана занятия)
-Ребята, что мы должны узнать о витаминах? ( Что такое витамины? В каких продуктах они содержатся? Чем полезны витамины?)
- Что такое витамины нам расскажет ученица:
Ещё в прошлом веке русским врачом Н. И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи — белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащиеся на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали. Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название — витамин, соединив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь», и греческое «амин», указывающее на их отношение к аминокислотам. С тех пор было открыто много витаминов, определена их роль, изучено их строение, большие успехи имеются в их производстве, то есть искусственном получении.
А, В, С, D, Е,…- так начинается латинская азбука. В медицине латинские буквы стали азбукой здоровья - обозначениями витаминов.
Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.
– А вот в каких продуктах живёт каждый витамин – вам расскажут ребята.
Выходят «витаминчики» (дети с буквами витаминов).
1 ученик:
Витамин А содержится в жире камбалы и палтуса, молоке, масле, куриных яйцах.
Он помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток- авитаминоз приводит к "куриной слепоте".
2 ученик:
Витамин В - комплекс из 15 различных веществ. Важнейшие В1, В6, В9, В12.
Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке. , грибах, красной рыбе, , сыре, смородине, фасоли, бананах, морковке
Он помогает нервам передавать импульсы мышцам. Продолжи Функ свой опыт дальше, он довел бы несчастных птичек до болезни "бери-бери", которой раньше страдали жители Китая, питавшиеся лишь очищенным рисом. Признаки болезни - потеря сил, истончение и слабость мышц, боли и спазмы в конечностях.
3 ученик:
Витамин С, или аскорбиновая кислота "прославлен" знакомыми каждому с детства сладко-кислыми "аскорбинками". Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. Недостаток витамина приводит к цинге - заболеванию, при котором выпадают зубы.
Д.Лондон. Золотоискателей во время долгой полярной зимы без свежих овощей и фруктов спас мешок картошки - всего по 1 картофелине в день на брата - и им хватило, чтобы выжить.
4 ученик:
Витамин Д. Под его личиной прячутся сразу 5 родственников Д1-Д5.
Раньше для пополнения Д3 детям давали рыбий жир. Сейчас жировая ткань морских животных накапливает все то вредное, что сливает в Мировой океан промышленность. В организме человека этот витамин может вырабатываться сам из холестерина в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Он отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.
5 ученик:
Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.
6 ученик:
Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени - капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.
-Поиграем в игру:
Игра «Угадай витамин» (дети с закрытыми глазами на вкус должны угадать и назвать продукт и витамины присутствующие в нём, за правильный ответ получает 1 балл)
(Продукты в одноразовой посуде: лук, хлеб, яблоко, груша, банан, молоко, мясо, каша, макароны, картофель, брусника, творог, раст масло, арахис, яйцо)
4.Закрепление.
Игра «Витамины в меню» А теперь давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня на завтрак в столовой. (Меню завтрака на столах у каждой команды.) Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве. за каждый правильный витамин -1 балл
- Проверьте себя по таблице на
5.Подведение итогов:
-Ребята, скажите, какая цель перед нами стояла? (Узнать о витаминах, в каких продуктах они содержатся? Чем полезны витамины?)
-Считаете ли вы что мы её достигли? (да, нет)
6.Рефлексия:
-Ребята, посчитайте баллы, которые вы набрали. Команды занимают 1,2,3 места, вручается «Сертификаты здоровья»
- Что узнали нового сегодня, чего не знали раньше?
-Появилось желание соблюдать правила правильного питания?
- Спасибо за работу, мне было приятно с вами работать, до новых встреч.